Рабочая программа курсов внеурочной деятельности «Архитектура в математике: от хижин до дворцов»
Управление образования администрации г. Магнитогорска Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 61» города Магнитогорска
455025, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Енисейская, 135 тел.: (3519) 20-25-10 эл. почта: mgnsch61@mail.ru
Принята на заседании педагогического совета Протокол № От « » 20 года | Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 61» г. Магнитогорска
/ / Приказ № От « » 20 года |
Рабочая программа курсов внеурочной деятельности |
« АРХИТЕКТУРА В МАТЕМАТИКЕ: ОТ ХИЖИН ДО ДВОРЦОВ» |
Направление: общеинтелектуальное |
Возраст обучающихся: 5 класс |
Срок реализации: 1 года |
Автор-составитель: |
Шарапова Д.А. |
учитель математики |
Магнитогорск |
2018 г. |
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные результаты
способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальное представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные результаты
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развитие способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
умение выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться изученными математическими формулами;
знание основных способов представления и анализа статистических данных; умение решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сущность архитектуры как отрасли инженерных знаний и искусства. Роль математики в архитектуре (8 ч). Архитектура как соединение прочности, пользы и красоты. Инженерная и художественная составляющие архитектуры. Роль математических расчетов в выборе материалов и архитектурной формы. Как математика обеспечивает удобство? Математика и законы красоты в архитектуре.
Форма проведения: интелектуальный марафон, творческое задание.
Виды деятельности: позновательная и игровая.
Геометрические фигуры в архитектурных сооружениях: разнообразие, назначение (10 ч). Геометрические фигуры как прообразы архитектурных форм и как их модели. Геометрические фигуры в различных архитектурных стилях. Геометрические фигуры в решении проблемы прочности сооружений — геометрические модели архитектурных конструкций.
Форма проведения: интелектуальный марафон, творческое задание, защита докладов, практическая работа, выполнение зданий из бумаги.
Виды деятельности: позновательная и игровая, художественное творчество.
Различные виды симметрии в архитектуре (4 ч). Симметрия, антисимметрия, диссимметрия. Принцип симметрии в природе и архитектуре. Зеркальная, поворотная и переносная симметрии.
Форма проведения: лекция, творческое задание, проведение конкурсов, защита докладов, практическая работа, выполнение рисунков и чертежей..
Виды деятельности: позновательная и игровая, художественное творчество
Пропорциональность — математическая основа архитектурной композиции (10 ч). Пропорции в архитектуре. Золотая пропорция как основа пропорционального строя архитектурных шедевров. Архитектурный модуль. Антропоморфные меры. Геометрическая основа пропорционального строя в архитектуре. Модулор Ле Корбюзье — система пропорционирования архитектурной композиции.
Форма проведения: лекция, творческое задание, проведение конкурсов, защита докладов, практическая работа, выполнение рисунков и чертежей..
Виды деятельности: позновательная и игровая, художественное творчество
Защита проектов, подготовленных учащимися (2 ч)
Защита индивидуальных проектов.
Форма проведения: творческое задание.
Виды деятельности: позновательная.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Сущность архитектуры как отрасли инженерных знаний и искусства. Роль математики в архитектуре | 8 | 2 | 6 |
2 | Геометрические фигуры в архитектурных сооружениях: разнообразие, назначение | 10 | 2 | 8 |
3 | Различные виды симметрии в архитектуре | 4 | 1 | 2 |
4 | Пропорциональность — математическая основа архитектурной композиции | 10 | 2 | 8 |
5 | Защита проектов, подготовленных учащимися | 2 | | 2 |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
2