Сценарий урока географии в 6 классе на тему «Масштаб» (УМК В. П. Дронова)
Технологическая карта урока
Тема урока: Масштаб
Класс: 6
Предмет: география
Цель: Познакомить учащихся с видами масштаба - численным, линейным, именованным. Научить детей пользоваться этими видами масштаба, решать соответствующие задачи, дать учащимся математическое и географическое понятие масштаба; углубление межпредметных связей.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Ресурсы:
-учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2013 г.;
-атласы;
-интерактивная доска, компьютер;
-http://www.uroki.net/docgeo.htm ;
- http://www.uroki.net/docgeo.htm
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Методический комментарий | |
Предметные | УУД | ||||
1.Организационный момент | Проверить готовность учащихся Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место | | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
II.Актуализация опорных знаний | И так ребята, сегодня у нас будет необычный урок, мы назовём его интегрированный. На уроке мы попробуем рассмотреть связь между географией и математикой. Попытались ответить на вопрос. Как может помочь математика на уроках географии? Начать урок мне бы хотелось с эпиграфа: «Ни одной науке не обходились так дорого знания, как географии». Эти слова принадлежат знаменитому исследователю Арктики – Георгию Яковлевичу Седову (1877 – 1914 г.). (слайд 2) Но урок начнём с повторения. Что мы изучали на прошлом уроке?. Фронтальный опрос: -Что называют планом местности? -Как узнать отношение расстояний на плане к расстояниям на местности? -Как изображают на плане местности дома, деревья, дорогу? -А сейчас работа по вариантам. На слайде представлены условные знаки, вам необходимо записать в тетрадь, что они обозначают. (слайд 3) Молодцы, материал усвоили. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя
На прошлом уроке мы познакомились с планом местности. Планом местности называют чертёж, который изображает небольшую часть земной поверхности в уменьшенном виде. Для этого надо знать, во сколько раз их следует уменьшить. Дома – квадратиками, деревья – кружочками, дорогу – линиями. Делают записи в тетради | | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. | |
III.Изучение нового материала. | А теперь ребята, я предлагаю вам определить тему урока. Я буду загадывать вам загадки, угадав их вы записываете только первую букву – слов отгадки. (слайд 4- 7) Записываем тему урока «Масштаб» в тетрадях (слайд 8). - Какая будет цель нашего урока? Работать мы будем по парам. На каждой парте есть оценочные листы, в которых на каждом этапе урока вы будите себя оценивать. - Знакома ли вам, ребята, эта тема? - Где вы с нею уже встречались? - Что вы уже знаете по данной теме? - Зачем нужен масштаб? (слайд 9) Беседа с элементами самостоятельной деятельности(по группам) с использованием учебника. - Используя текст учебника на стр.13 дайте понятие масштаб. - А как вы думаете какой бывает масштаб? Я раздаю вам табличку которую вы должны заполнить (в ходе работы с учебником и беседы с учителем заполняют таблицу). - а сейчас проверяем всё ли заполнено верно? (слайд 10). В листах самооценки ставим «+». - А сейчас мы немного порешаем задачки. 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот: Численный: 1:1000 - в 1 см 10 м 1: 86000000 - в 1 см 860 км. 2. Именованный: в 1см 50 км - 1:5000000 В 1 см 200м - 1: 20000 - Выполняем задание самостоятельно (слайд 11-12) Проверяем по образцу. Заполняем оценочные листы. - | Угадывают загадки. Называют тему урока «Масштаб» - Знать и называть понятия: «масштаб», «виды масштаба» Отвечают на вопросы. Записывают определение. - Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на плане уменьшены по сравнению с расстоянием на местности. - численный, линейный, именованный Заполняют таблицу Учащиеся совместно с учителем решают задачи. Решение задач записывается в тетрадях с обсуждением. Выполняют задание со слайда | Умение формулировать определение масштаба Находить информацию в учебнике, выделять виды масштаба. Умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. | -первые два задания выполняют с учителем, остальные самостоятельно |
IV.Физминутка | Слайд 13 | | | | |
V. Первичное закрепление | - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Верно не верно». Я задаю вам вопрос, а вы объясняете ответ. (слайд 14) - Верно ли, что пол километра больше, чем 560 метров? -Верно ли, что 15 метров больше 15 дм в 10 раз? -Верно ли, что 1 км =1000000 см? - верно ли, что рост человека может быть равен 1530 мм? - Кто решил правильно отмечаем в оценочных листах. -Самостоятельная работа, решение задач. (слайд 15) 1.Какой из масштабов крупнее? а) 1 : 25; б) 1 : 300; в) 1 : 50 000. 2.В каком из масштабов карта более подробна? а) 1 : 300; б) 1 : 3 000; в) 1 : 30 000. 3.Численный масштаб 1 : 9 000 000 выразить именованным: а) в 1 см 90 км; б) в 1 см 900 км; в) в 1см 9 00 км. 4.Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе 1 : 25 000? 5.На плане расстояние между пунктами 3,5 см; масштаб 1 : 10 000. Каково расстояние между пунктами на местности? 6.На плане расстояние между пунктами 2 см, что соответствует 600 м на местности. Каков масштаб плана? Ответы: 1 - а; 2 – а; 3 – а; 4 – в 25 000 раз; 5 – 350 м; 6 – 1 : 30 000. | -неверно, т.к 500 метров меньше чем 560 м. - верно т.к. 15 м = 150 дм. - верно т.к. 1 км = 1000 м = 100000 см. - верно т.к 1530 мм = 1м53 см. Самостоятельное решение в тетради. Самопроверка. | | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: слушают ответы товарища | |
VI. Рефлексия | Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги урока. - Что изучили сегодня на уроке? - Что такое масштаб? Виды масштаба? -Зачем нужен масштаб? (слайд16 )Продолжите следующую фразу: - мне было трудно…. - я не понял….. - всё усвоил….. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Контролируют и корректируют ответы одноклассников. | | Регулятивные: умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока | Выставление оценок за урок |
Подведение итогов. Домашнее задание. | - Посмотрите в свои оценочные листы и скажите, кто выполнил все задания правильно? -Кто допустил 2 ошибки? - У кого 3 и более ошибок. | Оценивают свои действия на уроке. Выставляют оценки. Записывают домашнее задание в дневник. | | Познавательные: настрой на структурирование знаний, поиск информации | |
Лист самооценки работы на уроке
Вам необходимо поставить значок «+» в той колонке, какую оценку вы бы себе поставили.
| Баллы | |||
5 | 4 | 3 | 2 | |
Повторение домашнего материала | | | | |
Правильная постановка цели и задачи урока | | | | |
Заполнение таблицы | | | | |
Самостоятельное решение задач | | | | |
Игра «Верно не верно» | | | | |
Самостоятельное решение задач | | | | |
Итого | | | | |
Нет ошибок или 1 ошибка – 5 баллов
2 ошибки – 4 балла
3 ошибки – 3 балла
4 ошибки и более 2 балла
Раздаточный материал
Вид масштаба | Как изображается | Что показывает | Для чего используется |
Именованный | | | |
Численный | | | |
Линейный | | | |