Урок по теме «Деление десятичных дробей на натуральные числа» (Математика, 5 класс)
Школа: МБОУ Останкинская СШ городского округа город Бор Нижегородской области
Учитель: Зубарева Елена Александровна
Класс: 5
Учебник: «Математика 5» авторы: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., 2018г.
«Математика 5» Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.
Тема урока: Деление десятичных дробей на натуральные числа
Тип урока: открытие новых знаний
Форма проведения урока:
- традиционная с использованием информационных технологий,
- фронтальная,
- работа в парах,
-индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Цели деятельности учителя:
Главная дидактическая цель: формировать навыки деления десятичных дробей на натуральные числа; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действии на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке).
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Знать, что значит поделить десятичную дробь на натуральное число; уметь формулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число; уметь определять количество цифр в целой части частного.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке), уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (слайд №1) (1 мин)
Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть.
II.Актуализация знаний, целеполагание и мотивация (3 мин)
Предлагаю вместе определить тему и цель сегодняшнего урока. О чем мы сегодня будем говорить? (дети предлагают) (слайд №2)
-Верно, темой нашего сегодня урока будет «Деление десятичной дроби на натуральное число»
- Чему должны научиться на уроке? (Учащиеся формулируют самостоятельно цель урока, слушают друг друга, записывают в тетрадь тему урока.)
-Верно, выполнять деление десятичной дроби на натуральное число.
-Составим выражение для решения задачи
1,5: 3 =
- Чем является число 1,5(компонент)?
- Чем является число 3(компонент)?
- Чем является - число результат (компонент)?
Ребята, а кто может назвать получившееся частное? Как рассуждали?
-(ученик) Подбором. Чтобы найти делимое 1,5 ,надо: делитель 3 умножить на частное. Таким числом является 0,5.
(слайд №3)
-Удобен ли способ подбора?
Обучающиеся проговаривают, что неудобен. Что должно быть правило.
III.Изучение нового материала: (17 мин)
1)
- Предлагаю вспомнить деление натуральных чисел: как мы определяли количество цифр в частном.
Примеры решают ученики на доске | Комментируют (устно) |
| Первое неполное делимое может содержать сколько угодно цифр. В данном примере содержит четыре цифры. Ставим первую дугу над Все остальные дуги по одной цифре всегда. Получили 4 дуги, значит в частном четырёхзначное число. |
| Первое неполное делимое может содержать сколько угодно цифр. В данном примере содержит две цифры. Ставим первую дугу над Все остальные дуги по одной цифре всегда. Получили 3 дуги, значит в частном трёхзначное число. |
-Ребята, какое было деление?
-Деление натурального числа на натуральное.
-Что мы записали в теме урока?
-Деление десятичной дроби на натуральное число.
-Давайте вспомним из чего состоит десятичная дробь.
(Дети озвучивают)
Ответ детей выводится на слайд №4
2) (Слайд №5)
Работаем с целой частью (с цифрами до запятой)
Разбираем решение первых двух строчек.
Примеры 3,4,5 обучающиеся выполняют самостоятельно. Работают в паре.
-Ребята, проверяем примеры, проговариваем вслух.
Работаем с целой частью (с цифрами до запятой) | |
1) | Первое неполное делимое целой части может содержать сколько угодно цифр. В данном примере содержит две цифры. Ставим первую дугу над Все остальные дуги по одной цифре всегда. Получили 2 дуги Значит, целая часть частного содержит две цифры |
2) | Первое неполное делимое целой части может содержать сколько угодно цифр. В данном примере содержит две цифры. Ставим первую дугу над Все остальные дуги по одной цифре всегда. Получили 3 дуги в целой части Значит, целая часть частного содержит три цифры |
3) | Первое неполное делимое целой части может содержать сколько угодно цифр. В данном примере содержит три цифры. Ставим первую дугу над Все остальные дуги по одной цифре всегда. Получили 2 дуги Значит, целая часть частного содержит две цифры |
4) | Первое неполное делимое целой части может содержать сколько угодно цифр. В данном примере содержит одну цифру Ставим дугу над Значит, целая часть частного содержит одну цифру |
5) | Если у числа нет запятой, то запятую ставим сами в конце числа 7=7, Первое неполное делимое целой части может содержать сколько угодно цифр. В данном примере содержит одну цифру Ставим дугу над Значит, целая часть частного содержит одну цифру |
Рефлексия.
