12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ветлугина Вера Павловна183
Работаю я учителем в коррекционной школе – интернате с особенной категорией детишек, называемых сегодня детьми с особыми образовательными потребностями, и с уверенностью могу сказать, что занимаюсь любимым, интересным, важным и полезным делом
Россия, Татарстан респ., Альметьевск

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Русско-Акташская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан


 


 


 


 


 


 

Урок по предмету «Естествознание» в 8 классе

на тему: «Медоносная пчела».


 


 


 


 


 


 


 


 

Ветлугина В.П.,

учитель –олигофренопедагог,

I кв. категория.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тема: «Медоносная пчела».

Цель: познакомить учащихся с насекомым - медоносная пчела.

Задачи: обучающие: познакомить со строением пчелы, характерным поведением всех членов пчелиной семьи, образом жизни, приносимой пользе;

коррекционные: коррекция долговременной памяти путем узнавания насекомых, корригировать и развивать зрительное восприятие, мыслительную деятельность через выявление приносимой пользы пчелы, умение сравнивать насекомых, анализировать их строение;

воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.


 

Оборудование: звукозапись, раздаточные карточки, демонстрационные карточки, презентация.

I. Организационный момент.

-Ребята, сегодня среда, 12 октября, начался урок естествознание.

Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, ваши улыбки, добрые глаза.

И пусть этот урок принесет вам новые знания, радость общения друг с другом, успехов вам и удач!

-Ребята, у вас в руках карточки с изображением контур насекомых. Сколько здесь насекомых и как они называются? Каких еще насекомых вы знаете, каких - мы изучили на уроке? (учащиеся перечисляют насекомых)

II. Актуализация прежних знаний.

Проверка домашнего задания:

-Скажите, какое насекомое мы изучали на предыдущем уроке? (комнатная муха).

- Как выглядит комнатная муха?

- Чем и как питается комнатная муха?

- Почему муха может передвигаться по отвесным стенам, потолку, оконным стеклам?

- Где муха откладывает яйца?

(вопросы для учащихся, имеющих более высокий уровень способностей овладения материалом).

- Почему в летнее время с возрастанием количества мух увеличивается количество кишечных заболеваний?

- Что нужно делать, чтобы в жилище не было мух?

III. Формирование новых знаний.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним насекомым – медоносной пчелой. Её строением, характерным поведением всех членов пчелиной семьи, образом жизни, приносимой пользе; кратко познакомимся с историей пчеловодства.

Ранним утром ей не спится:
Очень хочется трудиться.
Вот и меду принесла
Работящая  /пчела/

1.Объяснение нового материала:

-Пчелы живут большими семьями. Пчелиная семья насчитывает от 40 до 70 тысяч пчел. В семье есть матка (самка), несколько сотен трутней (самцов) и множество рабочих пчел.

Рабочие пчелы выполняют в пчелиной семье разнообразную работу. Они собирают с цветков сахаристый нектар и пыльцу, перерабатывают нектар в мед. Ухаживают за личинками, маткой и трутнями. На нижней стороне брюшка рабочей пчелы выделяется воск. Из него с помощью челюстей пчелы строят ровные ячейки – соты. (Учитель вывешивает слово соты, дети проговаривают слово вслух)

Физ. пауза: Релаксация. (Звучит мелодия, пение птиц, жужжание пчел).

- Закройте глаза и представьте, что вы в лугу, светит солнце. Поют птицы, летают бабочки, жужжат пчелы, у нас хорошее настроение.

- Продолжаем знакомиться с пчелой. На конце брюшка рабочей пчелы находится зазубренное жало. Когда пчела жалит других насекомых, по жалу в ранку стекает яд и насекомое погибает, а пчела свободно вытаскивает жало обратно.

А если она жалит человека, то пчела не может жало вынуть обратно. После этого пчела погибает.

Зайдите к нам в сад - огород.

Стоит под яблоней завод,

В нём – тысячи рабочих

Снуют с утра до ночи.

Гудит, работает завод

И нам даёт душистый мёд (ульи).

-Ульи это специальные деревянные домики для пчел.

Живут рабочие пчелы недолго, чуть больше месяца. Однако количество их в улье не уменьшается. Матка все лето откладывает в ячейки до двух тысяч яиц. К концу лета семья пчел сильно увеличивается. В это время в улье появляется молодая матка. Старая матка с часть пчел покидает улей. Это называется роением.

- Вспомните, пожалуйста, из курса географии, как называется отрасль сельского хозяйства (животноводства), которая занимается разведением пчел? (пчеловодство).

-Верно, разведение пчел называют пчеловодством.

- Пчеловодство очень древнее занятие. Из истории мы знаем, что древние славяне, кроме охоты и земледелия, занимались сбором меда и воска диких пчел. Вспомните, как называлось это занятие? (бортничество). Славяне выдалбливали дупла в деревьях и селили в них пчелиные семьи. Такие деревья назывались бортями, а участок леса - бортевыми угодьями.

- В наше время участок, на котором стоят ульи, называется пасекой.

От одной пчелиной семьи за лето получают около 100 кг меда – ценного питательного продукта.

Кроме меда, пчелы дают воск, у них берут пчелиный яд, который используют в медицине (рассматривают продукты пчеловодства).

-Но самое главное значение пчел в том, что они опыляют цветки растений.

2. Повторение и закрепление изученного материала:

Из каких пчёл состоит пчелиная семья?

Как размножаются пчёлы?

Учащиеся выполняют тесты.

Ответь правильно:

Что собирает пчела в садах, на полях и лугах:

Пыльцу

Цветы

Урожай

 

Как называется дом у пчел:

Терем

Улей

Муравейник

 

Пчела

Жалит

Кусает

Грызет

Назовите основной продукт пчел:

Карамель

Варенье

Мед

Разведение пчел называют:

Животноводство

Пчеловодство

Цветоводство

Где у пчелы находится зазубренное жало:

на лапках

на голове

на конце брюшка

В пчелиной семье есть:

мама, папа, дедушка

матка, трутень, рабочая пчела

мама, папа, дети

 

 

IV. Итог урока.

-С каким насекомым мы познакомились?

-Что нового узнали о медоносной пчеле?

- Самое главное значение пчел?

Рефлексия. На столах у учащихся разноцветные карточки в форме ячеек сот. Ребята прикрепляют на доску карточку желтого цвета, если урок понравился, красного-нет.

Домашнее задание стр.31-34 читать, отвечать на вопросы. Сергею выразительно прочитать.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.