12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна365
Россия, Ярославль

«ЖАНРОВЫЕ ИСКАНИЯ В РУССКОЙ ЛИРИКЕ ВТОРОЙ

ПОЛОВИНЫ 1820-1830-Х ГОДОВ»

 

Авторская программа факультативного курса

«Под сенью дружных муз» (7 часов)

 

Пояснительная записка

  Курс рассчитан на 7 часов при изучении темы «А.С.Пушкин».

Цели курса:

- повышение общей культуры студента-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение у него стремления к вдумчивому чтению;

- формирование умения анализировать и интерпретировать литературное произведение с учетом специфики искусства слова;

- развитие эмоциональной, интеллектуальной, эстетической сфер личности учащегося;

- формирование необходимых навыков и умения для сдачи единого государственного экзамена по литературе.

Задачи курса:

- систематизация знаний по теории литературы, уточнение понимания отдельных терминов и понятий, отработка навыка использования термина и понятия на практическом уровне;

- обучение целостному анализу художественного произведения, умению вычленить совокупность художественных принципов и приемов, использованных художником в конкретном произведении, выявляя индивидуальную авторскую манеру письма;

- формирование умения самостоятельно анализировать произведение;

- дальнейшее формирование навыка создания собственного текста о художественном произведении, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся,

- содействие в области профессионального самоопределения.

Материал для практической работы составляют произведения русской классической литературы. Упор делается на текстуальное изучение произведений.

 Итогом изучения курса становится самостоятельно выполненная учащимися исследовательская работа, содержащая целостный анализ или стихотворения.  

Литература:

Т.С.Георшева. История русской культуры. Учебное пособие. М., 1999,
стр.297-298

За строкой учебника. Сборник статей. М., 1989, стр. 13-18

История искусств. Т.В.Ильина, М. 1994, стр. 191

История русского искусства. М., 1961, стр. 145-147

Л.Е.Ковалева. "Под сенью муз". М., 1978

Поиск новых путей. М., 1990, статья В.Г.Маранцмана. Школьные
факультативы как процесс общения школьников с искусством. Стр. 106-134.

Н.Степанов. Поэты и прозаики. М., 1966, стр.23-24

Тема, эпиграф, содержание

Основная цель

Внутрипредметные и межпредметные связи

Приемы организации деятельности учащихся на каждом этапе урока

Изучение литературы

Применение средств наглядности и ТСО

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Т: Образы «Слова о полку Игореве»,

С: вступительное слово

учителя об истории создания «Слова», сравнительный анализ переводов плача Ярославны,

Жуковского и Заболоцкого; прослушивание

трех фрагментов оперы Бородина «Князь Игорь»:

арии князя Игоря, половецкие пляски и дуэта Кончаковны и Владимира Игоревича; беседа;

просматривание иллюстраций гравюр

В.А.Фаворского

Э: «Не пристало ли нам, братья,// Начать старыми словами//

печальные повести о

походе Игоревом,//

Игоря Святославича?»

Довести до сознания учеников

как велико «живое» значение

произведения

для русской культуры; убедить в

том, что «Слово о полку Игореве»

написанное в

ХII веке, осталось вдохновляющей силой для

русского искусства на протяжении многих веков

продолжает быть

живым спутником

его и в наше

время

1 .С историей: культурная и общественная

жизнь России в ХII в.

2. С музыкой: изучение понятия - дуэт,

либретто; (прослушав дуэт классу вопрос:

Почему этот сюжет,

опиравшийся на реальный исторический

факт, лично упоминается в «Слове»?)

С живописью: (при

рассмотрении иллюстраций гравюр В. А. Фаворского к «Слову»-

Какие цвета позволяют художнику подчеркнуть рельефность изображения,

придают ему решительность?)

Разъяснение лексического

значения слов: усобицы, крамолы, боян и др.

1. Беседа по вопросам

сравнительного анализа

переводов плача

Ярославны, Жуковского

и Заболоцкого;

2. Комментированное

чтение отрывков

«Слова».

