Урок русского языка и развития речи в 8 специальном (коррекционном) классе VIII вида на тему «Имена существительные единственного числа с шипящей на конце»
Урок «Имена существительные единственного числа с шипящей на конце»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: создать условия для повторения системы знаний и умений, осознания и осмысления нового материала по теме «Имена существительные с шипящей на конце», применении их в знакомой и новой учебных ситуациях.
Задачи урока:
Образовательная: формировать умение правильно писать мягкий знак у существительных мужского и женского рода после шипящих, учить осознанно применять это правило на практике;
Коррекционно – развивающая: корригировать и развивать связную устную речь через построение полных ответов на этапе актуализации знаний, определение темы и целей урока, формулировку выводов на каждом этапе урока; корригировать внимание путем выполнения практических упражнений с изучаемой орфограммой.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету через занимательные элементы урока, уважительное отношение к мнению одноклассников через фронтальную работу и работу в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями, учебники русского языка, рабочие тетради.
I.Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости – педагоги нашего учреждения. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста. Проверьте все ли у вас готово к уроку?
- Сегодня на уроке мы будем исследователями и наблюдателями. Вас ожидает новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Классная работа.
II. Чистописание.
А начнём мы наш урок с минутки чистописания
ж ч ш щ – шипящие согласные (на доске)
- Полина прочитай, пожалуйста, букву (ж)
Саша, Арина, Люба.
-Хорошо, эти буквы гласные или согласные?
- А какие они?
-Все верно, все эти буквы обозначают согласные шипящие звуки.
-А теперь также красиво запишите в тетради ж, ч, ш, щ – шипящие согласные, выводим каждый элемент.
-Какие правила связаны с этими шипящими? (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн)
III. Актуализация знаний. Постановка темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
А сейчас я предлагаю вам разгадать загадки.
Даже в сырую, дождливую полночь
Едет на выручку « Скорая………» (помощь)
Возле штанги, как циркач,
Я ловлю футбольный…….. (мяч)
Услыхал, деревьев плачь
Знаменитый дятел -………(врач)
Устала мама, ей помочь
Решила маленькая……..(дочь)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь)
Если хорошо заточен,
Всё легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
- Какой частью речи являются данные слова? (Все слова – имена существительные)
-Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном?
-Я предложение начинаю, а вы заканчиваете
-Имя существительное – это часть речи, которая обозначает…
-Имя существительное отвечает на вопросы ….
-Имена существительные могут быть …., а еще?
-Имена существительные изменяются…
Давайте хором прочитаем слова
Помощь, мяч, врач, дочь, мышь, нож
Что общего в звучании данных слов? Какой звук слышен на конце? (все они оканчиваются на шипящий согласный)
- Что ещё объединяет эти слова? В каком числе стоят существительные?(все имена существительные ед.числа)
- С какой частью речи будем работать сегодня на уроке?
- С имена сущ. какого числа?
- С какой согласной на конце?
- Кто сформулирует тему урока?
Записываем тему урока
«Существительные единственного числа с шипящей на конце»
- Если тема – сущ. с шипящей на конце слова, то как вы думаете какова цель нашего урока, чему нужно научиться?
-Мы назвали все признаки, объединяющие данные слова. А есть ли какая-то особенность, которая их отличает друг от друга?
Работа над формулировкой правила
Запишите эти слова в 2 столбика. В первый столбик с Ь, во второй без Ь
помощь врач
дочь мяч
мышь нож
- Полина, прочитай слова 1 столбика.
- Арина, прочитай слова 2 столбика.
-Давайте определим род у существительных первого столбика и второго. Какие слова помощники нам в этом помогут?
-Работаем по цепочке (над каждым словом надписать род)
Ничего интересного не замечаете? (в первом столбике сущ. ж. р., во втором м. р)
-Что вы заметили когда определяли род существительных 1 столбика. ( у всех существительных женского рода на конце пишется ь)
- А у существительных м. р.? (у существительных мужского рода Ь не пишется на конце после шипящих)
- Помогает ли мягкий знак на конце существительных узнать род?
- Действительно, а теперь запомним:
- род мужской гонит мягкий знак метлой.
- Женский род наоборот мягкий знак в друзья берет
4.Первичное усвоение новых знаний.
Попробуем сделать вывод, как же пишутся имена существительные с шипящей на конце. А поможет в этом нам схема-помощница.
Перед вами схема – помощница. Кто может ее объяснить? СЛАЙД
( у существительных единственного числа женского рода после шипящих на конце пишется ь, у существительных мужского рода после шипящих на конце мягкий знак не пишется)
- Данную орфограмму будем обозначать следующим образом.
