Выступление на тему «Зачем читать детям сказки?»

4
0
Материал опубликован 1 March 2021

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ? ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

t1614561662aa.gifНаверное, каждый родитель, и уж тем более педагог,  знают, что сказки читать и рассказывать ребенку НАДО. Но каждый ли знает, ПОЧЕМУ НАДО?

Мне кажется, что именно оттого, что не все знают ответ на этот вопрос, некоторым родителям не хватает времени на сказки, а другие говорят: «Сейчас такое время, что не до сказок. Нужно научить ребенка выживать в этом жестоком мире, нужно успеть подготовить его к трудностям». Другими словами, есть такие взрослые, которые думают, что сказки создают вокруг ребенка некую «пелену розового тумана», отдаляя его от реальности. Я слышала и другие мнения, причины, почему сказки детям сегодня читают мало, или даже не читают вообще. к сожалению встречаю детей, которые не знакомы с самыми простыми сказками.

Предлагаю разобраться в том, ПОЧЕМУ ребенку НАДО рассказывать сказки. Пожалуй, сказка самый главный, естественный и древний метод воспитания. Именно воспитания «В ОСЬ ПИТАНИЕ», т.е. питание оси жизненного стержня ребенка. Это, своего рода, формирование «нравственного иммунитета», если хотите, даже вакцина против психологических проблем.

Сказка с незапамятных времен была способом поддержки человека с помощью слов, это способ общения, это передача знаний о жизни. Сказка, мифы, притчи, легенды будто концентрат сакральных глубоких знаний людей о самом важном. Наверное, как только появилась речь, так сразу появились и первые истории, главное назначение которых, все таки, передача знаний, часто в увлекательной форме. Боле того, с появлением театра, кинематографа, мультипликации и телевидения способы рассказывания сказок приобретают новые возможности, совершенствуются.

Основное воздействие сказки происходит именно на ценностном уровне. Все сказки, прежде всего, несут информацию о жизненных ценностях. Не секрет, что мы живем в мире, где добро и зло всегда рядом, верность ходит по тем же улицам, что и предательство, дружба соседствует с враждой, а честность с ложью. Сказка задает ориентиры, не всегда однозначно и просто, но она учит размышлять. И о поступках героев, и об их жизненных ситуациях, в которые они попадают по своей глупости, беспечности, неграмотности, сказка учит сопереживать. Ребёнок проживает сказки всем своим существом. (Замечали, что часто Чадо просит читать одну и ту же историю много, много, МНОГО раз. Он ищет ответы на внутренние вопросы.) Благодаря всему этому, и многому другому, что есть в сказках, укрепляется «ось человека», его жизненный стержень.

Я веду к тому, что рассказывание хороших сказок НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации.

В образном и сюжетном ряду старых и новых сказок, народных и авторских, кинематографических, театральных и мультипликационных ЗАШИФРОВАННЫ важнейшие общечеловеческие знания, которые охватывают все жизненные сферы человека:

  • ценность и хрупкость человеческой жизни (Например наша самая первая сказка «Курочка Ряба». В этой сказке скрыт самый главный закон сама по себе жизнь является величайшим подарком, к которому нужно относиться бережно и внимательно. Такие слова ребенку непонятны, но доступны через сказку на уровне подсознания);
  • область отношений между людьми Лиса и Волк», «Иван царевич и Серый волк», «Конёк-Горбунок, Сказки Пушкина и многие другие;
  • инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
  • сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним («Три поросенка», «Снежная королева»);
  • рекомендации по противостоянию стрессу (формирование нормального социального тонуса и модели эффективного поведения в непростых ситуациях. Возьмите, к примеру «Колобок» - вот оно первое соприкосновение с суровыми законами социальной реальности, законами силы, власти, манипуляции. Но в тоже время, ведь Колобок с самого начала имел предназначение быть съеденным;
  • типологии людей и способов влияния на них;
  • духовное развитие человека;
  • мужская и женская психология (гендерные роли).

Читайте сказки с детьми, разыгрывайте их куклами (можно рисовать любимых персонажей и вырезать вместе, можно сшить, кто умеет, можно наряжаться в героев и устраивать семейный интерактивный театр) главное, получать удовольствие, а польза обязательно будет!

Можно придумывать свои сказки! В этом случае пусть ведет ребенок, он скажет о своем-главном, быть может, наболевшем. Вы можете корректировать сюжет под воспитательные задачи, но будьте деликатны и осторожны!

С детьми от полутора до трех лет очень хорошо использовать, конечно, яркие красивые картинки (наглядность), но и элементы драматизации. Сказка читается нараспев, неторопливо и сопровождается движениями, которые показывает рассказчик, соответственно тексту. Например, когда говорите ДЕД, можно показывать движениями рук, какая у деда длинная окладистая борода. И тому подобное. Дети быстро включаются и с удовольствием сами начинают показывать подмеченные ими признаки предметов, особенности описания людей или животных злой волк, трусливый зайчик.

Сказку может рассказывать любимая игрушка вашего ребенка! Или любые персонажи, которые приходят, например, вечером в гости, перед сном, чтобы вам рассказать сказку! Главное заинтересовать чадо в таком времяпрепровождении, и формировать потребность в новых историях, и в новых встречах с героями, которые станут спутниками и помощниками на жизненном пути!

P.S.

Сначала, я думала предложить вам некоторые списки сказок, историй, авторов, которые рекомендуются по возрастам. Но ведь уровень готовности детей принимать истории и вложенные в них ценности, может быть у всех свой, поэтому предлагаю вам читать ваши любимые и актуальные на сегодня именно для вас и ваших детей книги. С картинками или без картинок. ​​​​​​​

ГЛАВНОЕ ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СКАЗКИ!!! ЭТО ТОЧНО БУДЕТ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО!!!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.