План-конспект классного часа для учащихся 9-11 классов средних школ, студентов 1-2 курсов СПО «Все мы разные...»
Конкурсная работа.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ЛУЧШИЙ КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ СПб
СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции»
План-конспект классного часа для учащихся 9-11 классов средних школ, студентов 1-2 курсов СПО.
«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ…»
Преподаватель дисциплин:
ОДБ.03 Иностранный язык,
ОГСЭ.03 Иностранный язык,
ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности
ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации
Криницкая Ирина Владимировна
Санкт-Петербург, 2021 г.
Содержание.
Пояснительная записка.
1. Методический блок.
1.1. Учебно-методическая карта.
1.2. Технологическая карта.
2. Информационный блок.
2.1. План-программа классного часа.
2.2. Сценарий мероприятия.
Приложение 1. Перечень универсальных учебных действий.
Перечень универсальных учебных действий
DOC / 37 Кб
Приложение 2. Презентация к классному часу.
Презентация к классному часу "ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ..."
PPT / 1.76 Мб
Пояснительная записка.
В современном мире цифровых технологий межличностное общение уплощается и упрощается, переходя из реального в виртуальное. Современные ученые бьют тревогу по поводу того, что люди меньше интересуются другими людьми, становятся цифровыми аутистами. Другой аспект – возникновение нетерпимости к ученикам с особенностями внешности, отличающимися музыкальными и литературными вкусами, других национальностей, с дефектами речи или слуха и др. Особенно это выражено в коллективах подростков. Классный час в форме игрового тренинга направлен на создание доброжелательной атмосферы, положительных эмоций среди участников, возникновение желания узнать больше о своих одноклассниках, познакомиться ближе. Сплочение ученического коллектива, развитие умений реконструкции других также являлось первостепенной задачей.
1.Методический блок.
1.1. Учебно-методическая карта
Тема: «Все мы разные…»
Учебный предмет (дисциплина): любой.
Классы школы: 9-11
Курсы колледжа: 1 - 3
Место проведения: учебная аудитория
Продолжительность - 45 минут
Форма проведения: игровой тренинг
Способ посадки учащихся: круговой (стулья по кругу, парты позади)
Методическая цель:
Цели и задачи классного часа:
Образовательные:
1. Познакомить учеников класса/студентов группы более углубленно.
2. Формировать знания о том, что каждый человек – уникален и достоин уважения.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные, языковые, познавательные способности студентов в ходе совместной и индивидуальной деятельности.
2. Развивать стремление к самопознанию.
3. Развивать навыки реконструкции внутреннего мира другого человека, сопереживания, эмпатии.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление к живому общению с собеседником.
2. Воспитывать интерес к внутреннему миру другого человека.
3. Воспитывать уважение и терпимость по отношению к отличительным особенностями других людей.
Планируемый результат.
Уметь:
- определять значимость отличительных особенностей людей;
- совершенствовать навыки общения с другими людьми;
- совершенствовать способности к реконструкции внутреннего мира других людей.
Знать:
- степень важности того, что все люди - разные;
- значение реального общения с людьми;
- отличительные черты продуктивной интеракции со сверстниками и взрослыми.
Формирование компетенций обучающихся:
Коммуникативная: развитие способности распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих людей, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами, сотрудничать, слушать, слышать, обмениваться информацией.
Дискурсивная: развитие способности использовать определенную стратегию и тактику общения для устной и письменной интерпретации.
Социальная: развитие способности к социальной деятельности в современном социуме, успешному выполнению социальных ролей, умения адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Предметная: развитие умений использовать знания и навыки для решения различных проблем.
Межпредметные связи: общая психология, социальная психология, психология общения, педагогическая психотерапия.
Методическое оснащение: методическая разработка классного часа для преподавателя и методиста.
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, аудиосистема, USB-флеш-накопитель, бумажные бланки для вопросов, клубок шерстяных ниток, ручки (ширковые/гелевые).
Информационное оснащение: мультимедийная презентация Microsoft Power Point , видеоролик из видеохостинга YouTube.
