Статья «Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников на уроках географии с применением инструктивных листов как важное условие эффективности обучения»
Пояснительная записка к презентации
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУКТИВНЫХ ЛИСТОВ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Нечаева Татьяна Александровна, учитель географии и биологии, МБОУ «Долгощельская средняя школа Мезенского район» (филиал «Соянская средняя школа»).
Список ИПМ
ИПМ – I Теоретическая интерпретация опыта.
ИПМ – II Перечень компонентов системы работы.
ИПМ – III Подготовительный этап. Разработка инструктивного листа (ИЛ) в соответствие с выбранной темой, как необходимого средства для проведения самостоятельной работы.
ИПМ – IV Основной этап. Проведение самостоятельной работы с опорой на инструктивный лист.
ИПМ – V Обобщающий этап. Закрепление и проверка знаний и умений, полученных в ходе самостоятельной работы.
Библиография.
Приложение 1. Инструктивный лист по теме «Подземные воды» география 6 класс.
Приложение 2. Опорный рисунок – загадка «Подземные воды»
Приложение 3. ММП (Мультимедийная презентация) «Подземные воды».
Приложение 4. Географический диктант по теме «Подземные воды».
ИПМ I. Теоретическая интерпретация опыта.
Актуальность и проблема. У В. А. Сухомлинского есть очень известные слова: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека – и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли» [1]. Эти слова актуальны и в настоящее время. Как учителю, мне приходится сталкиваться с детьми, у которых снижена мотивация к процессу приобретения знаний, отсутствует интерес к учёбе. Причин тому, что дети теряют интерес к занятиям много, но одна из них – однообразие уроков. Отсутствие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес, особенно детский, а, значит, снижает результативность их знаний. В основе Стандарта нового поколения лежит системно-деятельностный подход, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
Сохраняется противоречие между системно-деятельностным подходом к образованию, характеризующимся активным индивидуальным характером познавательной деятельности, и традиционными методами образования. Чтобы разрешить это противоречие важно понимать, что ФГОС требует от учителя нового подхода к организации учебного процесса. Сегодня важно перейти от «обучения на всю жизнь» к «обучению через всю жизнь», т.е. моя цель, как педагога, организующего учебный процесс, научить детей учиться. Реализуемая мной на практике система самостоятельных работ по географии в среднем школьном звене, позволяет мне достичь этой цели.
«Самостоятельная работа – это, прежде всего, вид деятельности учащихся, состоящий из действий и операций, которые формируются под контролем учителя. Для этого процесса нужна ориентировочная основа, т.е. система ориентиров» [5]. «Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое извне или самим обучаемым познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый» [4].
Основной трудностью, с которой я сталкиваюсь, является различная способность школьников получать и анализировать новую информацию, т.е. отсутствие у большинства из них навыков смыслового чтения. Данное затруднение пытаюсь решать, используя на уроках инструктивные листы, представляющие собой «план учебно–познавательной деятельности ученика, при которой вместе с изучением основ учебного курса происходит освоение учеником способов деятельности. Важный аспект построения инструктивных листов – структурирование деятельности учащихся в логике этапов получения и усвоения новых знаний (восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение и систематизация изучаемой информации)» [1]. Содержание инструктивных листов включает в себя вопросы и задания на актуализацию опорных знаний, для самостоятельного изучения нового учебного материала, для первичного закрепления изученного, а также алгоритм организации деятельности ученика. Это помогает ребёнку структурировать и анализировать новую учебную информацию. Использование инструктивных листов на уроках приводит к тому, что изменяется роль учителя: он не транслятор готовых знаний, а консультант, оказывающий помощь учащимся в процессе овладения новыми знаниями.
