12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина20


Методическая разработка


Конспект урока по химии по теме «Реакции ионного обмена»


Тип урока: изучения нового материала

Цели урока: углубить понятие о свойствах электролитов, сформировать представление о реакциях ионного обмена с точки зрения электролитической диссоциации, спрогнозировать возможные случаи протекания реакций ионного обмена до конца, научить учащихся составлять полные и сокращенные ионные уравнения.

Задачи обучения:

Образовательная: актуализировать и углубить знания о теории электролитической диссоциации, формировать умение анализировать полученную информацию, совершенствовать навыки решения практических задач.

Развивающая: продолжать развивать умение логически правильно высказывать мысли, совершенствовать исследовательские навыки; развивать мышление через анализ, синтез и сравнение.

Воспитывающая: формировать химическую грамотность; воспитывать умения учащихся работать в группах, сообща находить правильное решение, соблюдать правила техники безопасности.

Планируемые результаты:

Предметные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода

Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Предметные: исследование реакций ионного обмена

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная;

индивидуальная;

работа в группах;

Оборудование и реактивы:

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, растворы кислот: HCl , щелочей- NaOH, солей – CaCO3, CuSO4, FeCl3, FeSO4, Na2CO3, раствор лакмуса, рабочий лист- - содержащий задания и описания опыта.

Ход занятия

Организационный этап-2 мин.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сообщение целей и задач занятия

Актуализация опорных знаний- 7 мин

Фронтальный опрос:

Кто и в каком году разработал теорию электролитической диссоциации?

Какие вещества называются электролитами? Приведите примеры.

Какие вещества называются не электролитами? Приведите примеры.

Что такое ионы?

Как можно определить силу электролита?

Работа в группах (по 2 чел.)

Работа выполняется в тетради и проходит проверка с обсуждением.

1.Разделите данные вещества на электролиты и не электролиты:

Раствор гидроксида натрия, твердый гидроксид калия, кристаллы глюкозы, раствор глюкозы, дистиллированная вода, водопроводная вода, раствор серной кислоты, спирт.

2.Напишите уравнения диссоциации следующих веществ:

Na2SO3, Ba (OH)2, H2SO4, K Cl, Cu (OH)2

Изучение нового материала (14 мин)

1.Реакции ионного обмена

Вспомните, какие реакции называются реакциями обмена.

До изучения теории электролитической диссоциации, реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей.

Теперь нам известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, но имеются ионы. Следовательно, реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов. Поэтому, реакции между ионами в химии называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.

Демонстрация: проводим реакцию между хлоридом калия и нитратом серебра, отмечаем, что запись в молекулярном виде

KCl + AgNO3 = KNO3 + AgCl

Не отражает сущности происходящего процесса, т.к. взятые для реакции соли- сильные электролиты и в растворе находятся в виде ионов:

KCl= K+ + Cl-

AgNO3= Ag+ + NO3

Эти ионы в процессе моляризации могут образовывать как исходные молекулы: KCl и AgNO3 так и новые: KNO3 и AgCl. Хлорид серебра выпадает в осадок, выводя из сферы реакции ионы Ag+ и Cl-. Этот процесс выражается записью:

K+ + Cl- + Ag+ + NO3 - = K+ + NO3- + AgCl

Такую запись называют полным ионным уравнением.

Из этого уравнения реакции видно, что взаимодействие произошло только между ионами: Ag+ + Cl- = AgCl

Эту запись, отражающую сущность реакции между электролитами, называют сокращенными ионными уравнениями.

2. Условия протеканий реакций ионного обмена до конца.

При сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет.

По каким признакам можно судить о протекании реакций?

Что мы понимаем под обратимыми и необратимыми химическими реакциями?

Итак, реакции ионного обмена проходят до конца, если образуется осадок, выделяется газ или образуется мало диссоциирующее вещество- вода.

3. Применение реакций ионного обмена

(определение качества воды, приготовление теста, устранение жесткости воды, определение качества продуктов питания)

IV. Выполнение лабораторных опытов (20 мин.)

Работа в группах

Цель: отработать алгоритм составления реакций ионного обмена, познакомиться с условиями протекания реакций ионного обмена

Учащиеся проводят лабораторный опыт, заполняют таблицу в тетрадях. Необходимо составить уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде и определить, к какому случаю реакции ионного обмена, относится реакция в проведенном ими опыте.

По результатам проведенных опытов учащиеся выступают с краткими сообщениями.

Группа 1. Провести химическую реакцию между гидроксидом натрия и сульфатом меди (II)

Группа 2 Провести химическую реакцию между соляной кислотой и гидроксидом натрия.

Группа 3 Провести химическую реакцию между соляной кислотой и карбонатом натрия.

Группа 4 Провести химическую реакцию между хлоридом железа (III) и гидроксидом натрия.

Группа 5 Провести химическую реакцию между сульфатом железа (II) и гидроксидом натрия

Группа 6 Провести химическую реакцию между карбонатом кальция и соляной кислотой.

Исходные вещества

Признаки реакции

Уравнения реакций

Выводы






Вывод (2 мин.)


Делаем вывод о том, что называется реакциями ионного обмена, в каких случаях они проходят до конца, и что, изучив свойства ионов, можно предсказывать результаты реакций между электролитами.

Затем преподаватель оценивает работу учащихся на занятии.


VI Домашнее задание: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Естествознание

химия», М. «Академия», 2020 параграф 3.6, задания




















Рабочий лист


Выполнение лабораторных опытов

Работа в группах

Проведите необходимый лабораторный опыт, заполните таблицу в тетрадях.

Вам необходимо провести свой лабораторный опыт, составить для него уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде и определить, к какому случаю реакции ионного обмена, относится реакция в проведенном вами опыте. Так же необходимо отметить признаки прошедшей реакции и сделать вывод.

По результатам проведенного опыта вы должны выступить с кратким сообщением.

Группа 1. Провести химическую реакцию между гидроксидом натрия и сульфатом меди (II).

Группа 2 Провести химическую реакцию между соляной кислотой и гидроксидом натрия.

Группа 3 Провести химическую реакцию между соляной кислотой и карбонатом натрия.

Группа 4 Провести химическую реакцию между хлоридом железа (III) и гидроксидом натрия.

Группа 5 Провести химическую реакцию между сульфатом железа (II) и гидроксидом натрия

Группа 6 Провести химическую реакцию между карбонатом кальция и соляной кислотой.



Исходные вещества

Признаки реакции

Уравнения реакций

Выводы







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.