Воспитание и социализация обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лидер» социально-гуманитарной направленности
Воспитание и социализация обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лидер» социально-гуманитарной направленности
Гурова Ирина Евгеньевна
педагог-организатор, педагог дополнительного образования
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Калуги
Современное общество сегодня, как никогда ранее, заинтересовано в развитии общественной активности подрастающего поколения. Оно требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, были инициативными и самостоятельными.
При проведении экономических реформ, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание последствия их влияния на нравственное, физическое, психическое здоровье детей. Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде привели к утрате понимания таких общественных ценностей, как интерес к знаниям, к культуре, к труду. В детской и молодежной среде растут агрессивность, раздражение, неуверенность в завтрашнем дне. Необходимость новых подходов к задачам и функциям детских общественных организаций очевидна.
В каждом человеке, а в данном случае ребёнке, скрыты силы творчества и созидания. Для того чтобы раскрыть и реализовать творческий потенциал каждого ребёнка в коллективе, необходимо создать благоприятные условия в школе, пространство для творческого развития ребёнка, помочь детям стать внутренне сильнее, уверенней в себе. Основа – традиции, преемственность поколений.
Детское объединение дополнительного образования – это коллектив, на котором лежит ответственность перед обществом. Только через коллектив каждый человек входит в общество как полноправный член. Только так школьнику станут понятны интересы коллектива, понятия долга и чести. Только в таком ключе возможно воспитание гармонии личных и общественных интересов. Как любой социальный институт, детская организация – это живой организм. Ей присущи взлеты и падения, успехи и неудачи. Личность каждого ученика, его удача и неудача, должна расцениваться как неудача на фоне общего дела и как успех в общем деле. Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка и самоуважение.
Детское объединение как коллектив выполняет защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребёнка.
Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых, сплотившихся ради реализации интересных, общественно значимых проектов. Именно этот аспект является ключевым в организации деятельности объединения, целью которого является содействие формированию личности юного гражданина России, убежденного патриота своей Родины, выражающего активную гражданскую позицию, разделяющего взгляды о необходимости нравственных идеалов общества, умеющего реализовывать свой потенциал в творческих и социально значимых мероприятиях и проектах.
Реализация цели достигается в процессе выполнения ряда задач. Некоторые из них:
способствовать формированию в коллективе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития обучающихся;
воспитывать чувство ответственности за порученное дело, чувство уважения к людям, сохранившим и приумножившим богатство нашей Родины;
поддерживать и обеспечивать становление индивидуальности детей;
пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения;
воспитать интерес и уважение к культурному, историческому, духовному опыту предшествующих поколений, любовь к большой и малой Родине;
формировать правила нравственного поведения через анализ нравственных ситуаций;
знакомить с правилами культурной жизнедеятельности;
В процессе достижения цели и решения задач развиваются интеллектуальные, творческие способности детей, формируются их коммуникативные навыки и навыки исследовательской деятельности.
Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений. Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более «взрослыми». Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.
В процессе подготовки и проведения игры дети приобретают опыт самостоятельной поисковой деятельности, навыки работы в группах, учатся сотрудничать, оценивать свой вклад и вклад своего товарища в общее дело, потому как от этого зависит конечный результат всего мероприятия.
Традиционными являются коллективные творческие дела, организуемые членами объединения «Лидер» в школе. Они бывают разного направления: эстетического, краеведческого, патриотического, спортивного. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности.
Деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Алгоритм деятельности объединения дополнительного образования «Лидер»
Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в внеклассных условиях, через средства массовой информации и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами.
Работа с детским коллективом строится на следующих принципах:
Личностный подход;
Педагогическая целесообразность;
Природосообразность;
Культуросообразность;
Событийность;
Интеграция и дифференциация совместной деятельности;
Социальная адекватность.
С учётом интересов и возможностей детей определяется содержание деятельности, выбираются формы и методы работы, наиболее приемлемые для этого возраста.
Одним из основных направлений работы стало социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием понимается деятельность:
социально значимая, имеющая социальный эффект;
задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
результат которой - реальный «продукт» (не обязательно материальный).
Социальное проектирование – деятельность, через которую формируются социальные навыки, социальный опыт обучающегося, так обучающимися реализован ряд социальных проектов, которые мы объединили под названием «Операция «Детский сад»»: «Игрушки малышам», «Костюм для куклы», «Масленицу играем вместе!». Соцпроект «Детской библиотеке – детскую художественную галерею!», «Безопасная дорога», «Я слышу мир», «Память».
Школьное детство – замечательная пора, когда формируются основные социальные навыки, познаются ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни. Дети, прошедшие школу социального проектирования, растут настоящими гражданами и патриотами своей страны. Академик Д.С. Лихачев когда-то сказал: «Счастливо то общество, в котором дети не стесняются быть патриотами».
Воспитание гражданских качеств одинаково нужно и для личности, и для общества. Без них невозможна содержательная и полноценная жизнь достойная человека. Как утверждал Н.И. Пирогов «Все готовящиеся быть гражданами должны сначала стать людьми».
Участие в социальных акциях – для нас дело новое. Современная общественная жизнь изобилует конфликтными ситуациями и противостояниями.
Участие в той или иной акции – это способ привлечения общественного внимания к социальным проблемам, существующим в стране и мире. Членами ШДО «Вятичи» были проведены следующие акции: «Спорт против наркотиков и СПИДа», «Память наших сердец», «Вместе против СПИДа», «Больше доноров – больше жизни!», «5 нет курению!», «Люди планеты Земля», «Помоги пернатым друзьям!», «Чистый двор!».
«Не остаться в стороне – значит проявить активную гражданскую позицию уже сегодня, а не ждать, когда мы вырастим», такое мнение у моих подопечных.
Результатом реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является предполагаемый результат: создание дружного, сплочённого в результате творческой деятельности коллектива обучающихся – патриотов Родины, повышающих интеллектуальный уровень, умеющих активно отстаивать свои гражданские позиции, имеющих положительный опыт в управлении деятельностью детским объединением (общественной организацией, волонтерским сообществом, органам ученического самоуправления).
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Сухомлинский в своё время писал: «Если человек ощущает своё участие в жизни общества, его развитии, он создаёт не только материальные ценности для людей, но и самого себя.
Детское объединение – это важнейший фактор целенаправленной социализации и воспитания личности.