Сущность опыта и новизна – организация разнообразных видов самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на основе инструктивных листов. Ведущим видом является работа с разнообразными источниками информации: с учебником, картами атласа, контурными картами, статистическими данными, информационными карточками и т.п. где учащиеся добывают необходимые знания. Как помочь ученикам эффективно усвоить новый текст, порою большого объёма? «Замечено, что при перекодировании во внутреннюю речь текст, прежде всего, сжимается, схематизируется, преобразуется в какие – то очень краткие, но емкие образы-символы. Вместо определённого текста ребёнку предлагается наглядный образ (знак, схема, модель и пр.)» [3]. На протяжении нескольких лет я использую в процессе обучения логические опорные конспекты, схемы, рисунки-загадки, схемы-загадки и др. «Опорный конспект представляет собой наглядную схему (рисунок), в котором отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены опорные сигналы. Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, формула, рисунок, аббревиатура и т.п.), заменяющий некое смысловое значение. (Приложение 2). Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, в которой закодирован учебный материал». [3]. Такие цветные опорные конспекты (рисунки, схемы) и пр. я придумываю сама (ранее рисовала цветными карандашами, сегодня рисунки рисую в программе Paint и успешно копирую через компьютерную технику). По данной проблеме изучала опыт Шаталова В.Ф. – технологию интенсификации обучения на основе схемных моделей. Его опорные конспекты сопровождают объяснение нового материала, т.е содержат готовую информацию, мои опорные конспекты, рисунки, схемы позволяют мне не только визуализировать учебный материал, сколько вовлечь шестиклассников в активный процесс поиска и познания новой информации, формировать у них устойчивый познавательный интерес к изучению географии.
Цель: Повышение эффективности обучения посредством организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности с использованием инструктивных листов.
Разработка и реализация данной формы организации познавательной деятельности позволяет решать следующие задачи:
Продолжить развитие навыков самостоятельной работы, как необходимое условие для получения осознанных знаний и формирования познавательного интереса.
Продолжить формирование навыков смыслового чтения.
Способствовать развитию мыслительных процессов (способностей).
Обеспечить комфортные условия для участников образовательного процесса.
Возможности и условия использования данного опыта
Диагностика – готовность пятиклассников к самостоятельному изучению нового материала через введение отдельных элементов самостоятельной работы.
Определение темы самостоятельной работы в конкретном разделе курса. Тема должна быть доступной для самостоятельного изучения.
Подбор заданий в соответствие с возрастом и уровнем подготовленности учащихся;
Проведение нескольких обучающих самостоятельных работ, на которых учитель знакомит учеников с инструктивным листом и помогает выполнить задания, заложенные в нём.
Обучение чтению и применению опорных сигналов, опорных конспектов, схем, рисунков начинать с 5 класса.
Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.
Трудоемкость
Опыт требует больших затрат, времени, средств для распечатки инструктивных листов, индивидуальных опорных конспектов-рисунков, текстов диктантов и т.д.
Результативность
Организации самостоятельной учебной деятельности школьников с применением инструктивных листов позволяет: 1) помочь учащимся получить более глубокие и прочные знаний, чем при сообщении учителем готовых знаний; 2) способствовать развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления; 3)ускорить темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, что оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков; 4) формировать устойчивые навыки самостоятельной работы учащихся, получать положительный результат. Самостоятельная работа приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, думать и искать, т. e. добывать знания.
Всё перечисленное выше обеспечивает эффективное обучение школьников.
Продуктивность данной системы
100% успеваемость по географии, уровень качества знаний – выше 60 %, в отдельных классах – 100%, выпускники основной школы ежегодно выбирают и хорошо сдают географию в форме ОГЭ. Обучающиеся принимают участие в ВСОШ (школьный, муниципальный, региональный этапы) по географии. Начиная с 8 класса, навыки самостоятельной работы позволяют учащимся работать в режиме модульной технологии (Тема «Внутренние воды России»).
ИПМ II. Перечень компонентов системы работы.
Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников
Основной этап – проведение самостоятельной работы с опорой на инструктивный лист
Обобщающий этап – закрепление и проверка знаний и умений, полученных в ходе самостоятельной работы, рефлексия
Подготовительный этап –
разработка инструктивного
листа (далее ИЛ) в соответствие с
выбранной темой, как
необходимого
средства для проведения
самостоятельной работы
Эффективное обучение: вовлечение каждого ребёнка в учебный процесс
гарантированно положительный результат
формирование познавательного интереса
развитие навыков самообразования
ИПМ III. Подготовительный этап.
ЧТО ЭТО: разработка инструктивного листа в соответствие с темой и подготовка необходимого оборудования.
