Урок по предмету «Естествознание» в 8 классе на тему «Медоносная пчела»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Русско-Акташская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
Урок по предмету «Естествознание» в 8 классе
на тему: «Медоносная пчела».
Ветлугина В.П.,
учитель –олигофренопедагог,
I кв. категория.
Тема: «Медоносная пчела».
Цель: познакомить учащихся с насекомым - медоносная пчела.
Задачи: обучающие: познакомить со строением пчелы, характерным поведением всех членов пчелиной семьи, образом жизни, приносимой пользе;
коррекционные: коррекция долговременной памяти путем узнавания насекомых, корригировать и развивать зрительное восприятие, мыслительную деятельность через выявление приносимой пользы пчелы, умение сравнивать насекомых, анализировать их строение;
воспитательные: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.
Оборудование: звукозапись, раздаточные карточки, демонстрационные карточки, презентация.
I. Организационный момент.
-Ребята, сегодня среда, 12 октября, начался урок естествознание.
Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, ваши улыбки, добрые глаза.
И пусть этот урок принесет вам новые знания, радость общения друг с другом, успехов вам и удач!
-Ребята, у вас в руках карточки с изображением контур насекомых. Сколько здесь насекомых и как они называются? Каких еще насекомых вы знаете, каких - мы изучили на уроке? (учащиеся перечисляют насекомых)
II. Актуализация прежних знаний.
Проверка домашнего задания:
-Скажите, какое насекомое мы изучали на предыдущем уроке? (комнатная муха).
- Как выглядит комнатная муха?
- Чем и как питается комнатная муха?
- Почему муха может передвигаться по отвесным стенам, потолку, оконным стеклам?
- Где муха откладывает яйца?
(вопросы для учащихся, имеющих более высокий уровень способностей овладения материалом).
- Почему в летнее время с возрастанием количества мух увеличивается количество кишечных заболеваний?
- Что нужно делать, чтобы в жилище не было мух?
III. Формирование новых знаний.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним насекомым – медоносной пчелой. Её строением, характерным поведением всех членов пчелиной семьи, образом жизни, приносимой пользе; кратко познакомимся с историей пчеловодства.
Ранним утром ей не спится:
Очень хочется трудиться.
Вот и меду принесла
Работящая /пчела/
1.Объяснение нового материала:
-Пчелы живут большими семьями. Пчелиная семья насчитывает от 40 до 70 тысяч пчел. В семье есть матка (самка), несколько сотен трутней (самцов) и множество рабочих пчел.
Рабочие пчелы выполняют в пчелиной семье разнообразную работу. Они собирают с цветков сахаристый нектар и пыльцу, перерабатывают нектар в мед. Ухаживают за личинками, маткой и трутнями. На нижней стороне брюшка рабочей пчелы выделяется воск. Из него с помощью челюстей пчелы строят ровные ячейки – соты. (Учитель вывешивает слово соты, дети проговаривают слово вслух)
Физ. пауза: Релаксация. (Звучит мелодия, пение птиц, жужжание пчел).
- Закройте глаза и представьте, что вы в лугу, светит солнце. Поют птицы, летают бабочки, жужжат пчелы, у нас хорошее настроение.
- Продолжаем знакомиться с пчелой. На конце брюшка рабочей пчелы находится зазубренное жало. Когда пчела жалит других насекомых, по жалу в ранку стекает яд и насекомое погибает, а пчела свободно вытаскивает жало обратно.
А если она жалит человека, то пчела не может жало вынуть обратно. После этого пчела погибает.
Зайдите к нам в сад - огород.
Стоит под яблоней завод,
В нём – тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд (ульи).
-Ульи это специальные деревянные домики для пчел.
Живут рабочие пчелы недолго, чуть больше месяца. Однако количество их в улье не уменьшается. Матка все лето откладывает в ячейки до двух тысяч яиц. К концу лета семья пчел сильно увеличивается. В это время в улье появляется молодая матка. Старая матка с часть пчел покидает улей. Это называется роением.
- Вспомните, пожалуйста, из курса географии, как называется отрасль сельского хозяйства (животноводства), которая занимается разведением пчел? (пчеловодство).
-Верно, разведение пчел называют пчеловодством.
- Пчеловодство очень древнее занятие. Из истории мы знаем, что древние славяне, кроме охоты и земледелия, занимались сбором меда и воска диких пчел. Вспомните, как называлось это занятие? (бортничество). Славяне выдалбливали дупла в деревьях и селили в них пчелиные семьи. Такие деревья назывались бортями, а участок леса - бортевыми угодьями.
- В наше время участок, на котором стоят ульи, называется пасекой.
От одной пчелиной семьи за лето получают около 100 кг меда – ценного питательного продукта.
Кроме меда, пчелы дают воск, у них берут пчелиный яд, который используют в медицине (рассматривают продукты пчеловодства).
-Но самое главное значение пчел в том, что они опыляют цветки растений.
2. Повторение и закрепление изученного материала:
Из каких пчёл состоит пчелиная семья?
Как размножаются пчёлы?
Учащиеся выполняют тесты.
Ответь правильно:
Что собирает пчела в садах, на полях и лугах:
Пыльцу
Цветы
Урожай
Как называется дом у пчел:
Терем
Улей
Муравейник
Пчела
Жалит
Кусает
Грызет
Назовите основной продукт пчел:
Карамель
Варенье
Мед
Разведение пчел называют:
Животноводство
Пчеловодство
Цветоводство
Где у пчелы находится зазубренное жало:
на лапках
на голове
на конце брюшка
мама, папа, дедушка
матка, трутень, рабочая пчела
мама, папа, дети
IV. Итог урока.
-С каким насекомым мы познакомились?
-Что нового узнали о медоносной пчеле?
- Самое главное значение пчел?
Рефлексия. На столах у учащихся разноцветные карточки в форме ячеек сот. Ребята прикрепляют на доску карточку желтого цвета, если урок понравился, красного-нет.
Домашнее задание стр.31-34 читать, отвечать на вопросы. Сергею выразительно прочитать.