12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Зубарева Елена Александровна632
учитель математики ,стаж 27 лет ,люблю детей и профессию
Россия, Нижегородская обл., г.о.г.Бор Нижегородской области ,с Останкино


Школа: МБОУ Останкинская СШ городского округа город Бор Нижегородской области

Учитель: Зубарева Елена Александровна

Класс: 5

Учебник: «Математика 5» авторы: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С., 2018г.

«Математика 5» Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.

Тема урока: Деление десятичных дробей на натуральные числа

Тип урока: открытие новых знаний

Форма проведения урока:

- традиционная с использованием информационных технологий,

- фронтальная,

- работа в парах,

-индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

Цели деятельности учителя:

Главная дидактическая цель: формировать навыки деления десятичных дробей на натуральные числа; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действии на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Знать, что значит поделить десятичную дробь на натуральное число; уметь формулировать правило деления десятичной дроби на натуральное число; уметь определять количество цифр в целой части частного.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на уроке), уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайд №1) (1 мин)

t1595175516aa.png



Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть.

II.Актуализация знаний, целеполагание и мотивация (3 мин)

Предлагаю вместе определить тему и цель сегодняшнего урока. О чем мы сегодня будем говорить? (дети предлагают) (слайд №2)

t1595175516ab.png

-Верно, темой нашего сегодня урока будет «Деление десятичной дроби на натуральное число»

- Чему должны научиться на уроке? (Учащиеся формулируют самостоятельно цель урока, слушают друг друга, записывают в тетрадь тему урока.)

-Верно, выполнять деление десятичной дроби на натуральное число.

-Составим  выражение для решения задачи

1,5: 3 =

- Чем является число 1,5(компонент)?

- Чем является число 3(компонент)?        

- Чем является - число результат (компонент)?

Ребята, а кто может назвать получившееся частное? Как рассуждали?

-(ученик) Подбором. Чтобы найти делимое 1,5 ,надо: делитель 3 умножить на частное. Таким числом является 0,5.

(слайд №3)

t1595175516ac.png

-Удобен ли способ подбора?

Обучающиеся проговаривают, что неудобен. Что должно быть правило.


III.Изучение нового материала: (17 мин)

1)

- Предлагаю вспомнить деление натуральных чисел: как мы определяли количество цифр в частном.



Примеры решают ученики на доске

Комментируют (устно)

t1595175516ad.png

Первое неполное делимое может содержать сколько угодно цифр.

В данном примере содержит четыре цифры.

Ставим первую дугу над t1595175516ae.png

Все остальные дуги по одной цифре всегда.

Получили 4 дуги, значит в частном четырёхзначное число.

t1595175516af.png

Первое неполное делимое может содержать сколько угодно цифр.

В данном примере содержит две цифры.

Ставим первую дугу над t1595175516ag.png

Все остальные дуги по одной цифре всегда.

Получили 3 дуги, значит в частном трёхзначное число.



-Ребята, какое было деление?

-Деление натурального числа на натуральное.

-Что мы записали в теме урока?

-Деление десятичной дроби на натуральное число.

-Давайте вспомним из чего состоит десятичная дробь.

(Дети озвучивают)

Ответ детей выводится на слайд №4


t1595175516ah.png

2) (Слайд №5)

Работаем с целой частью (с цифрами до запятой)

Разбираем решение первых двух строчек.

Примеры 3,4,5 обучающиеся выполняют самостоятельно. Работают в паре.

-Ребята, проверяем примеры, проговариваем вслух.

Работаем с целой частью (с цифрами до запятой)


1)t1595175516ai.png

Первое неполное делимое целой части может содержать сколько угодно цифр.

В данном примере содержит две цифры.

Ставим первую дугу над t1595175516aj.png

Все остальные дуги по одной цифре всегда.

Получили 2 дуги

Значит, целая часть частного содержит две цифры

2)t1595175516ak.png

Первое неполное делимое целой части может содержать сколько угодно цифр.

В данном примере содержит две цифры.

Ставим первую дугу над t1595175516al.png

Все остальные дуги по одной цифре всегда.

Получили 3 дуги в целой части

Значит, целая часть частного содержит три цифры

3)t1595175516am.png

Первое неполное делимое целой части может содержать сколько угодно цифр.

В данном примере содержит три цифры.

Ставим первую дугу над t1595175516an.png

Все остальные дуги по одной цифре всегда.

Получили 2 дуги

Значит, целая часть частного содержит две цифры

4)t1595175516ao.png

Первое неполное делимое целой части может содержать сколько угодно цифр.

В данном примере содержит одну цифру

Ставим дугу над t1595175516ap.png


Значит, целая часть частного содержит одну цифру

t1595175516aq.png

5)

Если у числа нет запятой, то запятую ставим сами в конце числа

7=7,

Первое неполное делимое целой части может содержать сколько угодно цифр.


В данном примере содержит одну цифру

Ставим дугу над t1595175516ar.png


Значит, целая часть частного содержит одну цифру





Рефлексия.