Беседа по вопросам):

- Какими вы

представляете себе

автора и его героев

Игоря, Всеволода,

Ярославну, Святослава?

- Ваше отношение к ним?

- Что оказалось для вас

самым интересным в

«Слове»?

- Чем отличается язык

«Слова» от того языка,

на котором мы говорим сегодня, через восемь столетий?

 

Жур. «Огонек» 1986 № 20; фото; церкви Покрова на Нерли;

Успенский собор во Владимире; Спас

Нерукотворный, Успение богоматери;

лик Марии из Устюжского Благовещения; грамзапись

оперы Бородина

«Князь Игорь»;

иллюстрации Фаворского В.А. переводы

плача Ярославны,

сделанные Жуковским и Заболоцким.

Фаворский В.А. Рассказы художника -

гравера (Глава «Как

я иллюстрировал

«Слово о полку

Игореве»). -М„ 1965

(Д/з на этот урок):

1. Сравнить иллюстрации лика Марии

из «Устюжского

Благовещения» (ХII в., Третьяковская

галерея) с иллюстрацией Ярославны

и выявить наиболее

соответствующий

образ образу Ярославны в «Слове о

полку Игореве».

2. Сравнить "Слово о полку Игореве» с

«Витязем в тигровой

Шкуре» Ш. Руставелли и подумать, что

роднит и отличает

эти произведения.

3. Выберите для выразительного чтения один из поэтических отрывков;

выучите его

наизусть

 

1

2

3

4

5

6

7

8

2

Искусство классицизма

Э: «Будь иль в трагедии,

в эклоге иль в балладе,//

Но рифма не должна со

смыслом жить в разладе;// Меж ними ссоры нет и не идет борьба;//

Он - властелин ее, она -

его раба». Буало

С: Вступит, слово учителя о классицизме; сообщения учащихся;

беседа; написание

сочинения - миниатюры;

просмотр иллюстраций.

Заинтересовать

учащихся характерными чертами классицизма,

а также показать

особенности и

своеобразие русского классицизма, отличающегося от европейского во-первых,

неразрывной

связью с пред-

шествующей национальной традицией; во-вторых, связью с

устным народным творчеством; в-третьих,

обращением поэтов чаще всего к

материалам отечественной истории вместо обращения к античности в европейском классицизме.

С историей:

Общественная и

культурная

жизнь России в

период

становления

классических

традиций

1. Слово учителя.

2, Беседа (после чтения отрывков «Оды на день восшествия на

престол императрицы Елизаветы Петровны»):

- Проследите движение поэтических тем в оде

1747 г. Как поэт осуществляет логические переходы от одной

темы к другой?

- Что означают собственные

имена в оде Ломоносова:

Зефир, Марс, Нептун?

-Назовите «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», рожденных Российской землей?»

3. Беседа (после чтения стихотворения

Державина "Властителям и судьям")

- Стихотворение (сатира) Державина и ода Ломоносова, в отличие и сходство?

- В чем по мнению Державина

долг и призвание человека-

гражданина?

- В каком значении воспринимается образ «всевышнего бога"»?

4.Написание сочинения-миниатюры «Самое интересное произведение эпохи классицизма»- на

заключительном этапе урока.

Повторение и

закрепление:

трагедия,

эклог,

баллада,

рифма.

 

Иллюстрации

нескольких картин

из собраний

Государственного

эрмитажа: Клод

Лоррен. «Утро в

Гавани»(1650),

«Полдень»(1651),

Никола Пуссен.

«Танкред и

Эрминия»(1625-1627) Портреты

Екатерины II работы

Левицкого и

Рокотова.

Сборники

произведений

Ломоносова и

Державина.

Пигарев К. Русская

литература и изобразительное

искусство (ХVIII-

первая четверть

ХIX века).

Сравнить и выявить

схожие и

отличительные

черты од

Ломоносова и

Державина с

классическим

портретом,

пользуясь книгой

Пигорева К.

