Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»
Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»
Стефанова Лариса Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ РК «РЦО» г. Сыктывкара
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Задачи урока:
обучающие:
- повторить ранее изученный материал и проверить уровень знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»;
- совершенствовать орфографические навыки учащихся;
- углубить понятие о роли имён прилагательных в речи;
развивающие:
- развивать у учащихся уверенность в себе, в своих знаниях; способствовать самореализации учащихся;
- развивать речь учащихся;
- формировать умение использовать имена прилагательные в речи;
воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине через бережное отношение к русскому языку;
- воспитывать культуру общения.
Познавательные УУД:
- умение работать с информацией;
- работа с учебными моделями;
- использование знаково-символических средств, общих схем решения;
- выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий).
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- составление плана и последовательности действий;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция и внесение необходимых дополнений в план и в способы действий;
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседе, обсуждении;
- умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе PowerPoint.
Для всего в русском языке есть
множество хороших слов.
К.Г. Паустовский
ХОД УРОКА
Организационный момент. Целеполагание.
Учитель: Ребята! Отгадайте загадку:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- О какой части речи говорится в этой загадке? (О прилагательном)
- Верно, ребята. Как вы, наверное, уже догадались, я не случайно начала урок с этой загадки. С именем прилагательным мы с вами начали знакомство в 5 классе. Попробуйте сформулировать тему и цель урока.
Совместно с учащимися формулируется тема урока. Исходя из названия темы, учащиеся определяют цель урока. Записывают дату и тему урока в тетрадях. Слайд 1.
Учитель: Ребята! Чтобы хорошо усвоить новую тему, необходимо вспомнить и повторить ранее изученный материал. Этим мы с вами и будем заниматься сегодня на уроке.
II. Актуализация знаний. Составление кластера.
Учитель: Ребята! Что вам уже известно об имени прилагательном?
Слайд 2. Учащиеся называют вопросы, на которые отвечает имя прилагательное, перечисляют морфологические признаки имён прилагательных, рассказывают о синтаксической роли имён прилагательных, приводят примеры.
В ходе ответов учащихся учитель задаёт наводящие вопросы, комментирует ответы учащихся, наведением курсора и нажатием левой клавишей мышки открывает соответствующие ячейки кластера (анимация текста настроена с помощью триггеров).
Учитель: А сейчас давайте обратимся к эпиграфу, который предваряет тему урока (учебник, стр. 4). Прочитайте выразительно высказывание К.Г. Паустовского. Как вы понимаете смысл этих слов?
Учащиеся высказывают своё мнение и объясняют смысл высказывания писателя.
Учитель: «Для всего в русском языке есть множество хороших слов», – так образно и точно охарактеризовал наш язык К.Г. Паустовский. Действительно, русский язык необычайно богат. Он позволяет подобрать точное определение, название ко всему, что нас окружает в жизни, описать наши мысли и душевные переживания. А чтобы хорошо описать что-то, надо определить его признаки, и сделать это можно при помощи имён прилагательных.
Отработка знаний и умений учащихся.
Игра «Кто больше?»
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам немного поиграть. Попробуйте описать с помощью имён прилагательных такое явление нашей жизни, как ЯЗЫК (средство общения в человеческом обществе, способность говорить, писать, словесно выражать свои мысли). Победителем игры будет считаться тот, кто подберёт больше имён прилагательных к данному слову.
Учащиеся подбирают и называют имена прилагательные к слову ЯЗЫК: благозвучный, красивый, мелодичный, певучий, разговорный, самобытный, свежий, человеческий, богатый, великий, великолепный, меткий, выразительный, образный, поэтический, скудный, сухой, литературный, национальный, родной, современный и т.д.
Учитель: Ребята! А что значит «беречь язык»? И надо ли его беречь? (Ответы учащихся.)
Каждый человек должен стремиться к высокой речевой культуре, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше национальное достояние. И нам с вами нужно быть более внимательными к родному языку, изучать его и беречь. К бережному отношению к русскому языку призывал писатель И.С. Тургенев.
Работа учащихся по карточкам (по вариантам).
Двое учащихся работают у доски, остальные – в тетрадях.
Задание: выразительно прочитать высказывания И. С. Тургенева о русском языке; выписать имена прилагательные вместе с определяемыми существительными, определить род (если есть), число и падеж имён прилагательных.
