МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАНЗУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам занятий с педагогом-психологом
Ф.И.О. ребенка_М. А. Е.
Дата рождения _16.05.2015 возраст 8 лет
Даты занятий _17.01, 24.01, 31.01, 07.02, 28.02, 06.03.2024 г.
Психологические занятия проводились по запросу классного руководителя 2 «А» класса с целью оказания помощи по налаживанию коммуникативного общения с обучающейся второго класса. Психологические занятия проводились в индивидуальной форме посредством наблюдения и игры в «Педагогической песочнице» по методике И.Л.Арцишевской. Занятия проводились с помощью песка и миниатюрных игрушек в виде зверей, людей, сказочных персонажей. Работа в песочнице способствовала снижению эмоционального напряжения, обогащению чувственного опыта девочки, восполняла недостаточное развитие речи и коммуникативные затруднения.
В процессе психологической деятельности отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.
На первом занятии вела себя скованно, иногда, когда падала игрушка, виновато улыбалась. Отворачивалась, уходя от ответа. Чувствовалась напряженность, скованность проявлялась и в виде растопыренных пальцев. Взгляд украдкой, редко показывала прямой взгляд. В контакт вступала нерешительно. После знакомства на контакт шла без опаски. Приходила с радостным настроением, и легко входила в совместную деятельность.
Эмоциональная реакция на ситуацию игры проявляется в виде заинтересованности.
При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции, радость.
Самостоятельно старается исправить какую-то ситуацию, связанную с игрой. Например, упала фигурка, быстро поставить на место. Будет ставить до тех пор, пока не добьётся результата. Во всех движениях проявляет чрезмерную аккуратность.
В случае неудач наблюдается пассивный уход от выполнения задания. Если психолог быстрее находит предмет в песке, девочка забирает его у него из рук и ставит на то место, где предмет стоял до момента, пока его не спрятали. Гиперкомпенсация? Самолюбие? Самореализация?
Эмоциональный фон на протяжении всех шести занятий адекватный и уравновешенный.
Отмечаются яркие эмоциональные реакции в виде мимических изображений восторга или показ с помощью жестов в виде похлопывания или затрагивания за руку психолога.
Некоторые моменты указывают на потребности в защите. Например, в игре часто выбирает агрессивных зверей. Пытается напасть на тех, кто слабее или защищён забором.
Общение активное, но только без речевого сопровождения (жесты и мимика). Одно занятие проводилось совместно с мамой Алёной Андреевной. Еле слышно девочка произнесла три слова в ответ на настойчивый вопрос мамы. На третьем занятии пыталась имитировать голоса животных. Отчётливо прозвучал голос собачки: «Тяф». На четвёртом занятии произнесла одно слово, хотя попытки прокомментировать свои действия в игре возникали несколько раз. Психолог не настаивала и не заостряла внимание на словесном выражении эмоций. Вовлекала в диалог различными способами, но закрепить положительные моменты не получилось.
Саморегуляция и контроль выражены недостаточно.
Критична к оценке результатов своей работы, понимает свои успехи и неудачи. Может проявить недовольство, изобразив на лице эмоциональное неодобрение или сделать резкий отталкивающий жест.
Деятельность ребенка активная и целенаправленная. Самостоятельно выполняет задания, порученные учителем. Старается наладить всевозможный порядок: отряхивает песок с рук и игрушек без напоминаний. Деятельность носит стабильный характер, темп умеренный при выполнении всего задания.
Интерес к выполнению заданий, в основном, стойкий.
Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания.
Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания. Иногда вместо запланированных 25 минут, работаем 40. Так как Анжелика проявляет желание продолжить работу с помощью кивков головой, жестикуляций и позитивной мимики.
Речевое сопровождение отсутствует.
Результаты изучения психических функций следующие:
Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту. Геометрические формы различает, соотносит, но не называет. Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту.
Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой. Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти ниже среднего. Скорость запоминания без особенностей. Долговременное слухоречевое и кратковременное слухоречевое запоминание отследить не получилось.
Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб. Например, нужно узнать след животного: взяла – поставила в отпечаток этого следа. Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование. Уровень развития логического мышления развит недостаточно. Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм.
Уровень развития вербального воображения нулевой. Невербальное воображение развито недостаточно.
Внимание избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности удержания алгоритма.
Моторика развита по возрасту.
Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:
Уровень развития вербального воображения нулевой.
Долговременное и кратковременное слухоречевое запоминание отследить не удалось.
Уровень развития логического мышления – низкий.
Внимание избирательно к отдельным видам деятельности, объём снижен.
Саморегуляция и контроль выражены недостаточно.
Сохранные функции: интеллект, сохранна мотивационная сфера, моторика.
Рекомендации:
Занятия лепкой, плетением и любым художественным творчеством, к которому тяготеет ребёнок. Можно поработать любым магнитным конструктором.
Разучивать скороговорки, вызывающие положительные эмоции и проговаривать их, глядя на себя в зеркальце.
Без принуждения вовлекать в диалог через танец, песню, беседу, игру.
Обязательно консультация невролога, клинического психолога или нейропсихолога.
28.03.2024 г.
ФИО, подпись психолога____________________
С заключением ознакомлена, с рекомендациями согласна ________________________
подпись родителя
Педагог-психолог МКОУ Манзурской СОШ Тарасова И.В.
3