Русская

литература и

изобразительна

искусство.

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

3

1 Русский сентиментализм.

С: прослушивание

«Вальса-фантазии»

Глинки, чтение стихотворения

А.А.Ахматовой учителем

наизусть; слово учителя об эпохе русского

сентиментализма;

просматривание

иллюстраций

художников;

Э: «Мой друг,

существенность бедна: играй в душе своей мечтам» Карамзин

Довести до

Сознания учеников, что в русской

литературе

сентиментализм

не получил широкого

развития, но в прозе

Карамзина,

стихах молодого

Карамзина,

стихах молодого

Жуковского,

даже в

художественной

манере Радищева

сентиментализм

ярко выражен,

что дает право

говорить о

высочайшей

роли этого

направления в

культурной

жизни России.

С историей:

общественная и

культурная жизнь

России при

возникновении

сентиментализма в

поэзии, живописи и

музыке;

Попутное повторение:

-Чем сентиментализм

отмечается от

классицизма?

- с музыкой: Влияет ли время на

композитора,

определяет ли время

характер его музыки?

1 .Беседа по вопросам,

выясняющим

восприятие «Вальса»

Глинки;

2. Чтение стихотворений

подготовленными учащимися:

Размышление «Клио»,

Вера Каллиопы, «Отдых Талии»"

Повторение и

закрепление

понятий жанров

сентиментализма

путешествия,

письма,

дневники,

мемуары,

элегии, повести

и романы.

Грамзапись «Вальса

-фантазии»,

«Павловский вальс»

Глинки, сборник

стихов Ахматовой;

музыка Гайдна;

портрет Екатерины

Арсеньевой кисти

В.Боровиковского

(1790-е г.)

Грамзапись: Дуэт

Лизы и Полины.

«Пиковая дама»,

Моцарт «Маленькая

ночная серенада».

1. Русский

сентиметалист

Карамзин выдвинул

принцип: «Писать,

как говорят, и

говорить, как

пишут». В чем

смысл этого

принципа и какова

его роль и значение

для всей русской

сентиментальной

поэзии?

2. Подготовленные сообщения

(индивид.задание) о А.А. Дельвиге,

В.К.Кюхельбекере,

Н.Языкове).

О музыке I половины ХIХ века и развитии

живописи нач. ХIХ

века.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

4

Романтизм и русские романтики (1810-1830 г)

в живописи, музыке и литературе:

О.Кипренский,

А.А. Дельвиг, Н.Языков,

В.К.Кюхельбекер,

М. И. Глинка)

Э: «Друзья мои,

прекрасен наш союз»

Пушкин А. С.

Вступительное слово учителя о романт. направлении,

С: Сообщения уч-ся о романтиках художниках,

музыкантах и поэтах;

обсуждение сообщений,

слушание музыки,

рассматривание репродукций художников

Заинтересованность учащихся

особенностями

романтического

мировоззрения,

господствовавшими в живописи,

музыке и поэзии

1810-1830 г.,

показать великое

талантливое

содружество

романтиков этого

периода и своеобразие

каждого в

отдельности

С историей: культурная жизнь России

1/3 ХIХ в (на этапе

вступ. слово уч-ля)

С живописью:

Изучение теорет. понятия -

пленэрная живопись.

С музыкой: изучение

теорет. понятий -

романс, камерная

музыка, тенор,

композитор.

Попутное повторение:

Какие настроения

особенно характерны

для эпохи

сентиментализма?

1 .Сообщения уч-ся о романтиках- художниках

2. Обсуждение сообщений уч-ся в форме беседы.

3. Беседы по вопросам,

выясняющим восприятие музыкального произведения:

Что вы услышали в этом произведении?

- Какие чувства волновали автора?

4. Чтение стихотворений учащихся

Повторение и

закрепление

понятий рифма,

жанр.

Сборник со стихами

Н.М.Языкова, Дельвига, Кюкельбекера.