Карточка 1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев |
Карточка 2. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. И. С. Тургенев |
Учитель: Ребята! Давайте вспомним правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.
Работа по таблице. Слайд 3.
Учащиеся по таблице рассказывают о правописании гласных в падежных окончаниях имён прилагательных, приводят примеры. Проверяют выполнение задания, исправляют ошибки.
Учитель: Расскажите, что вам известно о кратких прилагательных.
4. Работа с высказыванием А. Куприна о русском языке.
Задание: записать предложение, подчеркнуть краткие прилагательные как члены предложения, определить их род и число; выразительно прочитать предложение.
Карточка 3. Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн |
Учитель: Объясните написание прилагательного певуч. (У кратких прилагательных с основой на шипящую Ь на конце не пишется.)
5. Выборочный диктант.
Выразительное чтение учителем стихотворения Александра Яшина «Русский язык».
Задание: из стихотворения выписать краткие прилагательные; в прилагательных с основой на шипящую обозначить орфограмму № 20.
Карточка 4. Русский язык Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Хочешь – песни, гимны пиши, Хочешь – выскажи боль души. Будто хлеб ржаной, он пахуч, Будто плоть земная – живуч. На совете За круглым столом Разговаривайте на нём: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой. Он, как наши мечты, велик, Животворный русский язык! А. Яшин |
Запись в тетрадях учащихся:
Язык: понятен, певуч, многолик, могуч, пахуч, живуч, велик.
Самопроверка выполнения задания по эталону (на доске).
Учитель: Так написать о родном языке может только человек, горячо любящий и ценящий его богатство и красоту.
А сейчас, ребята, давайте обратимся к поэтическим произведениям знатоков русского языка, мастеров художественного слова.
IV. Наблюдение над языковым материалом. Определение роли имён прилагательных в художественном тексте.
Задание: 1) восстановить стихотворные тексты, вставив на месте пропусков имена прилагательные; 2) выразительно прочитать получившиеся строчки; 3) назвать их авторов.
Учащиеся работают по карточкам (по вариантам).
Карточка 5 (1 вариант) … пора! Очей очарованье!.. … мне твоя … краса. Люблю я … природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. |
Карточка 5 (2 вариант) Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. … пар по лугам расстилается. По … воде, по кудрям лозняка От зари … свет разливается. |
Карточка 5 (3 вариант) И стоит берёза В … тишине, И горят снежинки В … огне. На … ветках … каймой Распустились кисти … бахромой. |
Карточка 5 (4 вариант) Весна идёт! Весна идёт! И … , … , … дней … , … хоровод Толпится весело за ней. |
При возникновении затруднений можно дать учащимся слова для справок: румяный, пушистый, унылый, золотой, алый, белый, приятный, снежный, майский, зеркальный, светлый, тихий, прощальный, пышный, сонный, тёплый. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что прилагательные для справок даны в начальной форме.
Слайды 4-7. Проверка выполнения задания.
Учащиеся выразительно читают стихотворения, называют их авторов.
В качестве иллюстраций к стихотворениям демонстрируются репродукции картин Поленова В.Д., Шишкина И.И., Грабаря И.Э., Левитана И.И.
Учитель:
- О каких временах года идёт речь в этих стихотворениях?
- Какие предложения по цели высказывания используют поэты, чтобы рассказать о явлениях, происходящих в природе? Прочитайте восклицательные предложения. С какой целью их употребляют авторы? Какие чувства поэтов звучат в стихотворениях?
- Назовите прилагательные, употреблённые в переносном значении. Как называются такие прилагательные? (Эпитеты.)
- Можно ли поэтов назвать художниками?
Учащихся участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
Учитель: Конечно, да. Только художники создают свои живописные пейзажи с помощью красок, а поэты используют великую силу слова. А самое главное: и художники, и поэты умеют видеть и передавать красоту окружающего мира.
- Ребята! Прочитайте про себя ещё раз эти стихотворные отрывки и сделайте вывод о роли имён прилагательных в речи. (Ответы учащихся)
- Давайте вернёмся к эпиграфу: «Для всего в русском языке есть множество хороших слов». Можем ли мы отнести к таким «хорошим» словам имена прилагательные?
Учащиеся: Да. Имена прилагательные придают речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть предмет, описать его отличительные свойства, охарактеризовать его с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать отношение автора к тому, о чём он пишет.
