Конспект непосредственной образовательной деятельности «Вся правда о напитках»
«Вся правда о напитках»
(конспект непосредственной образовательной деятельности)
Автор: Ругачева Олеся Владимировна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
Образовательная область: познавательное развитие
Возраст детей: 6-7 лет
Форма организации: подгруппа.
Цель: обеспечить условия для формирования у детей знаний о пользе напитков.
Задачи:
1. Образовательные
- познакомить детей с вредными и полезными напитками;
- закрепить знания о пользе овощей и фруктов;
- научить правильно употреблять напитки;
- активизировать словарь детей по теме «Вся правда о напитках»;
- закрепить умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения.
2. Развивающие
- развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;
- развивать умение ориентироваться в заданном направлении;
- активизировать речь, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;
- совершенствовать навыки учебной деятельности.
3. Воспитательные
- воспитывать познавательный интерес;
- приобщать детей к коллективному взаимодействию.
Предварительная работа: познавательные беседы в рамках данной темы, рассматривание иллюстраций с приготовлением компотов, дидактическая игра «Из чего сварим компот?», рассматривание энциклопедии «Организ человека».
Оборудование и материалы: бумажные стрелки (6 штук), бумажные платочки (чтоб спрятать предметы на столе), упаковка пластиковых стаканчиков, воздушные шарики (2 штуки), кусочки хлеба, тарелка, воронка, бутылка Кока-колы, термос с кипятком, пакетики чая (черный, зеленый. красный), кувшин с компотом, коробка из-под молока, морковь, терка. Миска, марля, производственные перчатки, карточки (Приложение 1), фломастеры.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Методы и приемы | Содержание | Деятельность детей |
1. Организация детей | Дети в свободной игровой деятельности, педагог раскладывает предметы на столе, накрывает их бумажными платочками, обозначает движение вдоль предметов при помощи бумажных стрелок и ждет, когда обратят внимание ребята. Если этого не происходит – можно постучать ложечкой о чашку. | Ребята обращают внимание на педагога и предметы, спрятанные под платочками. |
2. Создание проблемной ситуации | В: Да, ребята, я тоже увидела, что на столе появились предметы, но что это – я не знаю, они накрыты платочками. Что будем делать? | Спрашивают, что находится под платочками? Обращают внимание на стрелочки, предлагают идти по ним. |
Этап изучения нового материала 3. Наблюдение за водой | В: Что вы видите? А почему вы решили, что это вода? Давайте попробуем (педагог разливает в заранее приготовленные пластиковые стаканчики воду по количеству детей и дает попробовать). Да, я тоже попробовала и соглашусь с вами – это чистая питьевая вода. Опишите свойства воды. Правильно, ребята, она бесцветная, не имеет запаха и вкуса. | Стрелка указывает на предмет под платочком, ребята его снимают, а там пластиковый стаканчик с водой. Нюхают, пробуют на вкус, называют свойства воды. |
4. Познавательный рассказ | В: А для чего нужна вода? Вода — важнейшая составная часть человеческого организма. Без воды человек может прожить не больше 2–3 дней. Благодаря жидкости происходит лучшее усвоение питательных веществ, а также выведение продуктов распада из организма. Недостаток жидкости в ежедневном рационе питания способен вызвать ухудшение самочувствия, а также нарушить процесс пищеварения. | Высказывают свои предположения. |
5. Опыт с воздушным шариком и хлебом | В: Что делаем дальше? Снимаем платочек и что же видим? Под платочком воздушный шарик и кусочки хлеба на тарелке, воронка, стаканчик с водой. Представьте, что воздушный шарик – это наш с вами желудок. Желудок – важнейший орган нашего организма, он перерабатывает пищу, которую мы употребляем. Предлагаю заполнить шарик кусочками хлеба. Пощупайте теперь его – как теперь выглядит шарик? Какой можно сделать вывод? Правильно, и желудку тяжело, и нам – появляется чувство тяжести и дискомфорта. А давайте попробуем налить в шарик воды. Что вы видите? Желудок стал гладкий, ровный, хлеб размягчился. Это о чем говорит, ребята? | Предлагают двигаться дальше по стрелочке, открывают следующий платочек. Ощупывают шарик с хлебом, говорят о том, что он неровный, бугристый. Доливают воду и делают вывод, что пищу всухомятку употреблять не надо. |
6. Опыт с Кока-колой и воздушным шариком | В: А теперь что делаем? Да, давайте снимем еще один платочек. Что вы видите? Под платочком бутылка Кока-колы и воздушный шарик. Да, это всеми любимый газированный напиток Кока-кола. Многие считают, что этим напитком можно заменить воду. Вы пьете его? Я – нет, и вам не советую. Он не может утолить жажду и очень вреден для нашего организма. И сейчас я вам это докажу. Берем воздушный шарик, сегодня он у нас выполняет функцию желудка, надеваем на горлышко бутылки и хорошенько встряхиваем саму бутылку. Что происходит, ребята? Шарик стремительно раздувается. Наш желудок раздулся от газов, стал большим и упругим. Как вы думаете, удобно вам будет передвигаться с таким раздутым желудком? Конечно, нет. Какой сделаем вывод? | Двигаются по стрелке, снимают следующий платочек. Наблюдают за опытом и делают вывод о том, что газированные напитки очень вредны для желудка. |