(Учебная хрестоматия Русская лит-ра

ХIХ в. часть 2 М.,

1995)

пластинки: романс «Соловей», песня «Наяву и в сладком сне...»

портреты Алябьева,

Варламова, Кипрежного, Щедрина, Языкова, Дельвига

Репродукции

пейзажей

С.Ф.Щедрина

Новый Рим. Замок св.Ангела (1824);

пейзажа Терраса на

берегу моря (1825);

Портреты

Кипренского,

Портрет

Е.В.Давыдова

(1809), портрет

А.С.Пушкина (1827)

1. Подберите и

Выпишите «крылатые строки» в стихотворениях

поэтов пушкинской поры:

В.А.Жуковского,

К.Ф.Рылеева,

Д.В.Давыдова,

И.И.Козлова,

Е.А.Баратынского,

П.А.Вяземского,

А.И.Одоевского и

А.С.Пушкина.

2.Подготовленныесообщения

(индив. задание):

а) любимые строки

лирики Пушкина.

б) Чему учит поэзия А.С.Пушкина.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

5

Т.Лирика Пушкина и

русский романс.

Э: Есть гармония -

музыка и поэзия.

С: вступительное слово учителя о жанрах

музыкально-

поэтического творчества

I половины Х1Хв.;

беседа; прослушивание

песни; чтение учителем

«Элегии» А.С.Пушкина

«Книга наизусть»;

сообщения уч-ся.

Заинтересовать

уч-ся личностью

поэта,

познакомить с

основными

направлениями в поэзии

А.С.Пушкина,

показать, что

поэт в своих

стихах предстоит

как истинный

поэт - романтик

С историей:

Культурная жизнь

России I пол. ХIХ в. в связи творчеством

А.С. Пушкина и

народно-поэтическим творчеством (вступительное слово учителя);

С музыкой: - Как вы

думаете, как люди

живут без музыки?

- Неужели они не

чувствуют ее красоту?

- Какое значение

может иметь музыка

в жизни человека?

- Назовите три романса на одни и те же слова?

Беседа по вопросам

(после чтения стихотворения

«Элегия». Почему поэт

поставил рядом слова

«мыслить» и «страдать»?

Случайно ли, что сначала стоит «мыслить», а

потом «страдать»?

О любви автор упомянул в самом конце, значит ли это, что любовь для него на последнем месте?

Беседа по вопросам,

выявляющим

восприятие романсов:

-Что общее в этих

романсах и в чем

отличие?

- Как вы сформулируете

разницу в мироощущении Пушкина и Лермонтова?

-Кого предпочитает

каждый из вас?

-Какой романс

соответствует больше

мысли и настроению

стиха?

Чтение стихов

А.С.Пушкина

учащимися.

Повторение и

закрепление

понятий -

песня, романс,

баллада

Введение

нового понятия

- «вольная

песня»,

мироощущение

Портрет

А.С.Пушкина;

сборник стихов

Пушкина

Сборник «Русские

песни и романсы»

М., «Худ. лит-ра»,

1989.

Прослушивание

«вольной песни»

А.С.Пушкина «Узник»

Прослушивание

двух романсов: один на слова Пушкина,

другой на слова

Лермонтова -

романс Алябьева «Я вас любил: любовь еще быть может...»с Глазунова

«Когда печаль

Слезой невольной.,.» (из

музыки к драме

М.Ю.Лермонтова

«Маскарад»)

1. Как известно,

Чайковский не

писал романсы на

стихи Пушкина (не

считая одного

единственного) Чем вы объясните это явление? Что это за романс?

2.(индив. задание)

Подготовить

творческие работы:

Сходство и

различие лирики

Пушкина и

Лермонтова. Каким я вижу

М.Ю.Лермонтова в

его лирических

стихотворениях?

Мятежный дух

лирики

М.Ю.Лермонтова.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

6

Т: Поэзия Лермонтова в русской литературе

Э: «А он, мятежный,

просит бури, Как будто в бурях есть покой!»

