Внеклассная работа по литературе как средство личного развития
Внеклассная работа по литературе как средство личного развития
Одним из основных требований ФГОС к современному образованию является ориентация на формирование, развитие и самореализацию личности ребёнка. При этом важную роль играет влияние самостоятельной созидательной деятельности на его личностное развитие. Кроме того давно уставновлена тесная связь между эстетическим воспитанием и развитием интеллектуальных способностей, что в свою очередь приводит к формированию целостной гармоничной личности.
Литература, являясь одним из предметов гуманитаного цикла образования, исторически выступает ещё и одним из видов искусств, что уже определяёт её большую роль в формировании художественного вкуса, умении формулировать и отстаивать собственную точку зрения, а также в развитии эмоциональной сферы учащихся. Обращение к художественному словесному творчеству возможно не только в рамках урочной системы, но во внеклассной работе, менее формальная обстановка которой позволяет максимально раскрыться творческим способностям школьников. Примером организации такой внеклассной работы по литературе может послужить поэтический конкурс «Турнир поэтов». Задачами этого творческого конкурса выступают:
- выявление литературных способностей среди учащихся,
- содействие их творческому росту,
- привлечение внимания широкой общественности к современной поэзии,
- пропаганда русской культуры и исконных духовных ценностей.
Кроме того, в ходе подготовки к участию и в самом процессе участия школьники так или иначе формируют ряд важных универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС. К ним относятся, например, коммуникативные УУД:
- умение излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств,
- умение осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми,
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
- умение слушать и отвечать на вопросы,
- умение выслуш ать чужое мнение и адекватно на него реагировать;
регулятивные УУД:
- оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели,
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии,
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью (рефлексия);
познавательные УУД:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации.
Таким образом, используя возможности менее формального общения в рамках внеклассного мероприятия, мы формируем умения, столь важные для учебного процесса в целом. Многие из этих УУД пригодятся школьникам, например, для участия в проектной деятельности, которая также становится неотъемлемой частью современного образования.
Но прежде чем говорить об особенностях организации и проведения поэтического конкурса, хочу ещё остановиться на одном очень важном и в то же время сложном моменте — на мотивации. Как привлечь школьников к участию в поэтическом конкурсе? Дело в том, что с одной стороны, поэзия является довольно растространнёным способом самовыражения, особенно среди подростков. С другой стороны, часто (почти всегда!) стихи собственного сочинения воспринимаются как нечто глубоко личное, и делиться этим, выносить на суд публики (и тем более членов жюри, среди которых будут учителя!) начинающему автору очень трудно: кто-то осознаёт несовершенство своих творений и боится критики, кто-то опасается реакции непонимающих одноклассников, кто-то просто стесняется. И здесь как раз очень велика роль педагога. Чем более доверительные отношения сложились между учениками и учителем, тем больше шансов, что ребёнок доверит своё сокровенное для публичного прочтения. У меня в детстве был такой положительный опыт (чудесные дружеские отношения с моим педагогом сохранились до сих пор!) и я стремлюсь в своей педагогической практике транслировать его дальше. Кроме того, в моём конкретном случае поводом для взаимного доверия с ребятами служит тот факт, что я сама пишу стихи, публикую их на своих страницах в соцсетях, где многие мои ученики являются ещё и друзьями. Моя открытость и искренность вызывает у большинства из них открытость и искренность в ответ.
Теперь о порядке проведения конкурса. «Турнир поэтов» можно проводить ежегодно, например, во втором полугодии, ориентируясь на Всемирный день поэзии (21 марта). Для большей привлекательности объявление о конкурсе я чаще всего стараюсь написать также в поэтической форме, напрмер:Любители поэзии! Внимание! Внимание!
Объявлен новый конкурс любимцев вдохновения.
В нем будут номинации: любовное признание
И непременно ваше любимое стихотворение.
