Вербально – коммуникативная депривация, как нарастающий вызов речевому развитию детей раннего возраста
Термин «депривация» (от латинского deprivatio, лишение), достаточно широко используется в разных сферах: психологии, педагогике, медицине. Он означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей человека в течении длительного времени. И носит негативный характер. Вербально – коммуникативная депривация – системная недостаточность прямого вербального общения, как между людьми в целом, так и между родителями и детьми.
Международная ассоциация дефектологов, за последнее десятилетие, отмечает стабильный и системный рост запаздывания речевого развития детей. Особенно тревожными, выглядят показатели речевого запаздывания детей раннего и младшего возраста. И это, в первую очередь, характерно для развитых стран, где состояние медицины и образования, казалось бы, должно приводить к обратному результату. Системные исследования причин запаздывания речевого развития, показали, что происходит перетекание количественных показателей, от традиционных патологий органического и физиологического характера, к психосоматическим и социальным факторам. В последние пять лет, в мировой дефектологии, как основная причина запаздывания речевого развития детей раннего возраста, вышел на первое место и уверенно прогрессирует, фактор вербально-коммуникативной депривации.
Прогресс технических средств коммуникации и агрессивная мода на них, оказывает негативное воздействие на речевое развитие детей всех возрастов. И критическое, на детей раннего возраста. Часто, даже рядом сидящие люди, общаются посредством гаджетов. Все больше времени в семьях проводят, уткнувшись каждый в свой экран. Теперь детей-маугли растят городские джунгли. Виртуальный «госпитализм» - всего лишь вариация реального «госпитализма», описанная психологом Р.А.Шпицем. Это – проблема о которой нужно не говорить, а кричать!
В последнее десятилетие, в мировой дефектологии, нижний возрастной порог коррекционной работы постоянно снижается. Все больше ведущих ученых и практиков приходят к выводу, что наибольший эффект в коррекции развития, достигается в раннем и младшем возрасте. Это касается и нарушений речевого развития. Учитывая, что речь является вершиной пирамиды раннего развития ребенка, именно этот возраст является наиболее сензитивным для коррекции. Все чаще, проводя скрининговое обследование детей раннего возраста, я прихожу к выводам, что причины речевых проблем кроются не столько в самом ребенке, сколько в его окружении. И это явление носит системный характер. В мировой дефектологии появился даже специальный термин «речевое окружение». Все большее количество родителей не умеют полноценно вербально коммуницировать с детьми. Особенно детьми раннего возраста. Не понимают значимости и жизненной необходимости этого процесса.
Развитие технических средств коммуникации остановить невозможно, пытаться системно дозировать – глупо, а значит, фактор вербально-коммуникативной депривации будет только нарастать. Современной педагогике нужно выработать стратегию и тактику противодействия этой угрозе и вооружить педагогов эффективным инструментарием.
Как дефектолог-практик с многолетним стажем, хотела бы поделиться некоторыми приемами и соображениями по решению этой проблемы, показавшими практическую эффективность:
1. Смещаем акценты: стратегически важно понять самому и аргументированно убедить родителей, что коррекционно-развивающий процесс теперь будет направлен не только на самого ребенка, но и на его речевое окружение. А для этого – вам придется обучать родителей. В прямом смысле. Не просто консультировать, а давать уроки и домашние задания. И требовать их выполнения. Делая это системно, вы вскоре обнаружите, что занятия с родителями не менее эффективны для коррекции ребенка, чем занятия с самим воспитанником. Ведь вы проводите с ним 30 – 40 минут в день. А родители – более 12 часов. Для этого:
• На родительском собрании (групповой консультации, мастер-классе и т.п.), доведите до родителей актуальность и прогрессирующий характер проблемы. Объясните невозможность эффективной коррекции без изменения качества речевого окружения ребенка. Разъясните, что сложившаяся ситуация – не результат каких-то личных недостатков каждого родителя, а системное социальное заболевание общества. Избавляться от которого не зазорно и весьма полезно. В том числе, и для них самих.
• Разработайте алгоритм личного и дистанционного обучения и взаимодействия с родителями. Создайте свой сайт, страничку, блог, группу в WhatsApp, соцсетях. Это позволит вам и охватывать всех и работать выборочно, по конкретным проблемам и семьям. Еще, это поможет дисциплинировать родителей в выполнении ваших заданий. Прибегайте к педагогическим мерам. Естественно, в закрытых рамках сообщества или блога. Не упускайте возможности проводить групповые консультации по проблемам, выявленным дистанционным взаимодействием.
