Урок по ФРС и ПСР 1 класс для детей с нарушением слуха обучающихся по программам 1.2, 1.3, 2.2,2.3.
Формирование произносительной стороны речи.
Тема: «Звук К».
Цель: Автоматизация звука «К» при произнесении слогов, слов, фраз на материале РРС в различных позициях. Дифференциация звука «о» - «а» при произнесении слогов, слов.
Тема: «Темп речи».
Цель: формирование умения произносить речевой материал в нормальном темпе.
Развитие речевого слуха.
Темы: Опознавание фраз с глаголами «дай», «убери»; закрепление звукового образа слов: «ручка», «карандаш», «дай», «убери», опознавание на слух материала, связанного с темами урока «Космос».
Цель: Научить опознавать на слух фразы, словосочетания и слова, звуковой образ которых знаком ученику.
Задачи:
- автоматизация звука «К» на материале слогов, слов, словосочетаний и предложений;
- учить различать произношение звуков «о» и «а» в различных позициях;
- учить произносить речевой материал в нормальном темпе;
- опознавать на слух слова и словосочетания раннее пройденного материала по теме «Организация учебной деятельности».
- учить воспринимать текст «Космос».
- развивать навыки самоконтроля, используя слуховой, зрительный, тактильный анализаторы;
- развивать слуховое внимание;
- способствовать формированию вероятностному прогнозированию
Методы обучения: репродуктивный (повторение за учителем), словесный (беседа, объяснение, чтение), наглядные методы (использование компьютерной презентации, табличек, картинок, серии картинок и др.)
Оборудование: ноутбук, слуховые аппараты индивидуального пользования, зеркало, картинки, таблички со словами и текстами, стаканчик с карандашами и ручками, презентация.
План урока.
Организационный момент. Создание эмоционального настроя на урок.
Мотивация и целеполагание.
Актуализация опорных знаний. Повторение ранее пройденного материала по темам:
- «Организация учебной деятельности»,
IV. Изучение нового материала:
- Автоматизация звука «к»
- Дифференциация звука «о», «а»
Фонетическая ритмика.
- восприятие нового текста по теме: «Космос»;
V. Актуализация знаний, полученных на других уроках (использование межпредметных связей); закрепление материала.
VII. Рефлексия
Ход урока.
Речь учителя | Речь ученика | Методич. комментарий |
Организационный момент. - Здравствуй! (Па-па – па) - Как ты слышишь? Будем заниматься. (Будем слушать и говорить) Что ты будешь делать? Мотивация и целеполагание. Хорошо говори звуки. - (Какое сегодня число?) - (Какой сегодня день недели?) - (Какое сейчас время года?) - (Какая сегодня погода?) - Хорошо, молодец! - Будем дышать. Упражнение на дыхание. Поддувание ватных шариков. - Будем хорошо говорить звук («К») - (Что мы будем делать?) - Слушай внимательно - (Ка-ка) - кукушка Молодец! Ты говорил (-а) хорошо! Фонетическая ритмика: - Сейчас будем хорошо говорить звуки («о» и «а») - Какие звуки будем хорошо говорить?