Список литературы:
1. Курпатов А. В. Красная таблетка, - СПб, «Капитал», 2018
2. Шваб Е. Д., Н. П. Пудикова. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения, - Волгоград, «Учитель», 2009
Интернет-ресурсы:
https://psyliner.ru/trening-dlya-podrostkov/
https://www.psyoffice.ru/7735-igra-ugadat-cheloveka-ispolzuja-associacii.html
Иллюстрации в презентации:
сервис по поиску картинок в интернете Yandex.Картинки: https://yandex.ru/images/
1.2 Технологическая карта
Этапы классного часа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование | Формируе-мые УУД |
I. Организа-ционно-подго-товительный. | Приветствует участников, предъявление визуального стимула. | Приветствуют преподавателя, включение в беседу, ответы на вопросы | Активизация внимания, стимуляция произвольного внимания. | 1.2 2.1 |
II. Целевой. | Педагог просит учащихся сформулировать тему и цель классного часа самостоятельно. | Представляют свои версии тематики и цели классного часа, краткое обсуждение | Формирование умения активного целеполагания, развитие логического мышления. | 2.1 2.2. |
III.Мотива-ционный. | Преподаватель стимулирует познавательный процесс, используя инструменты мотивации самопознания и познания других | Студенты узнают об игровом тренинге, благодаря которому они узнают о себе и других новое, но суть упражнения пока непонятна (намеренная сюрпризность). | Опосредованно подготовка учащихся к восприятию информации и выполнению упражнения. | 1.2. |
IV.Содержатель-ный. | Преподаватель проводит пять игр – компоненты психологического игрового тренинга. | Студенты активно участвуют в пяти играх – компонентах игрового тренинга: «Клубок», «Имена-качества», «Интервью», «Ассоциации». | Развитие коммуникатив-ных навыков, умений работать в команде, реконструировать внутренний мир других людей | 2.7 3.1.4 3.1.6 |
Этап V. Контрольно-рефлексивный. | Преподаватель задает вопросы об эмоциях во время упражнений, о результатах проделанной работы, подталкивает учащихся к осмыслению итогов, показывает видеоролик | Студенты делятся эмоциями, мыслями, отвечают на вопросы, рефлексивная дискуссия, просмотр видеоролика. | Развитие навыков участия в дискуссии, осмысления собственных чувств, эмоций. | 1.1 1.2 2.4 4.2 4.3 4.4 4.5 |
2. Информационный блок.
2.1. План-программа
№ п/п | Этапы мероприятия | Продолжи-тельность (мин) |
1. | Организационно-подготовительный. Приветственное слово классного руководителя, показ первого слайда презентации (визуальный стимул) , наводящие вопросы. | 3 |
2. | Целевой. Постановка цели классного часа при помощи актуализации личностного опыта, через использование обращения к образу и наводящих вопросов. | 3 |
3. | Мотивационный. Объяснение преподавателя - что нового может открыться о каждом из участников классного часа. | 4 |
4. | Содержательный. Игровой тренинг: блок игр «Клубок», «Имена-качества», «Интервью», «Ассоциации», «Я хочу тебе подарить». | 30 |
5 | Контрольно-рефлексивный. Подведение итогов, рефлексивная дискуссия | 5 |
2.2. Сценарий хода занятия.
Этап I. Организационно-подготовительный.
Ученики (студенты) занимают места. Преподаватель приветствует учащихся. В качестве визуального стимула на экране изображение (слайд 1):
Наводящие вопросы:
1. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?
2. Давайте посмотрим друг на друга, что в нас общего?
3. Отличаемся ли мы чем-нибудь?
4. Чем отличаются друг от дурга люди на картинке?
(ответы учащихся)
Этап II. Целевой
Актуализация знаний.
Преподаватель: Спасибо, ребята. Приятно, что вы включились в беседу, отметили наши общие черты и то, чем мы отличаемся друг от друга. Я всего лишь показала вам изображение. Но вы четко отметили различия у этих людей. Есть ли у вас предположения о теме нашего классного часа? (версии учащихся). Как вы думаете, какая цель у нашего мероприятия? (версии учащихся, затем на слайде 1 появляются слова)
Вот такая наша сегодняшняя тема. Она может показаться обычной, банальной, тривиальной. Но это только на первый взгляд. У нашего с вами собрания есть цель.
Этап III. Мотивационный.
Преподаватель: Сегодня у нас с вами не будет серьезных, назидательных бесед, а будут игры. Но игры не совсем обычные. Они для нас будут не просто развлечением. И вы в этом убедитесь. Благодаря этим играм вы узнаете о себе и других нечто новое. Начинаем? (ответы студентов)
Этап IV. Содержательный.
Преподаватель: У меня необычный для классного часа предмет (достает крупный клубок шерстяных нитей). Что это? (ответы студентов). Какие именно нити? (ответы студентов, верный ответ – шерсть). Кто умеет вязать? Крючком, спицами? Что именно умеете вязать? (ответы студентов). И в этом мы тоже отличаемся друг от друга. Первая игра так и называется как этот предмет у меня в руке. «Клубок» (слайд 2).
Я брошу клубок кому-нибудь из вас. Тот, к которому он попадет, представляется и кратко рассказывает о себе. Затем он бросает клубок, НО! Оставляет нить у себя. И так далее. Шерстяная нить позволит бросать этот мяч-клубок всем, не повторяясь, по очереди. Посмотрим, что получится в финале и с чем нам придется в итоге справиться (в финале игрокам придется распутать возникшую «паутину» из ниток, действовать всем вместе; для придания большей уверенности преподаватель первый начинает игру, представляется, кратко рассказывает о себе; задача педагога – сплотить класс/группу).
