Занятие для 4 класса с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР «Слова приветствия. Здороваемся правильно»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
для обучающихся 4 класса
с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР
по адаптированной рабочей программе « Уроки общения»
Тема: Слова приветствия. Здороваемся правильно.
Тип занятия: Урок усвоения новых знаний.
Цель занятия: Способствовать развитию навыка взаимодействия с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
Задачи:
Образовательные:
Формирование у обучающихся представлений об элементарных нормах этикета;
Развитие умения вести себя в соответствии с правилами этикета;
Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
Коррекция и развитие связной устной речи;
Коррекция и развитие коммуникативных навыков обучающихся с учетом
общекультурных норм и правил социального поведения.
Воспитательные:
Воспитание у обучающихся хороших манер, доброжелательности;
Формирование положительных поведенческих привычек.
Методы обучения:
Эвристический метод;
Исследовательский метод;
Показательный метод обучения;
Работа с наглядным материалом;
Алгоритмический и репродуктивный метод;
Практическая деятельность.
Оборудование занятия:
ТСО;
Дидактический материал (литературный материал, тематические картинки, карточки).
Организационная структура занятия | ||||
Этап занятия | Деятельность психолога | Деятельность обучающихся | Формы организации взаимодействия на занятии | БУД |
Организационный момент | Установление контакта, проверка готовности к занятию. | Внимательно слушают психолога | Фронтальная | Формирование внимания, эмоциональной рефлексии. |
Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Организация работы по включению обучаемых в обсуждение вопросов для определения темы занятия | Отвечают на вопросы, опираясь на тематические картинки, карточки | Фронтальная, индивидуальная | - определение и формулирование цели урока с помощью психолога; - формирование коммуникативных навыков |
Актуализация знаний | Создание условий для активизации доступных мыслительных операций и познавательных процессов. | Отвечают на вопросы, работают с тематическими картинками, карточками | Ролевая игра, индивидуальная | - формирование представлений об этикете |
Выявление затруднения. | Выдвигает проблему, обеспечивает мотивационное выполнение, создаёт условия для обобщения и выявления проблем. | Смотрят видеофильм о правилах приветствия и знакомства, отвечают на вопросы | Эвристический метод, Групповая и индивидуальная. | - пополнение представлений о правилах приветствия и знакомства; - формирование связной речи; - репродукция знаний по теме «Этикет» |
Разработка плана по выходу из создавшихся затруднений, поиск оптимального решения | Создание ситуации для включения обучаемых в доступную для них деятельность по ликвидации затруднений. | Поиск противоречий через переформулированные вопросы. | Исследовательский метод, Фронтальная и индивидуальная | - формирование и активизация связной речи; - обобщение знаний по теме «Правила приветствия». |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | Создание ситуаций для познания нового | Слушают, повторяют за психологом стихотворение, особо тщательно проговаривая звуки | Показательный метод обучения Фронтальная и индивидуальная | - расширение активного и пассивного словаря по теме «Правила приветствия и знакомства»; - развитие речи; - тренировка памяти |
Первичное закрепление | Создание ситуаций для первоначального проговаривания текста стихотворения по технологии мнемотехники | В группе совместно проговаривают стихотворение по методу «крокирования» | Групповая | |
Самостоятельная работа и по эталону | Создание ситуации успеха для каждого обучающегося. Первоначальный этап проверки знаний текста стихотворения о словах-приветствиях. | Индивидуально проговаривают стихотворение по методу «крокирования» | Алгоритмический и репродуктивный метод, Индивидуально | |
Включение в систему знаний и умений | Этап рефлексии и проверки знаний текста стихотворения о словах-приветствиях и выявление проблем по усвоению и пониманию текста через метод «крокирования» | Работают с пиктограммами | Репродуктивный метод, Индивидуальная и фронтальная | - формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей среде; - развитие фонематического слуха; - развитие речи; - тренировка памяти |
Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций | Организует эмоциональную рефлексию, формулирует вывод, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности | Отвечают на вопросы, выражают свое настроение | Репродуктивный метод, Фронтальная, индивидуальная | - формирование умения совместно с учителем формулировать вывод; - выражать свои эмоции при помощи пиктограмм - смайликов |
Ход занятия
- Речь психолога
+ Речь обучающихся
Этап | Содержание | Примечание | |
Организационный момент. | - «Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это - нормы поведения: Как ходить на день рождения? Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них дает ответ этот самый этикет». (А. Усачев) Правил этикета много, но мы сегодня познакомимся с правилами приветствия и знакомства. | 1-2 мин. | |
Мотивация учебной деятельности обучающихся. | - Ребята, скажите, когда вы приходите в школу, как вы приветствуете учителя? + Говорим «Здравствуйте». - Правильно, а как вы приветствуете своих друзей, одноклассников? + Привет. - Да, верно. А как еще можно поприветствовать учителя и друзей? + затрудняются ответить. - На этом уроке мы с вами узнаем, как можно по-разному и уважительно поприветствовать взрослых и друг друга! | 2-3 мин. | |
Актуализация знаний. | - Здороваясь, приветствуя друг друга, мы желаем добра, и счастья. И, конечно же, дарим улыбку!
