Вводный урок по истории «Введение в дисциплину»
Долгушин Михаил Сергеевич
преподаватель истории
ГАПОУ ТО «Тобольский
многопрофильный техникум»
г. Тобольск, Тюменская область
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ИСТОРИЯ»
Аннотация: Данная разработка может быть использована в качестве вводного урока по учебной дисциплине «История» общеобразовательного цикла среднего профессионального образования, а также 10,11 классов среднего общего образования. В данной методической разработке описан поэтапный ход проведения вводного урока в историю. Учащиеся знакомятся с особенностями и целями курса истории, на основе актуализации знаний курса всемирной истории и курса отечественной истории. Тип урока: изучение нового материала. Педагогическая технология (её элементы): информационно-коммуникативная технология, технология критического мышления.
Тема: Введение в дисциплину «История»
Цели учебного занятия:
познакомить учащихся с особенностями и целями курса истории, на основе актуализации знаний курса всемирной истории и курса отечественной истории подвести учащихся к пониманию значимости и важности изучения истории
Задачи учебного занятия:
Обучающие:
актуализировать знания обучающихся по видам исторических источников и периодизации истории
ознакомить обучающихся с концепциями и факторами исторического развития
определить закономерности и особенности российской истории
Развивающие:
продолжить развитие умений анализировать информацию, делать выводы и обобщения, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах
Воспитательные:
способствовать развитию интереса к исторической науке, создать предпосылки для дальнейшего самообразования
Формы организации учебной деятельности
фронтальная
Ожидаемые результаты обучения на учебном занятии:
Знания:
особенности и цели изучения курса истории
периодизацию всемирной истории, концепции исторического развития
Умения:
выделять главное
анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи
структурировать материал
Компетенции:
ОК2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК3.Анализирует рабочую ситуацию, осуществляет текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, несет ответственность за результаты своей работы.
ОК4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6.Работать в команде, эффективно общается с коллегами, руководством, клиентами
ОК7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности
Тип урока: изучение нового материала
Педагогическая технология (её элементы): информационно-коммуникативная технология, технология критического мышления
Методы обучения, используемые на учебном занятии
словесно - иллюстративный
информационно-поисковый
Приёмы обучения: эвристическая беседа, лекция, работа с учебником, демонстрация презентации ,заполнение таблицы
Методическое обеспечение: учебник, презентация, вопросы
Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация, учебники, Используемая литература:
Основные источники:
Артёмов В.В, Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Учебник для студ. сред. проф.образования: — М.; Издательский центр «Академия».
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 кл. общеобразоват. учреждений /В.И. Буганов, П.Н. Зырянов; Под ред. А.Н. Сахарова.– М.: Просвещение.
Межпредметные связи учебной дисциплины с другими дисциплинами, междисциплинарными курсами основной профессиональной образовательной программы по специальности:
1. Обществознание. Разделы:1. Человек и общество 2. Духовная культура человека и общества. 4. Социальные отношения 5. Политика
План урока:
1. Оргмомент, приветствие
2. Актуализация, мотивация
3. Целеполагание
4. Изучение нового материала
Значение изучения истории
Проблема достоверности исторических знаний
Периодизация всемирной истории
Формационная и цивилизационная концепции истории
Факторы исторического развития
Закономерности и особенности российской истории
5. Закрепление изученного материала
6. Рефлексия. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание
Ходу рока, этапы урока | Цель этапа | Средства | Действия | Результат | |
преподавателя | студента | ||||
1.Организационный момент | Проверить готовность к уроку. Провести инструктаж по технике безопасности | Журнал теоретического обучения. Учебные материалы и принадлежности преподавателя | Проверка готовности кабинета к уроку. Приветствие студентов. Представляется -проверка отсутствующих по журналу теоретического обучения - проверка готовности студентов к уроку Инструктаж по технике безопасности | Приветствуют преподавателя, называют отсутствующих. Готовятся к восприятию новых знаний. | Учебный кабинет готов к работе. Наличие учебных материалов и принадлежностей преподавателя и студентов. Определение отсутствующих. Готовность к восприятию и подачи учебного материала. Студенты знают инструкции по технике безопасности |
2. Актуализация | Вспомнить, что изучали на уроках истории основной школы. Подвести к восприятию нового материала | Конспект урока. Вопросы для обсуждения | Скажите ребята, какие периоды истории вы изучали с 5 по 9 класс (5 мин) Преподаватель сообщает студентам, что в этом учебном году они будут изучать историю с древнейших времён и до наших дней. Данный курс истории будет интегрированным и будет включать в себя историю России и всеобщую историю. Задаёт вопрос: Как вы думаете, ребята для чего мы будем изучать историю интегрировано? Кратко знакомит с содержанием курса. Озвучивает требования к изучению данного предмета, рассказывает о формах работы, и контроля знаний в течение года. Даёт краткую характеристику учебникам, по которым они будут заниматься. | Студенты перечисляют, что они изучали с 5 по 9 класс. | Вспомнили что изучали в школе на уроках истории, готовы к усвоению нового материала |
3. Целеполага-ние. | Определение темы, цели и задач урока | Конспект урока | Вместе со студентами формулирует тему и цели урока | Называют тему и цели урока, записывают в тетрадь | Осмысливают цель урока |
Периодизация всемирной истории | Просит озвучить студентов периодизацию всеобщей истории, указать её хронологические рамки и особенности каждого периода. Выслушав ответы студентов выводит на экран слайд «Периодизация всемирной истории» и дополняет их ответы. После выводит периодизацию на экран. | Отвечают на вопросы. Изучают презентацию. Делают записи в тетрадях. | Конспект урока. Вопросы для обсуждения. Презентация. | ||
Формационная и цивилизационная концепции истории | Даёт задание студентам прочитать в учебнике про формационную и цивилизационную концепции (подходы) развития истории и указать их особенности. Составить и заполнить таблицу, демонстрирующую, какие стороны исторического процесса помогают изучить эти два подхода. | Читают учебник, отвечают на вопросы, заполняют таблицу | Учебник. | ||
Факторы исторического развития | ознакомить обучающихся с факторами исторического развития | | Преподаватель демонстрирует презентацию «Факторы исторического развития». Просит студентов кратко охарактеризовать эти факторы. Дополняет ответы учащихся. | Смотрят презентацию, отвечают на вопросы преподавателя, делают записи в тетрадях | Конспект урока. Вопросы для обсуждения. Презентация. |
Закономерности и особенности российской истории | определить закономерности и особенности российской истории | Преподаватель кратко озвучивает особенности и закономерности Русской истории | Слушают преподавателя. Делают записи в тетради. | Конспект урока. | |
4. Закрепление изученного материала | Выявить результаты усвоения пройденного на уроке материала | Опрашивает и корректирует ответы обучающихся по пройденному материалу. (5 мин) | Отвечают на вопросы преподавателя | Выявлены результаты усвоения обучающимися пройденного на уроке материала | |
5. Рефлексия. Подведение итогов урока | Озвучить оценки , определить на сколько успешно прошёл урок, соотнести цели и результаты урока | Выставляет оценки за урок. Спрашивает - понравился ли урок, какие сложности возникал, удалось ли достигнуть поставленных целей на уроке? | Слушают оценки за урок Дают собственную оценку уроку | Дана оценка работе обучающихся и в целом уроку | |
Даёт домашнее задание | Сообщить домашнее задание | Задаёт домашнее задание | Записывают домашнее задание | Мел, доска |
Светлова Оксана Николаевна