12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Лавриненко41
Россия, Ленинградская обл., Сосновый Бор
Материал размещён в группе «ДЕФЕКТОЛОГиЯ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

для обучающихся 4 класса

с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР

по адаптированной рабочей программе « Уроки общения»



Тема: Слова приветствия. Здороваемся правильно.

Тип занятия: Урок усвоения новых знаний.

Цель занятия: Способствовать развитию навыка взаимодействия с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

Задачи:

Образовательные:

Формирование у обучающихся представлений об элементарных нормах этикета;

Развитие умения вести себя в соответствии с правилами этикета;

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

Коррекция и развитие связной устной речи;

Коррекция и развитие коммуникативных навыков обучающихся с учетом

общекультурных норм и правил социального поведения.

Воспитательные:

Воспитание у обучающихся хороших манер, доброжелательности;

Формирование положительных поведенческих привычек.

Методы обучения:

Эвристический метод;

Исследовательский метод;

Показательный метод обучения;

Работа с наглядным материалом;

Алгоритмический и репродуктивный метод;

Практическая деятельность.

Оборудование занятия:

ТСО;

Дидактический материал (литературный материал, тематические картинки, карточки).





Организационная структура занятия

Этап занятия

Деятельность психолога

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на занятии

БУД

Организационный момент

Установление контакта, проверка готовности к занятию.

Внимательно слушают психолога

 Фронтальная

 Формирование внимания, эмоциональной рефлексии.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Организация работы по включению обучаемых в обсуждение вопросов для определения темы занятия

Отвечают на вопросы, опираясь на тематические картинки, карточки

Фронтальная, индивидуальная

- определение и формулирование цели урока с помощью психолога;

- формирование коммуникативных навыков

Актуализация знаний

Создание условий для активизации доступных мыслительных операций и познавательных процессов.

 Отвечают на вопросы, работают с тематическими картинками, карточками

 Ролевая игра, индивидуальная

 - формирование представлений об этикете

Выявление затруднения.

Выдвигает проблему, обеспечивает мотивационное выполнение, создаёт условия для обобщения и выявления проблем.

Смотрят видеофильм о правилах приветствия и знакомства, отвечают на вопросы

Эвристический метод,

Групповая и индивидуальная.

- пополнение представлений о правилах приветствия и знакомства;

- формирование связной речи;

- репродукция знаний по теме «Этикет»


Разработка плана по выходу из создавшихся затруднений, поиск оптимального решения

Создание ситуации для включения обучаемых в доступную для них деятельность по ликвидации затруднений.

 Поиск противоречий через переформулированные вопросы.

 Исследовательский метод,

Фронтальная и индивидуальная

- формирование и активизация связной речи;

- обобщение знаний по теме «Правила приветствия».

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Создание ситуаций для познания нового

Слушают, повторяют за психологом стихотворение, особо тщательно проговаривая звуки

Показательный метод обучения

Фронтальная и индивидуальная

- расширение активного и пассивного словаря по теме «Правила приветствия и знакомства»;

- развитие речи;

- тренировка памяти

Первичное закрепление

Создание ситуаций для первоначального проговаривания текста стихотворения по технологии мнемотехники

 В группе совместно проговаривают стихотворение по методу «крокирования»

 Групповая


Самостоятельная работа и по эталону

Создание ситуации успеха для каждого обучающегося. Первоначальный этап проверки знаний текста стихотворения о словах-приветствиях.

Индивидуально проговаривают стихотворение по методу «крокирования»

Алгоритмический и репродуктивный метод,

Индивидуально


Включение в систему знаний и умений

Этап рефлексии и проверки знаний текста стихотворения о словах-приветствиях и выявление проблем по усвоению и пониманию текста через метод «крокирования»

Работают с пиктограммами

Репродуктивный метод,

Индивидуальная и фронтальная

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей среде;

- развитие фонематического слуха;

- развитие речи;

- тренировка памяти


Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций

Организует эмоциональную рефлексию, формулирует вывод, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности

Отвечают на вопросы, выражают свое настроение

Репродуктивный метод,

Фронтальная, индивидуальная

- формирование умения совместно с учителем формулировать вывод;

- выражать свои эмоции при помощи пиктограмм - смайликов

Ход занятия

- Речь психолога

+ Речь обучающихся



Этап

Содержание

Примечание

Организационный момент.

- «Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет.

Это - нормы поведения: Как ходить на день рождения?

Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ этот самый этикет». (А. Усачев)

Правил этикета много, но мы сегодня познакомимся с правилами приветствия и знакомства.

1-2 мин.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ребята, скажите, когда вы приходите в школу, как вы приветствуете учителя?

+ Говорим «Здравствуйте».

- Правильно, а как вы приветствуете своих друзей, одноклассников?

+ Привет.

- Да, верно. А как еще можно поприветствовать учителя и друзей?

+ затрудняются ответить.

- На этом уроке мы с вами узнаем, как можно по-разному и уважительно поприветствовать взрослых и друг друга!

2-3 мин.

Актуализация знаний.












- Здороваясь, приветствуя друг друга, мы желаем добра, и счастья. И, конечно же, дарим улыбку!

«Для прощания и встреч много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!», «До свидания!», «Будь здоров!»,

«Я вас рада видеть очень», «Мы не виделись сто лет»,

«Как дела?», «Спокойной ночи», «Всем пока», «Прощай», «Привет»,

«Буду рад вас видеть снова», «Не прощаюсь!», «До утра!»,

«Всем удачи!», «Будь здорова!» и «Ни пуха ни пера!» (А. Усачев)


Давайте сейчас поприветствуем друг друга! (Приветствия)

- Молодцы, ребята!

Далее - работа с тематическими картинками и карточками о правилах этикета. Обучающиеся отвечают на вопросы психолога, пытаются составить небольшой рассказ о правилах этикета по картинкам с помощью опорных вопросов

тематические картинки

и карточки о правилах этикета.

4-5 мин.

Физкультминутка



Коммуникативный танец "Здравствуй друг" (https://www.youtube.com/watch?v=Ig6Y_P7ZZn0)

3-4 мин.

Выявление затруднения.

- А сейчас ребята мы посмотрим с вами видеофильм о правилах приветствия. Смотрите внимательно – я буду задавать вам вопросы!

Далее – просмотр видеофильма о правилах приветствия, знакомства. Просмотр фильма сопровождается комментариями психолога, вопросами к обучающимся.

Видеофильм о правилах приветствия, знакомства

4-5 мин.

Разработка плана по выходу из создавшихся затруднений, поиск оптимального решения

Упражнения в применении слов – решение этикетных задач.

- В выходной день Петя встретил свою учительницу, которая шла и о чем-то разговаривала с незнакомой Пете женщиной.

- Здравствуйте, Елена Леонидовна! – закричал Петя.

Учительница ответила на приветствие Пети, но при этом строго посмотрела на него.

- Как вы думаете, ребята, почему?

- Обязательно ли здороваться с незнакомыми людьми?

Ответ. Учительница своим строгим взглядом дала понять Пете, что он должен поприветствовать обеих женщин, а не только свою учительницу.

- Петя стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.

- Витька, привет! – изо всех сил закричал Петя. – Где ты пропадал? Как дела?.. – пассажиры в недоумении пожимал плечами.

В чем ошибка Пети? Разве он невежливо поприветствовал друга?

Ответ. Пете не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.

На макете часов психолог ставит время суток “День”, “Вечер”, “Утро”, “Ночь”. Обучающиеся должны назвать слова приветствия и прощания, соответствующие данному времени суток (инсценировка).





























инсценировка

Физкультминутка

- А сейчас, ребята, мы немного отдохнем и поиграем в снежки! Вы должны снежком попасть вот в эту корзину! Разбирайте снежки, раз, два - начали!

+ Дети бросают снежки в корзину под веселое музыкальное сопровождение.

- Молодцы, ребята! Все справились с заданием!

Музыкальное сопровождение, бумажные снежки, корзина.

2-3 мин.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

- Отдохнули немного? А теперь снова за работу! Давайте вместе прочитаем с выражением стихотворение « Здравствуй» (Чтение стихотворения происходит с опорой на таблицу с пиктограммами).

- Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй!»

Значит «Будь здоров!»

Правило запомни,

Знаешь – повтори,

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра

Значит слово «здравствуй!»

Говорить пора.

Таблица с пиктограммами

4-5мин.

Первичное закрепление

Далее - чтение стихотворения хором, затем каждому обучающемуся предлагается прочитать стихотворение совместно с психологом.


4 мин.

Самостоятельная работа и по эталону

Затем идет индивидуальная работа с каждым обучающимся по отработке правильного произношения звуков, заучиванию стихотворения с опорой на таблицу с пиктограммами.


2 мин.