Давайте сейчас поприветствуем друг друга! (Приветствия) - Молодцы, ребята! Далее - работа с тематическими картинками и карточками о правилах этикета. Обучающиеся отвечают на вопросы психолога, пытаются составить небольшой рассказ о правилах этикета по картинкам с помощью опорных вопросов | тематические картинки и карточки о правилах этикета. 4-5 мин. | |
Физкультминутка | Коммуникативный танец "Здравствуй друг" (https://www.youtube.com/watch?v=Ig6Y_P7ZZn0) | 3-4 мин. | |
Выявление затруднения. | - А сейчас ребята мы посмотрим с вами видеофильм о правилах приветствия. Смотрите внимательно – я буду задавать вам вопросы! Далее – просмотр видеофильма о правилах приветствия, знакомства. Просмотр фильма сопровождается комментариями психолога, вопросами к обучающимся. | Видеофильм о правилах приветствия, знакомства 4-5 мин. | |
Разработка плана по выходу из создавшихся затруднений, поиск оптимального решения | Упражнения в применении слов – решение этикетных задач. - В выходной день Петя встретил свою учительницу, которая шла и о чем-то разговаривала с незнакомой Пете женщиной. - Здравствуйте, Елена Леонидовна! – закричал Петя. Учительница ответила на приветствие Пети, но при этом строго посмотрела на него. - Как вы думаете, ребята, почему? - Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми? Ответ. Учительница своим строгим взглядом дала понять Пете, что он должен поприветствовать обеих женщин, а не только свою учительницу. - Петя стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. - Витька, привет! – изо всех сил закричал Петя. – Где ты пропадал? Как дела?.. – пассажиры в недоумении пожимал плечами. В чем ошибка Пети? Разве он невежливо поприветствовал друга? Ответ. Пете не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться. На макете часов психолог ставит время суток “День”, “Вечер”, “Утро”, “Ночь”. Обучающиеся должны назвать слова приветствия и прощания, соответствующие данному времени суток (инсценировка). | инсценировка | |
Физкультминутка | - А сейчас, ребята, мы немного отдохнем и поиграем в снежки! Вы должны снежком попасть вот в эту корзину! Разбирайте снежки, раз, два - начали! + Дети бросают снежки в корзину под веселое музыкальное сопровождение. - Молодцы, ребята! Все справились с заданием! | Музыкальное сопровождение, бумажные снежки, корзина. 2-3 мин. | |
Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. | - Отдохнули немного? А теперь снова за работу! Давайте вместе прочитаем с выражением стихотворение « Здравствуй» (Чтение стихотворения происходит с опорой на таблицу с пиктограммами). - Что такое «здравствуй»? Лучшее из слов, Потому что «здравствуй!» Значит «Будь здоров!» Правило запомни, Знаешь – повтори, Старшим это слово Первым говори. Вечером расстались, Встретились с утра Значит слово «здравствуй!» Говорить пора. | Таблица с пиктограммами 4-5мин. | |
Первичное закрепление | Далее - чтение стихотворения хором, затем каждому обучающемуся предлагается прочитать стихотворение совместно с психологом. | 4 мин. | |
Самостоятельная работа и по эталону | Затем идет индивидуальная работа с каждым обучающимся по отработке правильного произношения звуков, заучиванию стихотворения с опорой на таблицу с пиктограммами. | 2 мин. | |
Включение в систему знаний и умений | - Какие вы молодцы! Как хорошо у вас получается чтение стихотворения по пиктограммам! А кто может сказать мне, о чем это стихотворение? + О слове «здравствуй» - Да, ребята, верно! В стихотворении говорится об очень важном слове- приветствии, слове « здравствуй», которое означает – будь здоров! А может ли кто-нибудь из вас рассказать стихотворение наизусть? Давайте попробуем. А теперь послушайте еще одно стихотворение: Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день. Только выйду за ворота. Всем идущим на работу «С добрым утром! « - я кричу. «Добрый день!» - кричу я вслед Всем идущим на обед. «Добрый вечер!» - так встречаю Всех, домой спешащих к чаю. | 2 мин. | |
Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций | - Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали! Давайте вспомним - о чём мы с вами говорили на этом занятии? + О словах- приветствиях - Да, о правилах приветствия и знакомства. - Что нового узнали на занятии? - Какие слова приветствия и прощания запомнили? | 2 мин. |
Самоанализ занятия
для обучающихся 4 класса
с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР
по адаптированной рабочей программе « Уроки общения»
Тема: Слова приветствия. Здороваемся правильно.