V. Это интересно! Слайд 8.
Учитель: Как вы думаете, какое место в русском языке занимают имена прилагательные по количеству и частоте употребления?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель: Оказывается, по количеству прилагательные занимают третье место после глагола и существительного, по частоте употребления – пятое после существительного, глагола, местоимения и предлога. Из 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, около 2300 слов – это имена прилагательные.
Наиболее часто употребляются в речи следующие имена прилагательные: большой, новый, великий, последний, молодой, высокий, хороший, важный, полный, русский, главный, маленький, чёрный, белый.
VI. Проверка уровня знаний учащихся об имени прилагательном.
Учитель: А сейчас, ребята, давайте проверим, как вы усвоили тему.
Учащимся предлагается задание тестового характера с выбором правильного ответа из трёх возможных вариантов.
Слайды 9-18. В презентации настроены триггеры, подсчёт верных ответов происходит автоматически.
Тест
1. Имя прилагательное обозначает:
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) действие предмета.
2. В каком ряду даны только имена прилагательные?
А) медленный, верное, желтизна, белеть;
Б) медленный, верное, желтый, белый;
В) медлительность, верность, жёлтый, белый.
3. Имя прилагательное изменяется:
А) по родам, числам, падежам;
Б) по лицам и числам;
В) по числам и падежам.
4. Укажите словосочетание с грамматическим значением «предмет и его признак»:
А) внимательно читать;
Б) интересная книга;
В) очень интересно.
5. Каким членом предложения является выделенное прилагательное в предложении Тиха украинская ночь?
А) определением;
Б) дополнением;
В) сказуемым.
6. В каком ряду во всех словосочетаниях в окончаниях имён прилагательных пишется буква Е?
А) за син…й тучей, перед дальн…й дорогой, у давн…й подруги;
Б) за син…м морем, в весенн…м небе, тих...м вечером;
В) ранн…м утром, поздн…й ночью, осенн…м днём.
7. В каком примере допущена ошибка при написании гласной в окончании имени прилагательного?
А) на свежем воздухе;
Б) без горячиго завтрака;
В) в колючем кустарнике.
8. В какой группе во всех словах пишется Ь?
1. неуклюж(?), могуч(?), лож(?);
2. луч(?), дрож(?), помощ(?);
3. печ(?), леч(?), лож(?).
9. Какое прилагательное не имеет краткой формы?
А) резкий;
Б) летний;
В) тихий.
10. В какой характеристике прилагательного есть ошибка?
А) близкий – ед. ч., муж. р., И. п.;
Б) высока – краткая форма, ед. ч., ж. р.;
В) свежего – ед. ч., м. р., В. п.
Ключ к тесту: 1-Б, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-А, 7-Б, 8-В, 9-Б, 10-В.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Составление синквейна.
Слайд 19.
Учитель: Давайте подведём итоги урока. Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Урок» или «Прилагательное» (на выбор). Синквейн состоит из пяти строк:
1 строка – тема синквейна, заключает одно существительное, которое обозначает предмет или явление, о котором пойдёт речь;
2 строка – два определения-прилагательные к нему, заключающие существенные признаки;
3 строка – три глагола, раскрывающие действия, ощущения, производимые предметом (явлением), обозначенным ключевым словом;
4 строка – предложение из 3 – 4 слов, выражающее личное отношение автора к описываемому предмету (явлению);
5 строка – слово или несколько слов, связанные с первым словом, отражающие сущность темы.
Учащиеся составляют и читают свои синквейны.
Примеры синквейнов:
1. Урок.
2. Интересный, полезный.
3. Повторяли, писали, размышляли.
4. Повторение – мать учения.
5. Знания.
1. Прилагательное.
2. Сложное, важное.
3. Думали, вспоминали, наблюдали.
4. Мне было интересно на уроке.
5. Польза.
VIII. Домашнее задание.
Упр. 322 (стр. 5). Объяснение выполнение задания.
Использованные источники:
1. Виноградова Л.А. Система работы по русскому языку в 6 классе. – М.: Просвещение, 1968.
2. Под большим шатром голубых небес. Стихи русских поэтов. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1992.
3. Русская поэзия. Стихотворения русских поэтов о родной природе. – М.: Детская литература, 1989.
4. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / М.Т. Баранов и другие. – М.: Просвещение, 2017.
Ссылки на использованные изображения указаны в презентации (слайд 20, скрыт в режиме демонстрации).
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Стефанова Лариса Михайловна