Урок обществознания «Деятельность - способ существования людей»
Конспект урока по обществознанию 10 класс
подготовила ГЛУХОВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА
Тема урока: Деятельность – способ существования людей
Цель:
- образовательная: дать представление о деятельности человека и ее многообразии;
- развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь;
- воспитательная: воспитание ответственности и долга и уважения к человеку.
Тип урока: комбинированный.
Х о д у р о к а
Организационный момент
Актуализация опорных знаний.
В чем состоит сущность мировоззрения?
Почему мировоззрение нередко называют стрежнем духовного мира личности?
Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?
В чем состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
III. Мотивационно- целевой этап урока
Притча
Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?» - «У меня сегодня много дел, - ответил он, - хочу, чтобы день наступил пораньше».
- О чем эта притча?
- Какое она имеет отношение к теме нашего урока?
- Что такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играет деятельность в нашей жизни?
На эти вопросы мы и будем отвечать на наших уроках.
IV. Этап выявления места и причины затруднения
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий труда. Но только человеку присуща деятельность.
- С какими словами у вас ассоциируется понятие «деятельность».
- Назовите слова – синонимы. (труд, занятие, работа и т.д.)
V. Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации
1. Определение понятия «деятельность»
- Попробуйте сформулировать определение понятия «деятельность» из ключевых слов.
1). Активность, преобразование.
Деятельность – это форма активности, направленная на преобразование окружающего мира.
2). Цель, внешний мир.
Деятельность – целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
2. Структура деятельности.
Структура деятельности
VI. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
1. Определите, какое место занимает каждый элемент деятельности
Волосы – потребности
Мозг – цель
Рот – мотив
Руки – объект и субъект
Туловище – действие
Ноги – результат
2. Объяснить каждый из структурных элементов деятельности.
З а д а н и е. Самостоятельно или используя текст § 5, охарактеризовать каждую черту деятельности.
– Что является мотивом деятельности человека?
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворять свои потребности.
VII. Этап включения в систему знаний и повторение
1) Как связаны деятельность и целеполагание?
2) Почему из всех живых существ только человек оказался способен к деятельности?
3) каково значение деятельности в жизни человека и развитии общества?
4) Что побуждает человека к деятельности?
5) Каковы основные виды потребностей?
6) Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы их удовлетворения?
7) Какова их роль в деятельности человека?
Домашнее задание: § 5 Документ с.53 вопросы и задания к документу 1-3 с.54