Выступление на тему «Зачем читать детям сказки?»
ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ? ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Наверное, каждый родитель, и уж тем более педагог, знают, что сказки читать и рассказывать ребенку НАДО. Но каждый ли знает, ПОЧЕМУ НАДО?
Мне кажется, что именно оттого, что не все знают ответ на этот вопрос, некоторым родителям не хватает времени на сказки, а другие говорят: «Сейчас такое время, что не до сказок. Нужно научить ребенка выживать в этом жестоком мире, нужно успеть подготовить его к трудностям». Другими словами, есть такие взрослые, которые думают, что сказки создают вокруг ребенка некую «пелену розового тумана», отдаляя его от реальности. Я слышала и другие мнения, причины, почему сказки детям сегодня читают мало, или даже не читают вообще. к сожалению встречаю детей, которые не знакомы с самыми простыми сказками.
Предлагаю разобраться в том, ПОЧЕМУ ребенку НАДО рассказывать сказки. Пожалуй, сказка – самый главный, естественный и древний метод воспитания. Именно воспитания – «В ОСЬ ПИТАНИЕ», т.е. питание оси – жизненного стержня ребенка. Это, своего рода, формирование «нравственного иммунитета», если хотите, даже вакцина против психологических проблем.
Сказка с незапамятных времен была способом поддержки человека с помощью слов, это способ общения, это передача знаний о жизни. Сказка, мифы, притчи, легенды – будто концентрат сакральных глубоких знаний людей о самом важном. Наверное, как только появилась речь, так сразу появились и первые истории, главное назначение которых, все таки, передача знаний, часто в увлекательной форме. Боле того, с появлением театра, кинематографа, мультипликации и телевидения способы рассказывания сказок приобретают новые возможности, совершенствуются.
Основное воздействие сказки происходит именно на ценностном уровне. Все сказки, прежде всего, несут информацию о жизненных ценностях. Не секрет, что мы живем в мире, где добро и зло всегда рядом, верность ходит по тем же улицам, что и предательство, дружба соседствует с враждой, а честность с ложью. Сказка задает ориентиры, не всегда однозначно и просто, но она учит размышлять. И о поступках героев, и об их жизненных ситуациях, в которые они попадают по своей глупости, беспечности, неграмотности, сказка учит сопереживать. Ребёнок проживает сказки всем своим существом. (Замечали, что часто Чадо просит читать одну и ту же историю много, много, МНОГО раз. Он ищет ответы на внутренние вопросы.) Благодаря всему этому, и многому другому, что есть в сказках, укрепляется «ось человека», его жизненный стержень.
Я веду к тому, что рассказывание хороших сказок НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЖИЗНИ РЕБЕНКА, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации.
В образном и сюжетном ряду старых и новых сказок, народных и авторских, кинематографических, театральных и мультипликационных ЗАШИФРОВАННЫ важнейшие общечеловеческие знания, которые охватывают все жизненные сферы человека:
- ценность и хрупкость человеческой жизни (Например наша самая первая сказка «Курочка Ряба». В этой сказке скрыт самый главный закон – сама по себе жизнь является величайшим подарком, к которому нужно относиться бережно и внимательно. Такие слова ребенку непонятны, но доступны через сказку на уровне подсознания);
- область отношений между людьми («Лиса и Волк», «Иван царевич и Серый волк», «Конёк-Горбунок, Сказки Пушкина и многие другие;
- инструменты преодоления трудностей и разрешения конфликтов;
- сценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним («Три поросенка», «Снежная королева»);
- рекомендации по противостоянию стрессу (формирование нормального социального тонуса и модели эффективного поведения в непростых ситуациях. Возьмите, к примеру «Колобок» - вот оно первое соприкосновение с суровыми законами социальной реальности, законами силы, власти, манипуляции. Но в тоже время, ведь Колобок с самого начала имел предназначение быть съеденным;
- типологии людей и способов влияния на них;
- духовное развитие человека;
- мужская и женская психология (гендерные роли).
Читайте сказки с детьми, разыгрывайте их куклами (можно рисовать любимых персонажей и вырезать вместе, можно сшить, кто умеет, можно наряжаться в героев и устраивать семейный интерактивный театр) – главное, получать удовольствие, а польза обязательно будет!
Можно придумывать свои сказки! В этом случае пусть ведет ребенок, он скажет о своем-главном, быть может, наболевшем. Вы можете корректировать сюжет под воспитательные задачи, но будьте деликатны и осторожны!
С детьми от полутора до трех лет очень хорошо использовать, конечно, яркие красивые картинки (наглядность), но и элементы драматизации. Сказка читается нараспев, неторопливо и сопровождается движениями, которые показывает рассказчик, соответственно тексту. Например, когда говорите ДЕД, можно показывать движениями рук, какая у деда длинная окладистая борода. И тому подобное. Дети быстро включаются и с удовольствием сами начинают показывать подмеченные ими признаки предметов, особенности описания людей или животных – злой волк, трусливый зайчик.
Сказку может рассказывать любимая игрушка вашего ребенка! Или любые персонажи, которые приходят, например, вечером в гости, перед сном, чтобы вам рассказать сказку! Главное заинтересовать чадо в таком времяпрепровождении, и формировать потребность в новых историях, и в новых встречах с героями, которые станут спутниками и помощниками на жизненном пути!
P.S.
Сначала, я думала предложить вам некоторые списки сказок, историй, авторов, которые рекомендуются по возрастам. Но ведь уровень готовности детей принимать истории и вложенные в них ценности, может быть у всех свой, поэтому предлагаю вам читать ваши любимые и актуальные на сегодня именно для вас и ваших детей книги. С картинками или без картинок.
ГЛАВНОЕ – ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СКАЗКИ!!! ЭТО ТОЧНО БУДЕТ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО!!!