Буквы, обозначающие шипящие звуки, подчеркиваем двумя чертами, а Ь – одной чертой. Подчеркните, пожалуйста, у себя в тетради.
5.Первичная проверка понимания (устно) СЛАЙД
Игра «Третий лишний»
-В каждой строчке найдите лишнее слово. Докажите, что оно лишнее.
Брошь, мяч, глушь.
Ночь, гараж, кирпич.
Занесите эти слова как пример в схему.
Давайте еще раз сделаем вывод.
6. Закрепление. Работа по карточке (У доски по цепочке)
Возьмите, пожалуйста, карточку номер 1.
Запиши данные имена существительные в единственном числе в два столбика: существительные мужского рода и существительные женского рода. Подчеркни шипящие на конце слова.
Сторожа, вещи, борщи, мыши, мелочи, ландыши, коржи, богачи, ночи, броши, циркачи, ключи, мечи, плащи, кирпичи.
-Прочитаем слова первого столбика.
-А теперь слова второго столбика.
Девочки, какой частью речи выражены эти слова? (именем существительным)
- По какому признаку записаны слова в первом столбике? (это слова мужского рода)
-Обратите внимание на какую букву они заканчиваются ?(на шипящий)
-Мягкий знак пишется? (нет)
- А по какому признаку записаны слова второго столбика? (существительные женского рода)
- Что показал мягкий знак (Что это существительные женского рода)
-Чем различаются на письме существительные мужского и женского рода с шипящей на конце?
Вывод: у существительных женского рода с шипящей на конце пишется мягкий знак (ь), у существительных мужского рода с шипящей на конце мягкий знак (ь) не пишется.
Динамическая пауза.
Данные слова объедини в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением. Определите род имён существительных с шипящими на конце. Объясни написание мягкого знака. Слова разбросаны по классу, обучающиеся ищут пару выбранному существительному.
Садитесь, а теперь с места по цепочке объясните правописание имен существительных с шипящей на конце.
Ложь, мякиш, правда, бедность, роскошь, корка, тишь, бедняк, шум, богач, старики, мощь, молодёжь, слабость.
Работа в паре.Работа на двух досках. Самопроверка у друг друга
Слова |
1.Лучь |
2. Ключ |
3.Молодёж |
4.Плачь |
5.Ноч |
6.Лещь |
7.Стриж |
8.Малышь |
- Далее работать будем в парах. (сильный ученик со слабым)
Необходимо исправить ошибки, допущенные мною в правописании существительных с шипящей на конце.
-А теперь поменяйтесь местами и проверьте работы друг друга. Оцените работу. (Обучающиеся объясняют ошибки, если таковые имеются и ставят оценки за работу, опираясь на рекомендации учителя)
Работа с пословицами и поговорками.
Дифференцированное:
Расположить (или собрать) слова пословиц и поговорок в правильном порядке, определить род имен существительных с шипящей на конце
2 группа
дороже, товарищ…, денег, Хороший.
приятеля, делает, Лож…, врагом, и.
3 группа
Рож… кормит всех, а пшеничка по выбору.
Больному помогает врач…, а голодному — калач....
Проверка и ВЫВОД
-Сегодня на уроке одно из существительных с шипящим на конце встречалось чаще всего. И это слово имеет отрицательное значение. Какое это слово? Кто самый внимательный? (Ложь)
-Как вы думаете, а врать хорошо?
Очень часто люди не задумываясь о последствиях врут. Причиняя тем самым вред не только себе, но и окружающим.
-Честность и правдивость всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым не ври. Вранье приносит огромный вред.
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Чтобы проверить как вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним тест.
Дифференцированное:
2группа
Карточка 2
1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б)не пишется
2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б)не пишется
3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные
А) мужского рода Б) женского рода
4. В какой строчке во всех существительных надо поставить ь ?
А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)
Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)
В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)
5. В каких словах допущены ошибки?
А) моржь Б) молодеж В) кирпич Г)брошь
Д) чертежь
3 группа
Карточка 2
1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б)не пишется
2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак
А) пишется Б)не пишется
Определить род имен существительных и подчеркнуть шипящие на конце слов.
Дрожь, скрипач, сушь, ковш, печь, врач, помощь, клещ.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
6 кл. С.82, упражнение 129: по заданию. списать, вставить где необходимо ь.
8 кл. С.58, упражнение 76 по заданию
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
-С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке сегодня? Что нового мы узнали о существительных с шипящими на конце?
-Закончите предложение
-Скажите, какую цель мы ставили в начале уроке?
-Достигли мы ее?
-Пригодятся ли знания, полученные на уроке в жизни?