Статья «Читаем по методике Н. Зайцева»
Гармоничное развитие ребенка с самого раннего возраста — залог его успешного развития. По мнению современных педагогов, чем раньше и лучше ребенок научится читать, тем проще ему будет освоить новые науки, получить знания из книг, быть лучшим учеником на занятиях в детском саду и школе. В качестве обоснования своим доводам они утверждают, что умение читать это не конечная цель, а лишь инструмент, позволяющий ребенку найти дорогу к дальнейшему развитию.
В качестве одной из наиболее эффективных образовательных систем, разработанных с целью обучения детей чтению, зарекомендовала себя методика обучения Н. Зайцева. Действуя под лозунгом «Не учиться, а играть!», она показывает высокие результаты, проверенные годами педагогической практики. Именно тесная связь с игрой и стала мотивом выбора данной методики для углубленного изучения.
Работа в этом направлении продолжается уже нсколько лет. За это время изучена методическая литература, написанная самим автором, изучен опыт коллег, работающих в данном направлении, пройдены курсы повышения квалификации, прослушаны вебинары. Все это позволило пополнить багаж теоретических знаний и начать внедрение их в педагогическую практику.
Нам, педагогам, как никому известно, что интеллектуальное развитие стимулируется засчет грамотно организованной предметно – пространственной среды. Поэтому, как только кубики попали в группу, дети к ним сразу проявили интерес.
Стоит отметить, что учиться читать с кубиками детям очень понравилось. Причина таится в том, что в основе процесса обучения лежит игра. Учитывая то, что это ведущий вид деятельности дошкольников, удалось привлечь внимание даже самых нерасторопных и малоактивных детей. Игра имеет мощнейшую обучающую и развивающую силу, она интригует, мобилизует, заставляет действовать. Играя, дети стремятся как можно быстрее выполнить задание и даже помочь сверстнику, если понадобится.
Особое внимание в методике уделяется пению. Опыт подтвердил, что так обучение идет намного успешнее, быстрее, веселее. Все хлопают, пританцовывают. Положительные эмоции являются гарантом того, что материал будет усвоен.
Процесс пропевания не занимает много времени, но в то же время очень многое даёт, представляя собой прекрасную фонетическую разминку. Кроме того, его регулярное применение позволяет исправить и некоторые речевые недостатки. Можно тренировать внимание детей, делая паузы, петь тихо или громко, быстро или медленно. Запоминание складов через песенки проходит на удивление быстро.
Важным моментом, ставшим гарантом высоких результатов, стала интеграция работы с кубиками в разные виды детской деятельности. Постоянные активные игры со складовыми картинками привели к тому, что у детей повысилась двигательная активность, появилась открытость в общении.
При разучивании стихов дети выкладывают из кубиков название произведения и имя поэта. Во время рисования, конструирования, аппликации, лепки - пишем по таблице или выкладываем из кубиков тему. Занимаясь математикой, выкладываем время суток, день недели, названия геометрических форм. Смена видов деятельности во время занятий позволяет постоянно поддерживать интерес к обучению. И это дало свои результаты: дети без труда читают слова, самостоятельно пишут указкой по таблице, правильно расставляют ударение и знаки препинания.
Исходя из личного опыта, считаю, что это пособие заслуживает должного внимания со стороны специалистов дошкольного образования и имеет право на применение ими в педагогической практике.