Нарисуй смайлик (на полях тетради) около задания t1595175516as.png

t1595175516at.png



3) Физкультминутка (слайд №6)

t1595175516au.jpg

-

4)

-Что мы делали, работая в группах?

- Определяли количество цифр целой части частного.

-Выполняли ли деление десятичной дроби на натуральное число?

-Нет. Надо цифры получить.

-Кто попробует выполнить деление?

Обучающиеся (по желанию) выходят выполнять задания, проговаривая свои рассуждения.

Примеры выполнения деления десятичной дроби на натуральное число:

t1595175516av.pngt1595175516aw.pngили подробно:t1595175516ax.png

t1595175516ay.pngt1595175516az.png



Рассмотрим еще один пример. Найдем частное 3,1 :5

t1595175516ba.png

Мы остановили процесс деления, потому что цифры делимого закончились, а в остатке нуль не получили.

Мы знаем, что десятичная дробь не изменится, если к ней справа приписать любое количество нулей.

t1595175516bb.png

Рефлексия.

Нарисуй смайлик около заданий t1595175516as.png

t1595175516at.png

5)

- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, правило деления десятичной дроби на натуральное число.

(Учащиеся формулируют правило, слушают друг друга)

-Верно. На слайде №7представлено правило. Обучающимся выдаётся памятка с правилом.



Правило деления десятичной дроби на натуральное число

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:

             1.разделить сначала целое на это число;

2.поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части;

3.потом продолжить деление десятых, сотых, тысячных и т. д долей

Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с нуля целых.

t1595175516bc.jpg



IV.Закрепление (21 мин)

1)Выполняют работу (индивидуально) с последующей самопроверкой и фиксацией ошибок.

Выполни задание: раскраска. Найди правильный ответ.





t1595175516bd.jpg






Платье

1

31,86:9

35,4голубое

3,54 жёлтое

354 красное


Кружки на платье

2.

86,5: 25

34,6 белые

30,46 зелёные

3,46 синие

Лисичка

3.

4,34:7

0,62 коричневая

0,602оранжевая

6,2серая

Глазки лисички

4.

473,6: 32

148зелёные

1,48коричневые

14,8 черные

Велосипед

5.

36,3:3

12,1 зелёный

1,21синий

12,01красный

Колёса велосипеда

6.

74,19: 4

1,85475красные

18,5475чёрные

185,475коричневые


Правильный ответ (слайд №8)t1595175516be.png

Платье - жёлтое. Кружки на платье - синие. Лисичка - коричневая.

Глазки лисички – черные. Велосипед- зелёный. Колёса велосипеда - чёрные.



Рефлексия.

Нарисуй смайлик около задания t1595175516as.png

t1595175516at.png

2)Задача (на развитие творческого мышления обучающегося)

В куске было 32,4 м ткани. Отрезали t1595175516bf.gif куска ткани. Сколько ткани осталось?

Обучающиеся обсуждают 2 способа решения.

Ответ: 8,1 м

Рефлексия.

Нарисуй смайлик около задания t1595175516as.png

t1595175516at.png


V.Итоги урока. (2 мин)

Вопросы:

-Какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ли цели?

-Назовите тему урока.

-Расскажите, чему вы научились на уроке.

Рефлексия деятельности на уроке:

Мне хотелось бы услышать ваше мнение о своей работе на уроке. Я предлагаю вам поднять руку, когда Вы согласны с зачитывающимся утверждением….

Я удовлетворен (а) своей работой на занятии…

Я испытал (а) некоторые трудности при работе …

Мне было сложно работать на уроке …

VI.Выдача домашнего задания.(1 мин)

Задачи из повседневной жизни (расширение кругозора):


1. t1595175516bg.png

Безопасная норма расхода суперфосфата при удобрении вспаханной земли составляет 270 кг на 1 гектар. Работник приобрёл 1944 кг этого удобрения. Какова наименьшая площадь ,которая может быть удобрена этим количеством суперфосфата?

2.

t1595175516bh.gift1595175516bi.gif

Новоселье Петра I в этом жилище длиной 12 м и площадью 66 м2​​​​​​​ стало первым новосельем в истории Санкт-Петербурга. Какова ширина домика Петра I?

3. t1595175516bj.jpg

Фронт урагана находится на расстоянии 471,2км. Метеослужба сообщила, что скорость урагана 38 км/ч. Через сколько часов ураган достигнет берега?

Ответы: 1)7,2 га 2) 5,5 м 3)12,4 ч

Всем спасибо за урок. До новых встреч!



Используемый материал интернета(картинки) :

http://900igr.net/prezentacija/matematika/chislo-i-tsifra-8-89924/utrom-belochka-prosnulas-potjanulas-ulybnulas-raz-rosoj-umylas-15.html

https://grandgames.net/puzzle/online/belka_i_gribi_1

https://www.freepng.ru/png-6503jg/

https://yandex.ru/collections/card/5d26e59096d03f5538e461da/

https://www.sb.by/articles/khoroshiy-plug-borozdy-ne-isportit.html







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.