ЦЕЛЬ: создать условия для успешного проведения самостоятельной работы.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ: Структура инструктивного листа выглядит следующим образом (допускается исключение отдельных компонентов).
Тема изучения.
Цель работы учащихся (формулируют обучающиеся, допускается формулировка учителем).
План (ход) урока. Оборудование, включая источники для получения новой информации.
Актуализация опорных знаний.
Задания к самостоятельному изучению темы.
Закрепление.
Применение полученных знаний.
На данном этапе хочу остановиться на теме, цели, оборудовании, заданиях к самостоятельному изучению темы. Рассмотрим, как разрабатывается инструктивный лист на примере темы «Подземные воды» в 6 классе (УМК География «Классическая линия») (Приложение 1).
Цель самостоятельной работы учащихся с использованием данного инструктивного листа: самостоятельно изучить условия образования подземных вод.
Для успешного проведения данного урока потребуется следующее оборудование: учебник Герасимова Т.П.. География. Начальный курс. 6 кл.: учебник / Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015, инструктивные листы, цветные опорные рисунки - загадки (Приложение 2), мультимедийная презентация «Подземная вода» (Приложение 3).
Задания к самостоятельному изучению темы. Продумываю такие задания для самостоятельного изучения, чтобы процесс познания проходил легко, интересно и эффективно. Чтобы задания выполнялись легко, учащимся даю инструкции к выполнению и «ключи» к источнику информации, т.е. к поиску ответа (указываются страницы учебника, абзацы, колонки, ссылки на рисунки учебника и др,). Ссылка на страницы текста учебника позволяет развивать навыки смыслового чтения, ведь важно найти этот «ключ», прочитать, проанализировать («отжать») информацию, найти ответ и занести его в нужное место на схеме, в таблице, в рисунке и т.д. Чтобы задания выполнялись интересно, создаю опорные рисунки-загадки, кроссворды, географические диктанты и др., заполняя и разгадывая которые учащиеся самостоятельно разбираются с новым учебным материалом. Если будут соблюдены два первых условия, познавательный эффект будет обеспечен. Результат – повышение качества образования.
РЕЗУЛЬТАТ: Инструктивный лист, как необходимое средство (условие) для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Например, в курсе географии 6 класс посредством ИЛ созданы условия для самостоятельного изучения следующих тем.
Тема курса |
Тема самостоятельной работы |
Литосфера |
«Движения земной коры» |
«Вулканы, горячие источники, гейзеры» |
|
«Рельеф дна Мирового океана» |
|
Гидросфера |
«Мировой океан. Части Мирового океана»» |
«Воды суши. Подземные воды» |
|
«Ледники» |
|
Атмосфера |
«Ветер. Практическая работа №16 Построение розы ветров» |
«Погода» |
|
Биосфера |
«Природные зоны Земли» |
ИПМ IV. Основной этап.
ЧТО ЭТО. Самостоятельная работа с инструктивным листом.
ЦЕЛЬ: организовать самостоятельное изучение нового материала через выполнение заданий, заложенных в ИЛ, способствовать формированию навыков самостоятельной работы.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ: Знакомство учащихся с ИЛ, подготовка рабочего места, инструктаж учащихся. Актуализация опорных знаний (на примере темы «Подземные воды»): так как это первый урок по теме «Воды суши», учащимся предлагается вспомнить и перечислить примеры вод суши, которые они изучали в 5 классе.
Индивидуальная самостоятельная работа по изучению новой темы через выполнение заданий разного уровня сложности, следуя инструктивному листу. Работа включает в себя следующие этапы:
чтение текста учебника;
осмысление прочитанного текста;
структурирование информации;
заполнение опорного рисунка - загадки (Тема «Подземные воды»);
применение опор рисунка как источника информации.
Учитель индивидуально консультирует и помогает ученикам. Если вопрос-задание вызывает трудности, учащемуся рекомендуется его пропустить и следовать дальше, вернуться к нему после выполнения всех заданий и обратиться за помощью к однокласснику по парте или к учителю.
РЕЗУЛЬТАТ: самостоятельное изучение и усвоение нового материала, формирование навыков самостоятельной работы.
УСЛОВИЕ: соблюдение регламента выполнения задания.
ИПМ V. Обобщающий этап.