Нарисуй смайлик (на полях тетради) около задания
3) Физкультминутка (слайд №6)
-
4)
-Что мы делали, работая в группах?
- Определяли количество цифр целой части частного.
-Выполняли ли деление десятичной дроби на натуральное число?
-Нет. Надо цифры получить.
-Кто попробует выполнить деление?
Обучающиеся (по желанию) выходят выполнять задания, проговаривая свои рассуждения.
Примеры выполнения деления десятичной дроби на натуральное число:
или подробно:
Рассмотрим еще один пример. Найдем частное 3,1 :5
Мы остановили процесс деления, потому что цифры делимого закончились, а в остатке нуль не получили.
Мы знаем, что десятичная дробь не изменится, если к ней справа приписать любое количество нулей.
Рефлексия.
Нарисуй смайлик около заданий
5)
- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, правило деления десятичной дроби на натуральное число.
(Учащиеся формулируют правило, слушают друг друга)
-Верно. На слайде №7представлено правило. Обучающимся выдаётся памятка с правилом.
Правило деления десятичной дроби на натуральное число
Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:
1.разделить сначала целое на это число;
2.поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части;
3.потом продолжить деление десятых, сотых, тысячных и т. д долей
Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с нуля целых.
IV.Закрепление (21 мин)
1)Выполняют работу (индивидуально) с последующей самопроверкой и фиксацией ошибок.
Выполни задание: раскраска. Найди правильный ответ.
| Платье 1 31,86:9 35,4голубое 3,54 жёлтое 354 красное | Кружки на платье 2. 86,5: 25 34,6 белые 30,46 зелёные 3,46 синие | ||
Лисичка 3. 4,34:7 0,62 коричневая 0,602оранжевая 6,2серая | Глазки лисички 4. 473,6: 32 148зелёные 1,48коричневые 14,8 черные | Велосипед 5. 36,3:3 12,1 зелёный 1,21синий 12,01красный | Колёса велосипеда 6. 74,19: 4 1,85475красные 18,5475чёрные 185,475коричневые |
Правильный ответ (слайд №8)
Платье - жёлтое. Кружки на платье - синие. Лисичка - коричневая.
Глазки лисички – черные. Велосипед- зелёный. Колёса велосипеда - чёрные.
Рефлексия.
Нарисуй смайлик около задания
2)Задача (на развитие творческого мышления обучающегося)
В куске было 32,4 м ткани. Отрезали куска ткани. Сколько ткани осталось?
Обучающиеся обсуждают 2 способа решения.
Ответ: 8,1 м
Рефлексия.
Нарисуй смайлик около задания
V.Итоги урока. (2 мин)
Вопросы:
-Какую цель мы ставили на уроке?
- Достигли ли цели?
-Назовите тему урока.
-Расскажите, чему вы научились на уроке.
Рефлексия деятельности на уроке:
Мне хотелось бы услышать ваше мнение о своей работе на уроке. Я предлагаю вам поднять руку, когда Вы согласны с зачитывающимся утверждением….
Я удовлетворен (а) своей работой на занятии…
Я испытал (а) некоторые трудности при работе …
Мне было сложно работать на уроке …
VI.Выдача домашнего задания.(1 мин)
Задачи из повседневной жизни (расширение кругозора):
1.
Безопасная норма расхода суперфосфата при удобрении вспаханной земли составляет 270 кг на 1 гектар. Работник приобрёл 1944 кг этого удобрения. Какова наименьшая площадь ,которая может быть удобрена этим количеством суперфосфата?
2.
Новоселье Петра I в этом жилище длиной 12 м и площадью 66 м2 стало первым новосельем в истории Санкт-Петербурга. Какова ширина домика Петра I?
3.
Фронт урагана находится на расстоянии 471,2км. Метеослужба сообщила, что скорость урагана 38 км/ч. Через сколько часов ураган достигнет берега?
Ответы: 1)7,2 га 2) 5,5 м 3)12,4 ч
Всем спасибо за урок. До новых встреч!
Используемый материал интернета(картинки) :
https://grandgames.net/puzzle/online/belka_i_gribi_1
https://www.freepng.ru/png-6503jg/
https://yandex.ru/collections/card/5d26e59096d03f5538e461da/
https://www.sb.by/articles/khoroshiy-plug-borozdy-ne-isportit.html