Конспект урока по химии по теме «Реакции ионного обмена»
Методическая разработка
Конспект урока по химии по теме «Реакции ионного обмена»
Тип урока: изучения нового материала
Цели урока: углубить понятие о свойствах электролитов, сформировать представление о реакциях ионного обмена с точки зрения электролитической диссоциации, спрогнозировать возможные случаи протекания реакций ионного обмена до конца, научить учащихся составлять полные и сокращенные ионные уравнения.
Задачи обучения:
Образовательная: актуализировать и углубить знания о теории электролитической диссоциации, формировать умение анализировать полученную информацию, совершенствовать навыки решения практических задач.
Развивающая: продолжать развивать умение логически правильно высказывать мысли, совершенствовать исследовательские навыки; развивать мышление через анализ, синтез и сравнение.
Воспитывающая: формировать химическую грамотность; воспитывать умения учащихся работать в группах, сообща находить правильное решение, соблюдать правила техники безопасности.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием
Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода
Личностные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Предметные: исследование реакций ионного обмена
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
работа в группах;
Оборудование и реактивы:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, растворы кислот: HCl , щелочей- NaOH, солей – CaCO3, CuSO4, FeCl3, FeSO4, Na2CO3, раствор лакмуса, рабочий лист- - содержащий задания и описания опыта.
Ход занятия
Организационный этап-2 мин.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сообщение целей и задач занятия
Актуализация опорных знаний- 7 мин
Фронтальный опрос:
Кто и в каком году разработал теорию электролитической диссоциации?
Какие вещества называются электролитами? Приведите примеры.
Какие вещества называются не электролитами? Приведите примеры.
Что такое ионы?
Как можно определить силу электролита?
Работа в группах (по 2 чел.)
Работа выполняется в тетради и проходит проверка с обсуждением.
1.Разделите данные вещества на электролиты и не электролиты:
Раствор гидроксида натрия, твердый гидроксид калия, кристаллы глюкозы, раствор глюкозы, дистиллированная вода, водопроводная вода, раствор серной кислоты, спирт.
2.Напишите уравнения диссоциации следующих веществ:
Na2SO3, Ba (OH)2, H2SO4, K Cl, Cu (OH)2 ↓
Изучение нового материала (14 мин)
1.Реакции ионного обмена
Вспомните, какие реакции называются реакциями обмена.
До изучения теории электролитической диссоциации, реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей.
Теперь нам известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, но имеются ионы. Следовательно, реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов. Поэтому, реакции между ионами в химии называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями.
Демонстрация: проводим реакцию между хлоридом калия и нитратом серебра, отмечаем, что запись в молекулярном виде
KCl + AgNO3 = KNO3 + AgCl ↓
Не отражает сущности происходящего процесса, т.к. взятые для реакции соли- сильные электролиты и в растворе находятся в виде ионов:
KCl= K+ + Cl-
AgNO3= Ag+ + NO3 –
Эти ионы в процессе моляризации могут образовывать как исходные молекулы: KCl и AgNO3 так и новые: KNO3 и AgCl. Хлорид серебра выпадает в осадок, выводя из сферы реакции ионы Ag+ и Cl-. Этот процесс выражается записью:
K+ + Cl- + Ag+ + NO3 - = K+ + NO3- + AgCl↓
Такую запись называют полным ионным уравнением.
Из этого уравнения реакции видно, что взаимодействие произошло только между ионами: Ag+ + Cl- = AgCl↓
Эту запись, отражающую сущность реакции между электролитами, называют сокращенными ионными уравнениями.
2. Условия протеканий реакций ионного обмена до конца.
При сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях – нет.
По каким признакам можно судить о протекании реакций?
Что мы понимаем под обратимыми и необратимыми химическими реакциями?
Итак, реакции ионного обмена проходят до конца, если образуется осадок, выделяется газ или образуется мало диссоциирующее вещество- вода.
3. Применение реакций ионного обмена
(определение качества воды, приготовление теста, устранение жесткости воды, определение качества продуктов питания)
IV. Выполнение лабораторных опытов (20 мин.)
Работа в группах
Цель: отработать алгоритм составления реакций ионного обмена, познакомиться с условиями протекания реакций ионного обмена
Учащиеся проводят лабораторный опыт, заполняют таблицу в тетрадях. Необходимо составить уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде и определить, к какому случаю реакции ионного обмена, относится реакция в проведенном ими опыте.
По результатам проведенных опытов учащиеся выступают с краткими сообщениями.
Группа 1. Провести химическую реакцию между гидроксидом натрия и сульфатом меди (II)
Группа 2 Провести химическую реакцию между соляной кислотой и гидроксидом натрия.
Группа 3 Провести химическую реакцию между соляной кислотой и карбонатом натрия.
Группа 4 Провести химическую реакцию между хлоридом железа (III) и гидроксидом натрия.
Группа 5 Провести химическую реакцию между сульфатом железа (II) и гидроксидом натрия
Группа 6 Провести химическую реакцию между карбонатом кальция и соляной кислотой.
Исходные вещества | Признаки реакции | Уравнения реакций | Выводы |
| | | |
Вывод (2 мин.)
Делаем вывод о том, что называется реакциями ионного обмена, в каких случаях они проходят до конца, и что, изучив свойства ионов, можно предсказывать результаты реакций между электролитами.
Затем преподаватель оценивает работу учащихся на занятии.
VI Домашнее задание: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Естествознание
химия», М. «Академия», 2020 параграф 3.6, задания
Выполнение лабораторных опытов
Работа в группах
Проведите необходимый лабораторный опыт, заполните таблицу в тетрадях.
Вам необходимо провести свой лабораторный опыт, составить для него уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и кратком ионном виде и определить, к какому случаю реакции ионного обмена, относится реакция в проведенном вами опыте. Так же необходимо отметить признаки прошедшей реакции и сделать вывод.
По результатам проведенного опыта вы должны выступить с кратким сообщением.
Группа 1. Провести химическую реакцию между гидроксидом натрия и сульфатом меди (II).
Группа 2 Провести химическую реакцию между соляной кислотой и гидроксидом натрия.
Группа 3 Провести химическую реакцию между соляной кислотой и карбонатом натрия.
Группа 4 Провести химическую реакцию между хлоридом железа (III) и гидроксидом натрия.
Группа 5 Провести химическую реакцию между сульфатом железа (II) и гидроксидом натрия
Группа 6 Провести химическую реакцию между карбонатом кальция и соляной кислотой.
Исходные вещества | Признаки реакции | Уравнения реакций | Выводы |
| | | |