С: Вступительное слово учителя о поэте; беседа; сообщения уч-ся.

Заинтересованность учащихся

личностью поэта,

вспомнить

известные

поэтические

произведения,

созданные

Лермонтовым в

период 2

половины 1820-

1830-х годов,

определить

главную тему

творчества поэта

и выявить

жанровый

репертуар поэта

в этот период.

Попутное повторение:

Как вам кажется,

понимаете ли вы

поэзию А.С.Пушкина?

Какие его стихи

хочется

перечитывать много

раз? Пушкин и

Лермонтов: Какие

страницы их

произведений вам

кажутся близкими, а в каких - больше

различия, чем

сходства?

С историей: Москва

конца 20-х годов ХIX столетия.

1 .Чтение стихов

М.Ю.Лермонтова

учащимися.

2. Сообщения уч-ся на темы:

а) Каким я вижу

М.Ю.Лермонтова в его лирических стихотворениях?

б) Мятежный дух лирики М.Ю.Лермонтова.

в) Сходство и различие лирики Пушкина и

Лермонтова.

3. Беседа (после чтения стихов):

-Чем вам интересна

поэзия

М.Ю.Лермонтова?

-Какие стихотворения вы прочитали дома (кроме программных)?

-Какие мысли и чувства пробудили они у вас?

-Какие стихи

положенные на музыку вам известны?

Повторение и

закрепление

понятий:

строфа, эпитет,

метафора,

сравнение.

1. Портрет М.Ю.

Лермонтова

2. Сборник

стихов поэта

З.Набор открыток

«Лермонтовские места»

Напишите анализ лирического стихотворения на тему: «Стихотворения М.Ю. Лермонтова,

которое мне нравится» по опорным вопросам:

1) Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его

волновало в годы создания произведения, расскажите о месте, времени, истории

написания стихотворения,

об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.

2) Раскройте тему, идею, композицию, строфику стихотворения.

3) Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие строки показались наиболее значительными и почему?

4) Излагая содержание каждой части стихотворения (лучше всего делать это близко к тексту, цитируя), покажите

мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя.

5) Какие средства поэтического языка использует автор для создания чувств и

мыслей своих персонажей.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

7

Т: Гоголь и Щепкин

Э: «Безумец!... Ты забыл, что время,// Как шквал, рвет жизни паруса...»

С: Вступ. слово учителя о

взаимоотношениях

Гоголя и Щепкина;

беседа; сообщение учащегося о С.М.Щепкине, чтение

отрывков из переписки

актера с писателем.

Заинтересовать

учащихся прочными

дружескими

отношениями

между

писателем и

артистом,

показать что и

Гоголь и Щепкин

делами одно

общее великое

дело-

закладывали

каждый в своей

области, основы

«натуральной

школы"» — школы

критического

реализма.

С историей:

взаимоотношения

Щепкина с

декабристами;

С театр. искусством:

роль М.С.Щепкина в театре и значение его деятельности для будущих актеров;

Связь М.С.Щепкина с Ярославским

драматическим

театром

им.Ф.Г.Волкова

1 .Чтение уч-ся отрывков

из переписки

М.С.Щепкина с

Н. В. Гоголем (Н.В.Гоголь-

М.С. Щепкину 1836,

Апреля 29) и (Гоголь -

М.С.Щепкину, 1836, Мая

10).

Повторение и

закрепление

понятий:

сатира, ирония,

юмор.

1. Портрет Н. В.

Гоголя и портрет

М.С.Щепкина

иллюстрация.

2. Сборник

«Рассказы о русских актерах». М., «Искусство», 1989

3. Иллюстрация

эпизода из

спектакля «Ревизор»

(М.С.Щепкин в роли городничего).

4. Афиши спектакля

«Ревизор» с

участием

М.С.Щепкина

Напишите

сочинение -

миниатюру Щепкин

и Гоголь; дружба и

сотрудничество

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.