Доклад «Взаимосвязь учителей-логопедов на уровнях дошкольного и начального образования»
Часть выпускников детских садов, приходя в школу, испытывают трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость затрудняют обучение по основным предметам.
Одной из основных задач логопеда детского сада является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Если ребенка с нарушениями речи не обучать в детском саду правильному произношению, звуковому анализу и синтезу, не готовить руку к письму, не формировать навык правильного употребления различных грамматических категорий, не обучать навыкам связной речи, то такому ребенку обучаться в школе довольно трудно. В детском саду педагоги создают предпосылки для последующего успешного обучения в школе. Большая часть детей, к завершению дошкольного образования, достигает возрастных норм по речевому развитию. Но часть детей переходит в школу с нарушениями речи. Эти дети испытывают значительные трудности в овладении процессами чтения и письма. Кроме того, дефицит концентрации памяти и внимания, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, затрудняют обучение. Подготовка к обучению в школе детей невозможна без преемственности в работе двух очень важных звеньев - дошкольной и школьной логопедических служб.
Я работаю учителем - логопедом в школе. Диагностику первоклассников я провожу в сентябре. Мои результаты диагностики совпадают с данными, которые мне предоставили детские сады.
В последние годы сотрудничество учителей-логопедов детского сада и школы начинает налаживаться. Но всё же существуют причины, мешающие осуществлению преемственности в работе. Учителя – логопеды школ не всегда имеют чёткие представления о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя- логопеды ДОУ малознакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов.
Следовательно, первым трудно оценить работу, проделанную дошкольным логопедом сданным ребёнком, а вторым – оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности.
Поэтому необходимо учителям- логопедам ДОУ и школы наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в школе и ДОУ, обмена опытом и информацией о детях с речевыми недостатками.
Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, то есть работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма.
Дети, поступающие с речевыми нарушениями, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе. Далее, когда дети покидают стены детского сада очень важно выработать единый подход к коррекции развития учащихся логопеду школы. Ему нужно тесно взаимодействовать не только с логопедом дошкольного учреждения, но и родителями учащихся и с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, то есть осуществлять целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников.
Огромную роль играет речевое развитие (например, развитие фонематических функций) в исправлении недостатков звукопроизношения, развитии речи в целом и формировании процессов чтения и письма. Однако трудности своевременной диагностики и неохваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза. Чаще всего, с такими детьми логопедическая работа начинается лишь в школе. Кроме того, к школьному логопеду попадают и выпускники речевых групп. С ними требуется продолжение коррекционно-логопедической работы, но уже на ином уровне. Дальнейшая логопедическая работа с такими детьми должна строиться дифференцированно, с учётом проведённого ранее специального обучения. Дифференцированной должна быть и практика педагогического сопровождения. Работа школьного логопеда должна опираться на результаты коррекционных мероприятий, проводимых в детском саду, в одних случаях, или начинаться с первичных этапов коррекции, в других.
Таким образом, модель готовности выстроена, определены ее параметры. Но с одной стороны речевые нарушения (первичный дефект) полностью исправлены: произношение, различение звуков, словарный запас, грамматический строй, связная речь. С другой стороны допускаются затруднения, которые могут проявиться в школе при обучении письму и чтению и констатировать у ребенка «второй дефект» - дисграфию и дислексию.
К сожалению, тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе есть далеко не во всех дошкольных и школьных учреждениях. Это вызвано в том числе тем, что некоторые дети вообще не посещали детские сады, или переходили из одного в другой.
Взаимодействие логопедов ДОУ и школы может осуществляется в:
ознакомлении со списочным составом детей-логопатов;
ознакомлении с дефектами речи у детей-логопатов;
составлении плана работы по устранению речевых нарушений;
посещении занятий в ДОУ логопедами школы;
участии в проведении родительских собраний, проведении занятий, консультировании будущих первоклассников;
ознакомлении с анамнезом детей-логопатов ;
Единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду и начальных классах массовой школы позволила бы в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности.
3