7. Опыт с чайными пакетиками | В: Что предлагаете сделать теперь? Да, стрелочка привела нас к следующему платочку. Снимаем его и что видим? Под платочком термос с кипятком, стаканчики, пакетики чая (черный, зеленый, красный). Что можно сделать со всеми этими предметами? Конечно, мы заварим чай. Посмотрите, вода окрасилась – в одном стаканчике стала коричневой, в другом желтой, в третьем – красной. Это пакетики с различными видами чая. Чай очень полезен для нашего организма. Он успокаивает нервную систему, положительно влияет на пищеварение. На Руси до чая пили разные напитки: капустный и огуречный рассолы, морс, квас, кисель. Первыми чай в России узнали в Сибири. И вскоре чай стал русским национальным напитком. Именно на Руси изобрели прибор для приготовления чая — самовар. | Двигаются по стрелке, снимают следующий платочек. Наблюдают за опытом и делают вывод о том, что чай полезен для организма. |
8. Опыт с компотом | В: А теперь что делаем? Да, давайте снимем еще один платочек. Что вы видите? Под платочком пластиковые стаканчики, кувшин с компотом из фруктов и ягод. Правильно, это компот. Хотите попробовать? Педагог разливает компот по стаканчикам. Вкусный, сладкий, ароматный! Как вы думаете, как готовят компот? Да, фрукты и ягоды заливают водой и варят. Полезен ли он для нашего организма? Почему? Правильно, в ягодах и фруктах содержится большое количество витаминов, которые нам просто необходимы. | Двигаются по стрелке, снимают следующий платочек. Пробуют компот, делают вывод о его пользе для организма. |
9. Познавательная беседа | В: Двигаемся дальше? Снимайте следующий платочек, что под ним? Под платочком коробка из-под молока. Правильно, ребята, это молоко. Зачем нам нужно пить молоко? Да, в молоке содержится кальций, который очень необходим для нашего скелета. Наши косточки развиваются правильно и становятся крепкими. Поэтому молоко необходимо употреблять детям и людям пожилого возраста. Хотите быть сильными? Обязательно пейте молоко. | Двигаются по стрелке, снимают следующий платочек. Слушают педагога и вместе делают вывод о пользе молока для организма. |
10. Опыт с морковью | В: У нас остался последний платочек, давайте скорее узнаем, что под ним. Под платочком очищенная морковь, терка, миска, пластиковые стаканчики, марля, производственные перчатки. Как вы думаете, для чего нужен этот набор предметов? Хорошо, давайте натрем морковь. Педагог надевает перчатки, трет морковь в миску. Ребята, а для чего же нам нужна марля? Затрудняетесь ответить? А я вам сейчас покажу. Я положу морковь на марлю и сильно ее отожму. Что происходит? Правильно, появился морковный сок. Хотите его попробовать? Разливает сок по стаканчикам. Вкусный? Очень вкусный! Как вы думаете, полезен ли он для нашего организма? Конечно, ведь в нем содержится огромное количество витамин и полезных элементов. Из чего можно готовить такие соки? Правильно, из фруктов, овощей и ягод. Только употреблять их следует сразу, такие соки быстро портятся. | Снимают платочек, предлагают натереть морковь. Пробуют морковный сок, делают вывод о пользе свежевыжатых соков. |
Закрепление пройденного материала 11. Работа с карточками | В: Посмотрите, на столе лежат перевернутые карточки, давайте рассмотрим их. Приложение 1. Предлагаю взять фломастеры и зачеркнуть те напитки, которые вы не будете употреблять. А которые будете – обведите в кружочек. | Рассматривают карточки, выполняют задание. |
12. Рефлексия | В: Какие напитки вы вычеркнули? Почему? Какие напитки обвели в кружок? Почему? А теперь помогите, пожалуйста, мне убрать эти предметы, а карточки вы можете забрать домой и рассказать своим родителям, что нового вы узнали о напитках. | Отвечают на вопросы педагога, помогают навести порядок после образовательной деятельности. |
Приложение 1.
Ссылки на картинки:
Стакан с водой: https://dekor.ru/images/detailed/89/689e8c57528cfc8cba152986da644a19.jpeg
Кока-кола: https://assa.su/netcat_cache/thumb/86dc05882c244fb4b3783038e4aac644_800x600x0.jpg
Молоко: https://otvet.imgsmail.ru/download/adfd912acac0b83cee47448ada3f61e7_i-82.jpg
Лимонад: https://orenburgcena.ru/files/products/6PeSOMAOAZBIy1efFOyfKFs2QecOOv9rrtvr7v2c.jpeg
Компот: https://goodman.ru/upload/iblock/e59/Kompot-Vishnevyy.png
Сок: https://static.tildacdn.com/tild6564-3765-4734-b030-323038666130/celebnye-koktejli-iz.jpg
Используемая литература:
Безруких, М. М., Макеева, А. Г., Филиппова, Т. А. Разговор о здоровье и правильном питании / Методическое пособие. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2014. — 80 с.
Горбачёва Марина Юрьевна
Ругачева Олеся Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ругачева Олеся Владимировна
Свирида Елена Васильевна
Ругачева Олеся Владимировна