ЧТО ЭТО. Систематизирование, закрепление и проверка знаний и умений, полученных самостоятельно.
ЦЕЛЬ. Систематизировать и закрепить полученные знания, устранить возникшие во время самостоятельной работы непонятные вопросы, способствовать применению знаний в новой учебной ситуации.
КАК ДЕЛАЕТСЯ. Выполнение заданий регламентируется временем, поэтому учащимся даётся дополнительное время помочь однокласснику в поиске тех ответов, которые он не смог найти. И только после этого начинается обсуждение темы. Учитель читает вопрос, учащиеся выходят к интерактивной доске, где нарисован рисунок-загадка и подписывают, что зашифровано символами, цифрами, «разгадывают» загадку и аргументируют те или иные ответы на вопросы. Одновременно учитель также поэтапно открывает верные ответы на слайде, и учащиеся сверяют их со своими ответами, исправляют ошибки, дописывают «неоткрытые цифры и символы». В завершении обсуждения учащиеся формулируют выводы. Например, по теме «Подземные воды» учащиеся на уроке усваивают, какие условия необходимы для образования подземной воды, что такое грунтовая, межпластовая вода, источник. В завершение обсуждения учащиеся формулируют понятие подземная вода, отвечают на вопрос, какой вид подземной воды используют жители сельского населённого пункта, в котором мы живём. Учащимся предлагается оценить свою работу, поставить себе оценку и сдать «разгаданные» рисунки на проверку. Учитель, проверяя и оценивая работы, имеет возможность проверить уровень самооценки учащихся: заниженная, повышенная, соответствует.
РЕЗУЛЬТАТ: закрепление полученных знаний, устранение пробелов, создание условий для применения знаний в новой учебной ситуации.
УСЛОВИЕ: На интерактивной доске учитель открывает опорный рисунок - загадку, который пошагово заполняют учащиеся, на слайде также пошагово открываются верные ответы.
Применение полученных знаний. Учитывая короткий временной отрезок, который отводится на данный этап, продумываю разнообразные формы заданий для первичного применения знаний (мини-тесты, диктанты «Заполни пропущенные места в тексте», задания «Ответьте на 1 – 2 вопроса», «Заполни схему» и т.д.), позволяющие мне быстро и эффективно проверить усвоение знаний и их качество, полученные учащимися самостоятельно. Например, по теме «Подземные воды» учащимся предлагается ещё раз просмотреть опорные рисунки и затем выполнить географический диктант. (Приложение 4). После того, как учащиеся несколько раз прочитали текст учебника, проговорили материал вслух, увидели на слайдах заполненный рисунок, повторили материал, диктант выполняется быстро и легко. Если в классе есть слабые ученики, то можно разрешить пользоваться рисунками при выполнении диктанта. Далее ученики сдают диктанты учителю на проверку. Итоговой за урок оценкой является средний балл между оценкой за рисунок-загадку и за диктант.
Опыт показывает, что учащиеся работают с инструктивными листами продуктивно. Использование ИЛ позволяет включить в учебный процесс всех обучающихся. Они успешно выполняют задания, принимают активное участие в обсуждении, стараются проявить творческий подход при выполнении отдельных заданий, а, самое главное, развивают навыки самостоятельной работы.
Библиография.
Оданович М.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроке биологии с применением учебных ориентиров/М.В.Оданович// Биология в школе. - 2011. - № 3. – с.28 – 34.
Реферат В.А. Сухомлинский об учении [Электронный ресурс]/. – Режим доступа: http://referat.ru/referats/view/25885–дата обращение 18.09.2012.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М: НИИ школьных технологий, 2006, стр.289
Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. [Электронный ресурс]/. – Режим доступа: http://www.gumer.info – дата обращения 23.09.2012.
Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии: учебник для студентов педагогических вузов/ Г.М. Чернобельская. – М.:Дрофа, 2010. – 87с.
Приложение 1. Инструктивный лист для самостоятельной работы по теме
«Воды суши. Подземные воды» (география 6 класс) – (Смотри слайд 1).
Актуализация опорных знаний – работай с классом.
1. Вспомните и назовите воды суши, изученные в 5 классе (Смотри слайд 2).