Особое внимание, вас просим, обратите –
В любовное признание, пожалуйста, включите
Любые вариации пейзажных тем, лирических,
Вплоть до юмористических или патриотических.
Свои произведения Вы сдайте нам заранее –
Жюри у нас не строгое – они найдут признание!
Конкурс может состоять из двух этапов (заочный и очный). В рамках заочного этапа конкурсанты предоставляют в указанные сроки заявки на участие в конкурсе и тексты своих произведений. Это позволяет членам жюри заранее (заочно) ознакомиться с творчеством школьников, их индивидуальными особенностями, а также помогает с учётом этих особенностей, выстроить проведение очного этапа, в рамках которого конкурсантам предоставляется возможность публичного выступления перед аудиторией с 2-3 произведениями на их выбор.В конкурсе могут быть представлены несколько тематических номинаций, формулировка которых должна быть достаточно широкой (природа, взаимоотношения, философские размышления), но обязательно присутствует свободная тема, которая даёт возможность каждому проявить свои творческие способности. Не стоит загонять учеников в жёсткие рамки, как правило, это только отпугивает их, ещё больше сдерживает и так небольшую решительность.
Жюри в свою очередь определяет лучших поэтов и лучшие произведения в каждой номинации. На протяжении конкурса жюри оценивает как качество поэтических текстов, так и умение авторов преподнести свои произведения в соответствии со следующими критериями:
- соответствие поэтическому произведению (рифма, размер, ритм, благозвучность) и жанровым особенностям;
- высокохудожественный поэтический уровень (образность, языковая выразительность и т.п.);
- манера исполнения (знание текста наизусть, интонационное оформление, артистизм).
Чем больше будет победителей, тем больше дети получат положительных эмоций и, как следствие, стимула к дальнейшему развитию своих творческих способностей. В зависимости от количества участников можно выстроить проведение конкурса так, что каждый окажется в чем-то лучшим и получит свою персональную грамоту или диплом. Нагарадные листы лучше подготовить заранее. Я, например, использую такой подход. На этапе ознакомления с детскими работами отмечаю самые сильные стороны у каждого и пытаюсь подобрать подходящие к этой ситуации цитаты великих, например, «Стихи удаются, если созданы при душевной ясности» (Овидий). В результате на этапе окончательного подведения итогов остаётся только вписать распределение мест (если оно будет уместно) или просто наградить каждого участника, которого «похвалил» ещё и кто-то из выдающихся личностей.
Учитывая, что не все дети решатся стать публичными участниками, но наверняка придут на это мероприятие в качестве зрителей (присмотреться к атмосфере, потенциальным соперникам и т. д.), то важно не оставить без внимания и зрителей. Так, пока члены жюри обсуждают уже прозвучавшие стихи, манеру исполнения, выносят окончательный вердикт, ведущий предлагает зрителям поиграть в буриме (желательно на тему, близкую теме конкурса). Например, можно предложить ученикам в качестве начала такие строки:
Мы все поэзии верны!
Мы все в поэзии равны!
Стихи нам дарят чудеса:…
И дальше школьники продолжают свои строчки. Можно оставлять весь текст видимым для всех, а можно предложить им заворачивать предыдущие слова, чтобы не сковывать полёт фантазии и обеспечить некоторую анонимность и свободу творчества.
И наконец, чтобы поддержать творческий потенциал, а такж приумножить его и развить, можно предложить всем присутствующим небольшой поэтический мастер-класс. Возможно, это со временем выльется в деятельность литературного кружка или организацию некоего школьного поэтического общества со своими традициями, печатным изданием, где педагог-организатор будет направлять, подсказывать, помогать, в том числе выходить на более высокий уровень через участие в других поэтических конкурсах.
В ходе общения в таком формате, в процессе сотворчества и содружества происходит личностный рост не только учащихся, но и самого педагога. Только в таком формате возможно плодотворное и эмоционально насыщенное совместное движение вперёд в учебном процессе!
Куликова Ирина Геннадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна