Вэб-квест, как практический инструмент повышения компетентности родителей в сфере построения развивающих отношений со своими особыми детьми
ВЭБ-КВЕСТ, КАК ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ОТНОШЕНИЙ СО СВОИМИ ОСОБЫМИ ДЕТЬМИ
Бугрова Наталья Александровна
(Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №67» компенсирующего вида
г.Дзержинск Нижегородской области)
Аннотация. В докладе рассматриваются вопросы повышения компетентности родителей детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (НОДА), посредством адаптации квест-технологии. Применение Вэб-квеста позволит выстроить систему сотрудничества педагогов, работающих с воспитанниками с особыми образовательными потребностями, и родителями (законными представителями) особых детей с НОДА в рамках реализации инклюзивного подхода к образованию.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (НОДА), ОВЗ, вэб-квест.
Создание системы комплексного сопровождения детей, имеющих особые образовательные потребности, в настоящее время является одним из приоритетных направлений современного образования. Государством признается ценность образования таких детей с учетом их индивидуального уровня развития и потенциальных возможностей.
Общая цель коррекционной работы, в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение коррекции нарушений и разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и их особых образовательных потребностей, оказание им квалифицированной помощи в освоении АООП ДО; создание условий для социальной адаптации [1]. ГБДОУ «Детский сад № 67» компенсирующего вида много лет работает с детьми с ОВЗ. Категория воспитанников, посещающих наше дошкольное учреждение, неоднородна. Все воспитанники имеют двигательные нарушения различной степени тяжести, кроме того, в структуре дефекта большинства воспитанников имеются проблемы психоречевого развития (задержка психического развития, умственная отсталость, общее недоразвитие речи и расстройства аутистического спектра).
Эффективность непосредственной работы с детьми вследствие поражения опорно-двигательного аппарата тесно связана с наличием социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи его семье.
Целью организации взаимодействия с родителями детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата является повышение степени их вовлеченности в образовательный процесс, активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным. Это подтверждается ростом заинтересованности родителей в сотрудничестве с дошкольным учреждением, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения [2, 49]
Повышению уровня педагогической культуры родителей, формированию в большей или меньшей степени каждого из выделенных компонентов этого качества способствует разработанная нами форма взаимодействия – веб-квест.
Разработанные нами вэб-квесты для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями и родителями воспитанников с НОДА, позволяют включить в работу все категории педагогического состава, независимо от их профессиональных умений, уровня квалификации и образования, а также независимо от возрастной категории и родителей с любой степенью сформированности педагогической компетентности.
Вэб-квест позволяет родителям в игровой форме получить необходимые знания выстраивания психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Структура его такова, что сначала вводится игровой персонаж и задается проблемная ситуация. Затем предлагается выбор ролей. Все вопросы носят практический характер и соотнесены с ролью. Чтобы ответить на эти вопросы, предлагается перечень действующих ссылок на различные источники в сети интернет (презентации, разработанные интерактивные игры, вордовские статьи, видеоматериалы), а также на материалы, размещенные на официальном сайте ДОО. В конце игры предлагается выполнить практические задания совместно с детьми.
В качестве подарка игровой персонаж предлагает к просмотру интересные познавательно-игровые (методические) материалы, размещенные на канале Ю-туб либо на образовательных порталах.
Как отмечают родители, особую значимость для них имеют разработанные педагогическим коллективом алгоритмы - схемы для формирования социально-бытовых навыков детей с НОДА. В них предлагается описание пошагового овладения самостоятельными навыками самообслуживания (умение пить из чашки, умение есть ложкой, навык снимания / одевания штанов (другой одежды), умение мыть руки, умение посещать туалет и пр.), формирования элементарных трудовых навыков. Такого рода визуальные подсказки, применяемые одновременно в дошкольном учреждении и в семье способствуют более эффективному построению развивающего общения взрослого с детьми. В формате вэб-квеста ненавязчиво предлагается родителям ознакомиться с опытом развития и воспитания таких же детей, как у них. Ведь в большинстве случаев родителям становится крайне трудно признать и принять то, что их ребенок не такой как все. Кроме того, вэб-квест позволяет учитывать разный уровень педагогической компетентности родителей, для чего предлагаемый материал разложен на этапы овладения детьми теми или иными навыками в процессе игровой деятельности с учетом имеющихся противопоказаний.
Все предложенные материалы доступны для скачивания и остаются в пользовании родителей. Они могут обратиться к данной форме в любое удобное для них время, проработать предлагаемый материал в доступном для них формате.
Использование квест – технологии позволяет построить образовательный процесс с ориентацией на практическое и профессиональное применение знаний и создать условия для раскрытия потенциальных возможностей всех участников образовательного процесса в условиях инклюзивного пространства.
Литература
Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6241
Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.