2. Вспомните опыты, которые вы проводили на уроках окружающего мире в начальных классах с глиной и речным песком. Одинаково ли они проводят воду (Смотри слайд 3)?
Инструктаж (Смотри слайд 4):
Используя текст учебника географии на странице 83 – 85, опорный рисунок – загадку к данному тексту, задания, разгадайте все зашифрованные цифры и буквы в рисунке.
Подпишите их.
Разгадав и открыв их, вы самостоятельно разберётесь, при каких условиях образуется подземная вода, какими бывают горные породы по отношению к воде, что такое грунтовая и межпластовая вода.
Выполняйте задания постепенно. Если возникнут трудности, пропустите задание и вернитесь к нему позже. Обращайтесь за помощью к однокласснику и учителю.
Задания к самостоятельному изучению темы «Подземные воды»
Задание 1. В тексте учебника на стр. 83 - 84 от слов «Основной источник…» до слов «(рис.54)» вы найдёте ответ на вопрос: При каких условиях образуются подземные воды? Подсказка в рисунке зашифрована цифрами 1 и 2.
Задание 2. Используя текст учебника на стр. 84 (2 абзац), вы сможете разобраться: Как называется слой горных пород, хорошо пропускающих воду и, как называется слой горных пород плохо пропускающих воду? Подсказка в рисунке под цифрами 3 и 4.
Ответ на задание 3 и 4 в тексте на стр. 84 (1 абзац).
Задание 3. Приведите и запишите в тетрадь пример горной породы, хорошо пропускающей воду.
Задание 4. Приведите и запишите в тетрадь 2 примера горных пород, плохо пропускающих воду.
Задание 5. Как называется слой, в котором находится подземная вода? Подсказка на рисунке под цифрой 5 и в тексте на стр. 85 Пункт 2. (2 абзац). Подпишите его. Сформулируйте понятие и запишите его в тетрадь.
Задание 6. Используйте текст на стр.85 – 86 от слов «Воды…» до слов «Использование и охрана…») и подсказки в рисунке под буквами А и Б, разберитесь, какой бывает подземная вода? Подпишите виды подземной воды. Сформулируйте понятия и запишите их в тетрадь.
Задание 7. Что зашифровано на рисунке буквами В и Г? Ответ на стр. 84 и 86. Сформулируйте понятия и запишите их в тетрадь.
Задание 8. Придумайте вопрос одноклассникам по данному рисунку.
Систематизация и закрепление – работай «в паре», работай с классом.
Помогите друг другу в поиске тех ответов, которые вы не смогли найти.
Принимайте активное участие в обсуждение темы (Слайд 5), работайте на интерактивной доске.
Сделайте выводы: Что такое подземная вода? Какую воду используют жители нашего населённого пункта? Обоснуйте свой ответ.
Прочитайте разгаданный и заполненный рисунок. Составьте по нему рассказ (устно).
Первичное применение знаний– работай индивидуально. Выполните географический диктант. Сдайте работы на проверку учителю.
Приложение 4. Географический диктант «Подбери соответствие термин – понятие» по теме «Подземные воды», география 6 класс
Термин |
Понятие |
Водоносный слой |
А. Вода, расположенная между водопроницаемым и водоупорным слоем |
Пещера |
Б. Вода, расположенная между двумя водоупорными слоями |
Грунтовая вода |
В. Выход подземной воды на поверхность |
Межпластовая вода |
Г. Пустоты, вымытые водой в легкорастворимых породах (солях, гипсах, известняках) |
Родник |
Д. Слой, насыщенный водой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4. Географический диктант «Подбери соответствие термин – понятие» по теме «Подземные воды», география 6 класс
Термин |
Понятие |
Водоносный слой |
А. Вода, расположенная между водопроницаемым и водоупорным слоем |
Пещера |
Б. Вода, расположенная между двумя водоупорными слоями |
Грунтовая вода |
В. Выход подземной воды на поверхность |
Межпластовая вода |
Г. Пустоты, вымытые водой в легкорастворимых породах (солях, гипсах, известняках) |
Родник |
Д. Слой, насыщенный водой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2. Опорный рисунок – загадка по теме «Подземные воды». Работа выполнена……………………………………
Приложение 3. Презентация к уроку.