• Создайте библиотеку «Родительских знаний», скомпилировав актуальный контент. Объем которой будут пополнять родители, на отдельном или на вашем ресурсе. Назначьте «библиотекаря» (из родителей), наделив его правами администрирования. Создайте мотивационную шкалу: «рейтинг», «баллы», «статус», символические подарки и «награды». Удивитесь активности, как пользователей, так и «статьи приносящих».
2. Учимся учить родителей: для действительно системной и эффективной работы, необходимо разработать стратегию, программу и план обучения. В любом, удобном для вас формате. И довести их до сведения родителей. Для этого:
• Проводим анализ своего времени и понимаем, сколько мы можем потратить на обучение родителей. Следует понимать, что проблематика вербальной деривации – только часть вопросов взаимодействия.
• Исходя из результатов анализа, разрабатываем стратегию: я – только организую и направляю процесс; я - руковожу процессом; я – непосредственно участвую в процессе. Работу выстраиваем, только исходя из реальных временных рамок. Иначе – это так и останется «маниловщиной».
• Изучаем контингент родителей и определяем заинтересованных и активно участвующих в развитии ребятишек. Формируем из них «инициативную группу». Где, каждому определяем общие задачи, конкретные направления и поручения. Именно они будут вашими «глазами, ушами и руками». Почти всегда, родители не проявляют активности – только потому, что нет мотивации, понятных целей и способов их достижения, и четкой организации процесса.
• Очень (ОЧЕНЬ!) много думаем, изучаем, советуемся, как сделать процесс увлекательным и интересным для самих родителей. В этом – 90% успеха. Самым скучным и бесполезным в нем – должна быть, вот эта, моя статья.
• Заинтересовываем родителей. Создавая собственную систему ценностей в сообществе. Тут, все от вашей фантазии: «рейтинг», «звания», «ордена, медали», грамоты. Выражение – не важно. Заботимся только об объективности. Очень внимательно заботимся!
• Весьма пристально следим (хотя бы периодически), за работой каждого родителя. И даем понять, что следим. Не стесняемся, ни на «пряники», ни на «кнут».
3. Собственно, о содержательной стороне обучения родителей и организации совместной коррекционно-развивающей деятельности (педагог, воспитанник, родитель), в формате статьи, говорить не имеет смысла. Это можно отразить только в весьма увесистом фолианте. Из личного:
• Широкое изучение и применение народных приемов и традиций. Уже через месяц, ваши родители должны знать, чем отличаются пестушки от потешек и прибаутки от небылиц. И уметь их применять.
• Каждый родитель должен запомнить аксиому: с момента рождения и до 2 лет, все действия родителя и ребенка, в любом виде деятельности – проговариваются.
• Для ребенка – разница в сказках, в исполнении родителей и в любом другом варианте, имеет ту же разницу, что настоящий фрукт и восковая подделка.
• Родитель должен быть готов, в любой момент, создать и развить игровую ситуацию, в «пустой комнате».
• Придумывайте и развивайте соревновательность в практических играх для родителей (WhatsApp, сообщества): «Вырази эмоцию словами», «Опиши картинку минимумом слов», «Придумай максимум синонимов», «Разрули» ситуацию» и т.п.
• Отслеживайте и смело применяйте новые подходы для совместной деятельности. Хорошие результаты дают: нарративные методы, образовательный геокешинг, кататимно-имагинативная сказкотерапия и многое другое.
• Более подробно, вы можете об этом узнать на моем сайте: https://pavlenkovenera.wixsite.com/mysite
На чем хотелось бы акцентировать внимание: задачи статьи – не дать готовый практический продукт (в заявленной проблематике, это нереально). Задача – акцентировать внимание на серьезной и нарастающей проблеме. И выработать понимание, что образовательная и коррекционно-развивающая работа, от дуэта «педагог – воспитанник», все больше будет смещаться к трио «педагог – воспитанник – родитель».
И последнее: не стоит забывать, что педагоги – тоже родители, и продукт современного общества. Нам свойственны все те же «заболевания». Помните об этом. Непосредственный вербальный контакт – самое верное и проверенное средство развития ребенка, установления близости, укрепления прочности родственных уз. Удачи вам, в профессии и личной жизни!
Куликова Ирина Геннадьевна
Павленко Венера
Куликова Ирина Геннадьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Павленко Венера