Преподаватель: Теперь следующая «остановка» нашего мероприятия под названием… (пауза и всплывающие слова на слайде):
Знаете ли вы такую игру? Какие у нее правила? (ответы студентов). У каждого из вас есть имя. Оно начинается на определенную букву. Вам нужно придумать какое-нибудь свойство характера или качество личности, которое начинается с этой же буквы. И такое качество, которое бы вы хотели привнести в нашу группу сегодня. Например, Ольга – осмотрительность, Олег – ответственность. Играем?
(слайд 3).
Начну с себя. Меня зовут Ирина – ироничность. Теперь ваша очередь (все студенты называют по качеству).
Преподаватель: Молодцы, отлично справились! Продолжаем наше путешествие в мир самих себя и других людей? (ответы учащихся) Название следующей игры, как вы думаете, какое? (слайд 4, показывается картинка, учащиеся произносят свои варианты).
Преподаватель: Вы совершенно правы, игра, действительно, называется… (пауза и всплывающее слово на слайде)
Но интервью не совсем обычное, не вполне традиционное. Сейчас я вам раздам листочки и ручки – у меня их целый пенал – чтобы вы уже ничего не доставали из рюкзаков и сумок, не отвлекались. Ваша задача написать на листке вопрос. Представьте, что вы профессиональные журналисты и вам нужно его придумать. Всего один вопрос. Готовы? Приступаем. Я тоже напишу (преподаватель не пассивен, тоже участвует в игре; после выполнения задания преподаватель собирает листки с вопросами в коробку, просит кого-либо из учащихся ее встряхнуть, чтобы вопросы перемешались).
Преподаватель: Теперь, когда ваши интересные, я в этом уверенна, вопросы готовы, мы можем начинать интервью. Каждый из вас достанет из этой коробки по одному вопросу и ответит. Правила понятны? (студенты отвечают, идет игра, преподаватель тоже отвечает на вопрос; после игры у каждого есть возможность задать дополнительный вопрос, который его интересует).
А теперь, пожалуй, кульминация нашего сегодняшнего классного часа-тренинга – игра… (пауза и появление слайда 5).
Сколько нас в аудитории? (ответы студентов). В нас, безусловно, есть нечто общее, но как вы поняли из предыдущих игр и из собственного жизненного опыта, мы отличаемся друг от друга. Каждый человек – уникален. И сегодня мы здесь собрались с вами, ……. (называет количество) неповторимых людей. Я загадаю одного из вас, здесь присутствующего, не себя. Но вам не скажу, кого именно я загадала. Вы должны выяснить мои ассоциации по поводу этого человека, а затем угадать его. Например, вы можете задавать вопросы о том, с каким цветком ассоциируется этот человек, с какой погодой, с каким животным, с какой страной, с каким спортом, с какой буквой и так далее. Не нужно ограничивать фантазию. Тот, которому удалось угадать человека, загадывает другого присутствующего. Правила понятны? Начинаем игру! (преподаватель следит за временными рамками, за 8 минут до конца занятия останавливает игру).
Постепенно мы подходим к финалу нашего небольшого путешествия в мир других людей и самих себя. Последняя игра (слайд 6, появляется изображение без слов).
Игра называется просто и приятно:
(всплывают слова на слайде 6):
Выберите кого-нибудь из присутствующих и преподнесите ему воображаемый подарок. Используйте жесты, чтобы изобразить подарок. Затем тот человек, которому подарили, преподносит подарок еще одному. И так далее. Я начну.
Этап V. Контрольно-рефлексивный.
Преподаватель: Вот и завершился наш классный час.
- Какое у вас настроение?
- Узнали вы что-нибудь новое друг о друге?
- Узнали вы что-нибудь новое о себе? Какие-нибудь неожиданные ассоциации во время игры?
- Как вы думаете, нужно ли уважать других людей, если они отличаются от вас, увлекаются другой музыкой, читают другие книги, старше или младше вас, других национальностей?
- Понравился вам классный час в виде игрового тренинга?
(Идет рефлексивная дискуссия)
И в завершении я хочу показать вам очень короткий, всего 33 секунды, видеоролик. Но он очень важный и полезный. О том, как важно узнать себя через других людей, расскажет Андрей Владимирович Курпатов, психиатр, психотерапевт, ученый, основатель Высшей школы методологии, автор многочисленных книг.
https://www.youtube.com/watch?v=OWNfhfka49o
ЛЮБОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ О СЕБЕ ЧЕРЕЗ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Калягина Ирина Владимировна
Фролова Елена Николаевна
Калягина Ирина Владимировна
Панов Егор Игоревич
Калягина Ирина Владимировна
Козленко Ирина Анатольевна
Калягина Ирина Владимировна