Общая характеристика
Занятие проводился в классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости 4 года обучения по адаптированной рабочей программе « Уроки общения» в соответствии с СИПР и сроками календарного планирования.
Занятие находится в логической связи с предыдущими и последующими занятиями по адаптированной рабочей программе « Уроки общения» и межпредметной связи с учебным предметом «Окружающий социальный мир». Содержание занятия имеет непосредственную взаимосвязь с окружающей действительностью.
2. Содержательно-целевой аспект занятия
Тип занятия: Урок усвоения новых знаний.
Цель занятия: Способствовать развитию навыка взаимодействия с окружающими
на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
Задачи:
Образовательные:
Формирование у обучающихся представлений об элементарных нормах этикета;
Развитие умения вести себя в соответствии с правилами этикета;
Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.
Коррекционно-развивающие:
Коррекция и развитие связной устной речи;
Коррекция и развитие коммуникативных навыков обучающихся с учетом
общекультурных норм и правил социального поведения.
Воспитательные:
Воспитание у обучающихся хороших манер, доброжелательности;
Формирование положительных поведенческих привычек.
Методы обучения:
Эвристический метод;
Исследовательский метод;
Показательный метод обучения;
Работа с наглядным материалом;
Алгоритмический и репродуктивный метод;
Практическая деятельность.
3. Процессуально - деятельностный аспект занятия
На занятии были использованы элементы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, физкультминутки, не высокий темп освоения материала), коррекционные технологии: создание ситуации успеха, развитие коммуникативных навыков через побуждение к речемыслительной деятельности, коррекция речи, коррекция словесно-логического мышления.
При проведении занятия были реализованы принципы наглядности, доступности, связи обучения с жизнью.
Продуктивной деятельности обучающихся способствовали примененные на занятии методы обучения: словесные (беседа, объяснение, аудиальное чтение), наглядные, практические, игровые. А так же использование дидактического, литературного, музыкального материала и СТО.
Задания, вопросы, раздаточный и наглядный материал использовались с учетом уровня психо-физического развития обучающихся.
На каждом этапе занятия учитывались индивидуальные особенности и интересы обучающихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.
Выбранная структура занятия была, на мой взгляд, рациональна для решения поставленных задач. Этапы занятия логически взаимосвязаны между собой.
4. Результативно-оценочный аспект
В ходе занятия происходило взаимодействие со всеми обучающимися, поддержка и наводящие вопросы способствовали вовлечению обучающихся в образовательный процесс. На протяжении всего занятия присутствовали поощрения, что создавало ситуацию успеха для обучающихся.
Чередование видов деятельности исключало перегрузки, работа не была монотонной.
Использование ТСО, музыкальное сопровождение, раздаточный материал и физкультминутки, используемые в ходе урока, способствовали формированию положительного эмоционального отклика обучающихся на учебный процесс.
Обучающиеся показали определенный уровень знаний по теме, приобретенный на предыдущих занятиях, познакомились с новыми понятиями, расширили пассивный и активный словарный запас, отработали навык взаимодействия с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.
Оценка деятельности соответствует базовым учебным действиям обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости.
5. Психологический климат
Благоприятный психологический климат влиял на работу обучающихся, повышал внимательность, сосредоточенность, продуктивность обучения.
В ходе проведенного занятия мне совместно с обучающимися удалось решить поставленные задачи и в конечном итоге достичь поставленной цели.
| |