Интегрированное занятие по физической культуре и психологии «Гармония души и тела»
«ГАРМОНИЯ ДУШИ И ТЕЛА»
(ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ПСИХОЛОГИИ)
Карнапольцева Наталья Владимировна, Серёгина Ульяна Сергеевна
г.Ангарск, Ирк.обл., МАОУ «Ангарский лицей №2 им.М.К. Янгеля»
В человеке всё должно быть прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли...
А. П. Чехов
Считается, что психофизическое развитие – это целый комплекс упражнений, действий и мероприятий, направленных не только на физическую подготовку, но также на развитие психической жизни учащегося, подготавливая его к реальному применению полученных навыков.
В образовательных учреждениях общая задача развития ребенка в силу разных причин разделена на две составляющие. Деятельность учителя физической культуры обычно направлена на физическое развитие, под которым понимается формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств (ловкость, гибкость, координация движений и др.), навыков и умений. Вторая составляющая - нервно-психическая — обычно отделена от первой и отдана логопедам, психологам, хотя двигательная активность во многом определяет развитие организма, нервной системы и психики, наряду с генетическим фактором и влиянием разнонаправленной сенсорной информации [1].
По нашему мнению, разобщенность педагогической деятельности, касающейся физического и психического развития ребенка, не может полноценно решить проблему формирования гармонично развитой личности.
В этой связи нам представляется целесообразным совместить и грамотно использовать физические нагрузки вкупе с обучению навыкам психологической саморегуляции, т.е. совмещать физическое и психологическое развитие учащихся. С учетом психофизиологических особенностей возраста ранней юности, а также актуальной ситуацией школьных нагрузок (особенно в контексте ЕГЭ, ОГЭ) это становится особенно актуальным. Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции. Подросткам необходимо давать представления о формировании и протекании не только процессов физических, таких, как созревание организма и влияние на него физических нагрузок, но и о том, как снимать психоэмоциональное напряжение с помощью релаксации. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Релаксация - система приемов, способствующих мышечному расслаблению, и сам результат, то есть глубокое мышечное расслабление и связанное с этим внутреннее состояние покоя [2].
В нашем лицее эта задача решается следующим способом: педагог-психолог и учитель по физической культуре проводят интегрированные занятия в 10-11 классах. Проведение интегрированных занятий позволяет: снижать нагрузку на детей, более эффективно решать задачи психофизического развития детей; решать здоровьесберегающие и образовательные задачи в едином педагогическом пространстве [3].
Структура занятий представляет из себя следующее: 1. Психолог проводит вводную часть (создание позитивного настроя для более успешной совместной работы друг с другом и с педагогами). 2. Создание проблемной ситуации: постановка вопроса о взаимосвязи и взаимовлиянии телесного и психического в жизни человека. При таком обсуждении создается мотивация деятельности учащихся и введение в тему занятия. 2. Основная часть занятия направлена на развитие двигательных способностей (координационных, эластичности мышц), представлена упражнениями из фитнеса и стретчинга, его проводит учитель по физической культуре. Соблюдается постепенное повышение физической нагрузки на ребенка и постепенное снижение нагрузки в конце занятия [4]. 3. В заключительной части, которую проводит психолог, учащиеся знакомятся с историей возникновения релаксации, со способами и техниками по снятию нервно-психического напряжения (теоретический блок), а также отрабатывают упражнения на практике. Все пробы сопровождаются обязательной рефлексией. В конце занятия с ребятами проводится упражнение на мышечную релаксацию, в основе которой лежит созидающая визуализация.
Результатом такого занятия является приобретение учащимися навыков саморегуляции, повышение устойчивости к стрессу, способности преодолевать и профилактировать напряжение, а также создание психологического комфорта, который ребята «забирают с собой» и сохраняют в течение дня.
Таким образом, задачи психологического развития и физического воспитания на наших занятиях схожи и тесно взаимосвязаны. Совместное проведение занятий психологом и учителем по физической культуре позволяет решать задачи психолога – средствами физического воспитания и наоборот. Также присутствие двух специалистов, а не одного, обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ребенку, позволяет создать более свободную, раскрепощенную обстановку на занятиях. Дети чувствуют себя комфортно и расслабленно. И задачи психофизического развития ребенка решаются более успешно и эффективно.
Литература:
Бабушкин Г.Д., Смолнцева В.Н. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с.
Васютин А.М. Всемогущий разум или простые техники саморегуляции психики. – М.: Самиздат, 2009. — 237 с.
Иванов И.П., Крапивина Н.Ю., Новикова И.В. – Современный урок (в помощь учителю) Москва: Издательство ООО «ЭКШЕН», 2015 г.
Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры: Метод пособие / Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014 г.