Слушай и повторяй: ООООООО ААААААА ОООООО ААААА (коротко) А – А- А – А (коротко) Ко –ко – ко Ка – ка- ка Око – око –око Молодец! Ко -ко -ко Конь громко бьет (копытом). Ка – ка- ка Катя пьет какао Око – око –око Около окошке сидит кот. Актуализация опорных знаний. Повторение ранее пройденного материала по темам «Организация учебной деятельности» - Дай ручку - Ручка - Ручка и карандаш - Убери ручку и карандаш - Карандаш и ручка - Слушай внимательно - ( Карандаш) - (Дай карандаш) - Послушай внимательно: - Дай (ручку) - (Убери ручку) - (Убери ручку и карандаш) - (Дай ручку) - Молодец! - Послушай. - (Дай ручку) - (Дай карандаш) - (Ручка) - (Карандаш) - Молодец, ты слушала хорошо. Актуализация знаний, полученных на других уроках (использование межпредметных связей); Работа на тему «Космос». Словарная работа по картинкам «Космос». Это -Космос. В космосе есть: планеты, звезды. Это звезда Солнце. Первая планета Меркурий. Она самая (какая?) ... маленькая. Вторая планета Венера. Тут много (чего?) облаков. Третья планета Земля. На Земле живём мы. У Земли есть спутник (Как называется?)…Луна. Днём светит (Что?)…Солнце. Ночью светит (Что?)…Луна. Четвёртая планета Марс. Она (какая по цвету?)…красная Пятая планета Юпитер. Она самая (какая?) большая. Шестая планета Сатурн. У неё есть (что?)….кольца. Там камни и лёд. Седьмая планета Уран. Она самая (какая?)…холодная. Восьмая планета Нептун. Тут бывают (что?)…ураганы. - Молодец! Будем отвечать на вопросы. - Сколько планет в космосе? - Солнце - это звезда? (да) - Назови самую большую планету. (Юпитер) - Назови самую маленькую планету. (Меркурий) - Какая планета самая холодная? (Уран) - Молодец! Рефлексия Молодец! Занимался хорошо. - До свидания! | - Здравствуйте! - Я слышу хорошо. - Я буду слушать и говорить. - Сегодня ……апреля. - Сегодня …….. - Сейчас весна. - Сегодня … погода. - Будем хорошо говорить звук «К» - (Ка-ка) - (ко – ко) - (ку –ку) - Какао - Кот - Кукушка - Мы будем хорошо говорить звуки «о» и «а» - На, я дал (-а) ручку - Вот ручка - Вот ручка и карандаш - Я убрал ручку и карандаш - Это карандаш и ручка - Вот карандаш - Возьмите карандаш. - Возьмите ручку - Я убрала ручку - Я убрала ручку и карандаш - Возьмите ручку - Возьмите ручку - Возьмите карандаш - Вот ручка - Вот карандаш Маленькая, большая. Облаков, воды. Лена, Луна, Маша. Солнце, Луна, лампа. Синяя, красная. Маленькая, большая. Кольца, квадраты. Горячая, холодная. Ураганы, снегопады. - Девять - До свидания! | Ученик воспринимает слово без таблички. Если он затрудняется в воспроизведении его состава, то можно использовать табличку. Ответ ученика в устной форме. Ученик воспринимает фразу слухозрительно, может использовать табличку, затем отвечает на вопрос, при затруднении показывает табличку. При затруднении воспользоваться календарём. Восприятие на слух, опознавание на слух (при затруднении вернуться на слухозрительную форму, с использованием табличек). Учитель исправляет речь ученика, ориентируясь на имеющиеся возможности произношения. Формирование умения воспроизводить длительный выдох. Использование компьютерной презентации Упражнения нацелены для выработки артикуляционных дифференцировок. Произнесение слогов голосом нормальной высоты, силы и тембра. Формирование восприятия на слух Формирование умения произносить речевой материал в нормальном темпе на примере фраз. На столе расположены таблички дай, убери, ручка, карандаш, ручку, которые могут быть использованы для составления фраз. Ученик воспринимает фразу слухозрительно, выполняет действие, сообщая, что он сделал. Ученик находит слово на табличке, показывает предмет. Работа проводится аналогично. Словосочетания предъявляются поочередно. Ученик находит слово на табличке, показывая на предмет. Ученик воспринимает фразу на слух, выполняет действие, сообщая, что он сделал. ( Работа проводится с табличками). (Различение на слух) Таблички убираются. Ученик на слух опознает предлагаемый речевой материал. При восприятии фраз выполняет действия и говорит, что он сделал, при восприятии слов показывает предметы, называя их. (Опознавание на слух).
|
( ) - речевой материал, предъявляемый за экраном.