12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бебухова Ольга Сергеевна85
4

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью по теме :" Современное образование : теория, методика и практика"

«Современное образование: теория, методика и практика».

Наверное, со мной согласятся многие, что почти все разговоры о школе сводятся к уроку. Современный урок… Нет нужды говорить, что современный урок должен и ,надеюсь, соответствует современным требованиям жизни. Как ни крути, выпускник школы ( согласно все тем же ФГОС) должен быть максимально адаптирован к жизни, должен сам уметь анализировать, находить главное в предоставляемой информации. А вот насколько он будет самостоятелен в оценке жизни- это, если хотите, заслуга Учителя. Я не сделала ошибку в слове «Учитель», написав его с прописной буквы, я считала и считаю, что школьный учитель не только дает знания по предмету ( в моем случае – учит грамотно и красиво писать), но и умеет представить тему урока в свете современных требований жизни.

Быть может, учителю физики или химии сложно представить знания по предмету для социальной адаптации ученика. Мне, как учителю русского языка и литературы ( в первую очередь литературы !), практически предоставлен карт-бланш в этой области.

Я не открою тайну, если скажу, что современные дети очень (!) не любят читать, особенно большие по объему произведения, или , как они выражаются «древние», т.е. созданные несколько десятков, а то и столетий назад. Им кажется, что это лишняя трата времени, которое они могут провести более интересно и увлекательно. Хорошо, если они прослушают произведение в аудиозаписи (хотя и это не совсем хорошо), но зачастую они стараются и этого не делать. В результате работа по книге сводится к демагогии со стороны ученика, а учитель вынужден сам рассказывать о произведении, превращая анализ этого произведения на уроке к монологу учителя, с его мыслями, мнением, отношением к героям.

Работа с книгой должна формироваться у ученика уже в начальной школе, но это происходит не всегда и не везде. Вот и приходят дети в 5 класс с нежеланием читать, а иногда и не умея читать, правильно читать…

Я сторонник того, чтобы ученики читали произведения, хотя бы те произведения, которые предусмотрены программой, но как этого добиться? Я понимала, что для достижения результата нужно в первую очередь обратиться … к психологической характеристики возраста ребенка. Для 5-6-классников характерен дух соревнования, желание быть первым в чем-то, знать то, что не знают другие сверстники. Вот я и попробовала на этом построить свой урок, а теперь делаю так очень часто.

Первое действительно большое по объему произведение в 5 классе- это ,конечно, рассказ И.С. Тургенева «Муму». Прежде, чем переходить к интерпретации рассказа, характеристике героев , я целый урок уделяю тому, чтобы проверить, все ли дети прочитали произведение или нет. Невыполнимо? Поверьте, это работает. Секрет очень простой, если это вообще секрет. Я называю это уроком самопроверки и даю детям задание – каждому придумать и записать по три вопроса на знание текста ( При этом вопросы «Как зовут главного героя ?» или « Как называется рассказ» не рассматриваются. И я обязательно говорю это детям.) А дальше все просто. На уроке я вызываю по одному ученику , и он отвечает на любые три вопроса одноклассников, при этом одноклассников, задающих вопросы, он выбирает сам. Ответил на 3 вопроса- оценка «5»,2 вопроса-« 4», 1 вопрос-« 3». Не было ни одного правильного ответа – ставлю «2». Но и это еще не все. Можно улучшить свою отметку к концу урока, если уже самому задавать интересные вопросы по существу.

Наверное, это слишком сурово в 5 классе ставить «двойки» по литературе, но…. Результат не заставляет себя долго ждать. Мало того, что все дети читают заданные произведения, они придумываю замечательные вопросы, и уже далеко не 3, которые я просила, а зачастую, гораздо больше. Но и это не самое главное, главное впереди, когда начинается работа с образами героев с опорой на текст, или определение микротем и т.д. , и т.д…

В заключение хочу представить лишь несколько вопросов, составленных детьми по роману А.С. Пушкина «Дубровский» :

- Почему подружились Троекуров и Дубровский- старший?

- Как допустил Дубровский- младший то, что в его доме заживо сгорели люди ?

- Как получилось, что Дубровский стал французом Дефоржем?

- Какую страшную шутку придумал в своем доме Троекуров ?

- Какую роль в романе играет дуб ?

- Почему Маша не убежала с Дубровским ?

Есть и так называемые вопросы «с подвохом» :

-Сколько детей было у Маши ?

-В какой больнице проходило лечение Дубровского-старшего?

Конечно, новым методом обучения данную работу не назовешь, но предлагаю попробовать. Совсем не обязательно начинать сразу с целого урока (хотя я именно так и начинаю), можно начать с малого, и вы увидите, что результат не заставит себя ждать. Кстати, это прекрасно работает и с детьми из старших классов. Более того, умение задавать вопросы и отвечать на них немаловажно в современном мире, ведь, к сожалению, «живое» общение становится не особенно актуальным для подрастающего поколения…





Дата проведения:  7 января 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.