Включение в систему знаний и умений

- Какие вы молодцы! Как хорошо у вас получается чтение стихотворения по пиктограммам! А кто может сказать мне, о чем это стихотворение?

+ О слове «здравствуй»

- Да, ребята, верно! В стихотворении говорится об очень важном слове- приветствии, слове      « здравствуй», которое означает – будь здоров! А может ли кто-нибудь из вас рассказать стихотворение наизусть? Давайте попробуем.

А теперь послушайте еще одно стихотворение:

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота.

Всем идущим на работу

«С добрым утром! « - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.


2 мин.

Рефлексия учебной деятельности, чувств и эмоций

- Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня поработали! Давайте вспомним - о чём мы с вами говорили на этом занятии?

+ О словах- приветствиях

- Да, о правилах приветствия и знакомства.

- Что нового узнали на занятии?

- Какие слова приветствия и прощания запомнили?


2 мин.

Самоанализ занятия

                                                 для обучающихся 4 класса

с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР

по адаптированной рабочей программе « Уроки общения»

Тема: Слова приветствия. Здороваемся правильно.

Общая характеристика

Занятие проводился в классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости 4 года обучения по адаптированной рабочей программе « Уроки общения» в соответствии с СИПР и сроками календарного планирования.

Занятие находится в логической связи с предыдущими и последующими занятиями по адаптированной рабочей программе « Уроки общения» и межпредметной связи с учебным предметом «Окружающий социальный мир». Содержание занятия имеет непосредственную взаимосвязь с окружающей действительностью.

2. Содержательно-целевой аспект занятия

Тип занятия: Урок усвоения новых знаний.

Цель занятия: Способствовать развитию навыка взаимодействия с окружающими

на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

Задачи:

Образовательные:

Формирование у обучающихся представлений об элементарных нормах этикета;

Развитие умения вести себя в соответствии с правилами этикета;

Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

Коррекция и развитие связной устной речи;

Коррекция и развитие коммуникативных навыков обучающихся с учетом

общекультурных норм и правил социального поведения.

Воспитательные:

Воспитание у обучающихся хороших манер, доброжелательности;

Формирование положительных поведенческих привычек.

Методы обучения:

Эвристический метод;

Исследовательский метод;

Показательный метод обучения;

Работа с наглядным материалом;

Алгоритмический и репродуктивный метод;

Практическая деятельность.

3. Процессуально - деятельностный аспект занятия

На занятии были использованы элементы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности,  физкультминутки, не высокий темп освоения материала), коррекционные технологии: создание ситуации успеха, развитие коммуникативных навыков через побуждение к речемыслительной деятельности, коррекция речи, коррекция словесно-логического мышления.

При проведении занятия были реализованы принципы наглядности, доступности, связи обучения с жизнью.

Продуктивной деятельности обучающихся способствовали примененные на занятии методы обучения: словесные (беседа, объяснение, аудиальное чтение), наглядные, практические, игровые. А так же использование дидактического, литературного, музыкального материала и СТО.

Задания, вопросы, раздаточный и наглядный материал использовались с учетом уровня психо-физического развития обучающихся.

На каждом этапе занятия учитывались индивидуальные особенности и интересы обучающихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

Выбранная структура занятия была, на мой взгляд, рациональна для решения поставленных задач. Этапы занятия логически взаимосвязаны между собой.

4. Результативно-оценочный аспект

В ходе занятия происходило взаимодействие со всеми обучающимися, поддержка и наводящие вопросы способствовали вовлечению обучающихся в образовательный процесс. На протяжении всего занятия присутствовали поощрения, что создавало ситуацию успеха для обучающихся.

Чередование видов деятельности исключало перегрузки, работа не была монотонной.

Использование ТСО, музыкальное сопровождение, раздаточный материал и физкультминутки, используемые  в ходе урока, способствовали формированию положительного эмоционального отклика обучающихся на учебный процесс.

Обучающиеся показали определенный уровень знаний по теме, приобретенный на предыдущих занятиях, познакомились с новыми понятиями, расширили пассивный и активный словарный запас, отработали навык взаимодействия с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

Оценка деятельности соответствует базовым учебным действиям обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости.

5. Психологический климат

Благоприятный психологический климат влиял на работу обучающихся, повышал внимательность, сосредоточенность, продуктивность обучения.

В ходе проведенного занятия мне совместно с обучающимися удалось решить поставленные задачи и в конечном итоге достичь поставленной цели.















Опубликовано в группе «ДЕФЕКТОЛОГиЯ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.