Учитель биологии, химии, изобразительного искусства высшей квалификационной категории. Руководитель РМО и МО естественно-математического цикла. Победитель ПНПО-2019, лауреат премии Губернатора Ростовской области.
Урок-викторина по биологии: «Путешествие «От цветка до плода»
Цели урока:
Образовательная:
Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Цветок. Соцветия. Плод. Распространение семян» в игровой форме;
продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике органов растений;
подвести учащихся к выводу о родстве цветковых, расширить кругозор обучающихся.
Развивающая:
развивать учебные умения – исследовательские, способствовать развитию логических умений и навыков по применению биологических знаний на практике; стимулировать развитию навыков познавательного интереса, выявлению связей «строение – функция», синтеза, анализа, делать выводы; Формирование у учащихся мотивации к изучению биологии, положительного отношения к получаемым знаниям.
Воспитывающая:
воспитание аккуратности и самостоятельности в работе, экологическое воспитание. Нравственно-эстетическое воспитание, привитие чувства ответственности за сохранение окружающей природной среды. Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе.
Оборудование: мультимедиа, натуральные объекты, карточки с изображением плодов, семян; карточки с плодами и семенами «Как распространяются растения»
Класс делится на две команды. Команды придумывают себе названия, которые связаны с темой урока, например «Вишенка», «Ягодка» и т.д.
Задачи участников игры:
Две команды соревнуются в знаниях в течение всех геймов.
Болельщики участвуют в разминке и отвечают на вопросы, в случае если команды затрудняются ответить.
Ассистенты анализирует ответы всех участников игры, формирует выводы, ведут подсчет баллов и оказывают помощь ведущему.
Организационный момент. На доске записываются названия команд, проговариваются правила игры: за правильные ответы команде начисляются баллы, в ходе игры все баллы суммируются. Штрафные баллы могут быть начислены за: нарушение дисциплины, грубое высказывание в адрес представителей своей команды иликоманды соперников.
План викторины:
1. Гейм «Цветочный кроссворд»
2. Гейм «Узнай меня».
3. Гейм «А я это знаю!»
4. Гейм «Соцветия»
5. Гейм «В некотором царстве, Плодовом государстве»
Разгадывание кроссворда по теме «Цветок. Соцветия»
Вопросы кроссворда:
1.Совокупность чашечки и венчика цветка (Околоцветник)
2. Часть венчика цветка (лепесток)
3. Генеративный орган покрытосеменного растения (цветок)
4. Часть тычинки, в которой развивается пыльца (пыльник)
5. Органы цветка, образующие пыльцу (тычинка)
6. Внутренняя часть околоцветника. Цвет его лепестков обусловлен наличием хромопластов (венчик)
7. Часть цветка, образующая плод. Она расчленена на завязь, столбик и рыльце (пестик)
8. Соцветие, у которого главная ось является укороченной; боковые цветки выходят как бы из одного места, сидят на ножках разной длины, располагаясь в одной плоскости или куполообразно (зонтик)
9.Она образует наружный круг околоцветника. Её листочки обычно небольших размеров, зелёного цвета. Выполняет функцию защиты внутренних частей цветка до распускания бутона (чашечка)
10. Схематичное изображение цветка на плоскости, перпендикулярную к оси цветка. (диаграмма)
11. Растения, у которых однополые цветки мужские (тычиночные) и женские (пестичные) находятся на одном и том же растении (однодомные)
12. Мужское соцветие кукурузы (метелка)
13. Пестичные цветки кукурузы образуют соцветие (початок)
14. Цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики (обоеполые)
15. Группы цветков, расположенные близко один к другому в определенном порядке (соцветия) Как называется соцветие подсолнечника, астры, одуванчика (корзинка)
2. Гейм «Узнай меня». Разгадайте ребусы и объясните значение разгаданного слова.
(Метелка)
(Коробочка)
(Тыквина) (Соплодие)
(Померанец)
(Корзинка)
3. Гейм «А я это знаю!» (оценивание: за один правильный ответ – 1 балл)
Командам по очереди задаются вопросы
1. Что такое опыление? (Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика)
2. Какие цветки называются правильными? (Если через цветки можно провести несколько плоскостей симметрии)
3. Что такое зоофилия? (опыление с помощью животных). Назовите, кем могут опыляться такие растения? (колибри, летучие мыши)
4. Какие приспособления для такого опыления появились у растений? (Для этих растений характерны крупные размеры цветка, обильное выделение нектара, содержащего слизи, массовая продукция пыльцы, при опылении летучими мышами – цветение ночью)
5. Что такое энтомофилия (перенесение пыльцы насекомыми).
6.Какие приспособления для такого опыления появились у растений? (Приспособлением растений к энтомофилии являются запах, цвет и размер цветков, липкая пыльца с выростами. Большинство цветков двуполые, но созревание пыльцы и пестиков происходит не одновременно либо высота рылец больше или меньше высоты пыльников, что служит защитой от самоопыления)
7.Что такое Формула цветка? (условное обозначение строения цветка с помощью букв латинского алфавита, символов и цифр)
8. Охарактеризуйте по формулам цветки растений: лютика — Ч5Л5Т∞П∞, сурепки — Ч2+2Л4Т2+4П1; гороха — Ч(5)Л3(2)Т(5+4)1П1.
9. Что такое анемофилия (ветроопыление). Назовите ветроопыляемые растения (почти все злаки, осоки).
10. Какие приспособления для опыления ветром появились у растений? (У анемофильных растений цветки мелкие, часто собраны в соцветия, пыльцы образуется очень много, она сухая, мелкая, при раскрывании пыльника с силой выбрасывается наружу. Лёгкая пыльца этих растений может переноситься ветром на расстояния до нескольких сотен километров)
11. Почему некоторые цветы пахнут разлагающимся мясом или навозной жижей? (Их посещают мухи или жуки, которые и разносят пыльцу. Это такие растения, как рябина, боярышник, калина, кизил, барбарис.)
12. Почему орешник цветет весной, а липа — летом? (Орешник опыляется ветром, а липа — пчелами).
Командам необходимо определить (соотнести) растение и его соцветие. Работа выполняется на разных компьютерах: оценивается правильность выполнения задания и время (можно, если компьютер один в классе, выполнять задание по очереди).