Конспект занятия «Сказочные говорунчики»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №110»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
(с элементами театрализации в старшей группе)
«Сказочные говорунчики»
Выполнила: Анискина Ольга Николаевна.
Череповец
Цель: Формирование умения детей проявлять инициативу в общении, налаживать контакты друг с другом.
Задачи:
Способствовать употреблению в речи детьми прилагательных, глаголов, наречий, предлогов. Продолжать формировать навыки пересказывания у детей.
Формировать умение детей громко и чётко произносить слова, сочетая речь с движениями рук
Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
Побуждать детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей зверей. Поощрять импровизацию в сюжете, в ответах и вопросах. Побуждать интерес к импровизации с использованием мимики, жестов.
Воспитывать положительное отношение к театрально-игровой деятельности.
Материал к занятию: канат (для изображения тропинки), иллюстрации из сказок, игрушки из кукольного театра, куклы – говорунчики.
Музыкальное оформление: звуки природы, песня «Дорогою добра».
Предварительная работа:
- Словесная игра «Какой – какая – какие».
- Рассматривание иллюстраций к сказкам и беседа.
- Чтение художественных произведений на тему занятия.
- Просмотр презентации «Угадай героя»
- Рисование «Мой любимый сказочный герой»
- Сценка «Сказки перепутались»
- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в сказку»
- Беседа – рассуждение «Что такое сказка?»
- Отгадывание загадок.
- Игра «Да – нет – ка».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в сказку. На пути мы встретим много интересного, а также вас ждет сюрприз - сказочная полянка. Ну что, приготовились? Тогда - вперед! (Педагог предлагает детям отправиться в путешествие).
Воспитатель: Путь в сказку будет очень непростой. Сначала нам с вами надо пройти по узенькой тропинке, она очень извилистая. Будьте осторожны, ребята! А теперь нам надо перепрыгнуть через лужи, перескочить с пенечка на пенечек. А вот и речка. Представьте себе, что вы идете по тоненькой дощечке, смотрите, не упадите в реку. (Педагог предлагает детям с помощью движений, жестов и мимики пройти весь путь)
Ну вот мы, наконец, в сказке.
(звучит музыка: шум леса, пение птиц, журчание воды и т.д).
Как здесь красиво, интересно! (Педагог предлагает детям закрыть глаза и рассказать о том, что они видят вокруг себя). При затруднении детей, педагог «дает образец».
Воспитатель:
Все вы знаете, ребята,
Что в сказке живут зверята.
Вот они расселись в ряд
И глядят все на ребят.
Воспитатель: Дети, посмотрите, как зверята вас ждут в сказке (педагог обращает внимание детей на игрушки из кукольного театра). Подойдите поближе и посмотрите на них. Из какого вида театра они к нам пришли? Ребята, посмотрите, кто это? (воспитатель берет лисичку). Из какого театра она к нам пришла? (из пальчикового). Педагог вместе с детьми определяет, из какого вида театра пришли: лягушка, мышка, зайчик, волк и т.д.
Воспитатель: А вам бы хотелось опять поиграть в эти игрушки? Но для того, чтобы управлять этими куклами, нужно потренировать наши руки и пальцы. Давайте представим, что левая рука - это мышка, а правая -кошка.
Упражнение «Кошки - мышки»
Эта ручка - кошка,
Эта ручка - мышка.
В кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребет,
Мышка корочку грызет.
Кошка это слышит
И крадется к мыши.
Мышка, цапнув кошку.
Убегает в норку.
(Упражнение проигрывается два раза: на движение, на интонацию).
Воспитатель: Педагог обращает внимание детей на куклы – говорунчики, предлагает вспомнить как они называются и почему. А теперь выберете себе любую из кукол и мы поиграем. (Дети берут игрушки и садятся на полянку - стульчики).
Ребята, у каждого зверя есть свой голос. Попробуйте «оживить» своих кукол.
Поговорим на языке зверей? (Дети отвечают на вопросы воспитателя голосом волка, лягушки, лисички, зайца, и т.д.)
Саша, кто это у тебя? (кошка).
Как мяукает кошка, когда просит есть?
А как она мяукает, когда просит о помощи?
Как рычит волк?
Как рычит добрый волк?
Как квакает лягушка, кода ей весело? И т.д, вопросы подбираются исходя из того, каких кукол выбрали дети.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете язык зверей. Педагог предлагает поиграть в игру «Какой –какая – какие»
Воспитатель: Какая лиса?
Дети: Красивая, ловкая, рыжая, пушистая, хвастливая, осторожная и т.д.
Воспитатель: ребята, а покажите мне лисичку, попробуйте ее изобразить. (Педагог обращает внимание на мимику и выразительность движений). Молодцы, ребята! У вас получилась красивая лисичка: у кого-то добрая, у кого-то —хитрая. (по этой же аналогии дети описывают и изображают зайчика, волка, лягушку и т.д).( Можно выбрать два варианта игры - животное изображают и описывают все дети, предварительно сняв с руки кукол – говорунчиков, или животное изображают и описывают те дети, у кого соответствующая кукла на руке).
А скажите, в каких сказках и мультфильмах живут наши животные? (Дети называют сказки: «Заюшкина избушка», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Лягушка - путешественница» и др).
Воспитатель: А из какой сказки эти герои? Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию из сказки «Заюшкина избушка».
Дети: Эти игрушки из сказки «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Правильно. Воспитатель предлагает детям, на руке которых соответствующая игрушка передать диалог зверей из сказки «Заюшкина избушка» (можно любую сказку по желанию детей)
Воспитатель: А эти герои из какой сказки? Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию из сказки «Лиса и волк».
Дети: Эти герои из сказки «Лиса и волк».
Воспитатель: Да, правильно ребята! Расскажите этот эпизод из сказки «Лиса и волк». (дети рассказывают отрывок из сказки «Лиса и волк» от лица героев) Педагог обращает внимание детей на использование куклы – говорунчика при диалоге, мимики, жестов, интонации и т.д.
Далее педагог предлагает всем детям поиграть в словесную игру «Моя любимая сказка» - дети от лица куклы называют свою любимую сказку и объясняют почему. ( Например: «Моя любимая сказка «Теремок», потому, что мы с друзьями там построили красивый и большой дом, в котором все дружно жили»).
Воспитатель: Ребята, как с вами интересно! Какие вы молодцы! А вам понравилось в сказке? Что вам больше всего понравилось? Почему? Ребята, пора возвращаться в детский сад, а зверята все спрячутся в норки, дома (дети возвращаются домой по тропинке по которой пришли в сказку под песню «Дорогою добра»).
P.S Сказки для пересказа можно выбирать любые, по желанию и интересам детей, учитывая возрастные особенности.