Конспект логопедического занятия в ДОУ «Дифференциация звуков Ж - Ш»
Конспект логопедического занятия в ДОУ
I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) |
||
1 |
Доминирующая образовательная область |
Речевое развитие |
2 |
Вид деятельности детей |
Игровая, коммуникативная |
II. Методическая информация |
||
1 |
Тема образовательной деятельности |
Дифференциация звуков Ж - Ш |
2 |
Методы и приемы реализации содержания занятия |
Практические методы; Наглядные, игровые приёмы. |
3 |
Интеграция образовательных областей |
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. При речевом развитии соответствующем возрасту детям легче вступать в контакт со своими сверстниками, взрослыми. Обогащается словарный запас детей, развиваются функции словообразования, словоизменения. Дети лучше усваивают полученную информацию, воспроизводят её. Повышается уровень игровой деятельности, социальная адаптация в обществе. |
4 |
Возрастная группа |
6-7 лет |
5 |
Цель |
Создание условий для развития у детей умения дифференцировать звуки Ж - Ш |
6 |
Задачи |
Обучающие: Развивать фонематический слух; Закреплять правильное звукопроизношение; Уточнять навыки фонематического анализа и синтеза. Развивающие: Развивать память, слуховое и зрительное внимание; Формировать навык саморегуляции. Воспитательные: Закреплять навык внимательно слушать взрослого; Способствовать проявлению положительных эмоций; Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками. |
7 |
Планируемые результаты |
У детей сформировано умение правильно произносить звуки Ж - Ш в словах. Дети способны самостоятельно определить место звука в слове, различать звуки на слух. Дети испытывают потребность произносить звуки правильно |
8 |
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) |
Компьютер, интерактивная доска, видео-ролик из мультика «Простоквашино», 2 конверта с надписью, слайды (Картинки: Почтальон Печкин, 2 конверта с картинками, 2 почтовых ящика, изображения предметов, в названии которых есть звук ж, звук ш, изображение жука, изображение вилы, ребусы), стенд Город Звуков, шнурочки, фланелеграф с картинками (ромашки, жук, змея), счётные палочки, листочки с заданиями, карандаши, индивидуальные доски (ламинированные таблички для записи слов и звукового анализа) для работы, фломастеры, подставочки с квадратиками (синие, зелёные, красные) для звукового анализа слов, печатки. |
9 |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты |
Постановка звуков Ш, Ж. Развитие функций словообразования, словоизменения, фонематической системы языка, посредством логопедических игр, с предметными картинками. Проведены занятия по теме: Звук и буква «Ж», Звук и буква «Ш». |
Конспект занятия (образовательной деятельности) |
||
I Вводная часть: |
||
Введение в тему (создание проблемной ситуации) |
Приветствие детей. Демонстрация видео-отрывка из мультика «Простоквашино» с Почтальоном Печкиным. Акцентирование внимания на работнике почты, Почтальоне, который мог принести письмо, посылку или телеграмму. |
|
Мотивация деятельности детей |
Герой не может разобрать 2 синих конверта, какую марку прикрепить и в какой почтовый ящик опустить, так как не знает, кому они адресованны. |
|
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
Мы должны помочь Почтальону, прикрепить соответствующие марки-буквы к конвертам и определить адресата. |
|
II Основная часть: |
||
Актуализация ранее приобретенных знаний |
1. «Марки-буквы». Назвав картинки, изображенные на конвертах, правильно произнося слова со звуками Ш – конверт 1, Ж – конверт 2 (какой звук повторяется во всех словах на первом конверте и на втором конверте). 2. «Шипим-жужжим». Дать характеристику звукам «ш», «ж», со зрительной опорой на интерактивную доску и стенд город звуков (картинки жук жужжит и змея шипит) и с использованием шнурочков (звук согласный, парный, звонкий/глухой, всегда твёрдый). 3. «Поймай слог». Среди других слогов услышать слог со звуком Ж/Ш и хлопнуть в ладошки. (дети не видят артикуляцию произносимых слогов, только слушают: ба, за, жу, ир, аш, аж… ). 4. «Чтение слогов». На фланелеграфе есть изображения: 6 ромашек, в серединке буква (а, о, у, э, ы, и), изображение жука, в серединке буква ж, изображение змеи, в серединке буква ш. Жук летит к цветку (жа, жу…), улетает с цветка (аж, ож). Змея ползёт (шо, шэ…) к цветку и уползает от цветка. |
|
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
5. «Игра наоборот». На слух поменять буквы ш-ж. Ша-Жа, Уж-Уш….. 6. «Почтовые ящики». Определить в какой почтовый ящик опустим письма, с опорой на интерактивную доску. Конверты с изображением картинок со звуками ж, ш, в соответствующие почтовые ящики. 7. Физминутка «Покажи, что я назову». Взрослый объясняет правила игры 1 раз и затем дети стоя выполняют задание. Дети должны внимательно слушать скороговорку, после которой взрослый назовёт предмет, находящийся в помещении, дети должны показать этот предмет только после хлопка в ладоши взрослого. (Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день. Потолок …… хлопок, дети показывают, где находится потолок только после хлопка). 8. «Работа с буквами». Активизировать в памяти детей стишки на соответствующие буквы и выложить изображение букв из счётных палочек. «Эта буква широка и похожа на жука» (Ж) «Шура сено ворошил, вилы в сене позабыл» (Ш) 9. «Буквы-озорницы». Буква Ж играет в прятки, найти и обвести в кружок только буквы «Ж» среди других букв. Буква Ш играет, то на левый бок приляжет, то на правый, найти и подчеркнуть только правильно написанную букву Ш. |
|
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
10. «Схема слова». Буквы убежали из слов. Надо вернуть букву на место, прочитать слово, выделить место звука в слове (первый, последний, в середине слова), составить звуковую схему слова (. ар – шар…). 11. «Ребусы». На доске появляются ребусы. Разгадать слова, прочитать, записать их фломастером на индивидуальной доске, выделить буквы ш, ж. |
|
III Заключительная часть: |
||
Анализ и самоанализ деятельности детей |
Вспомнить, кому мы сегодня помогали? Зачем мы это делали? Что позволило нам помочь гостю? Взрослому необходимо продемонстрировать детям конверты, на которых мелкими буквами написан адресат писем «Будущим школьникам» и подвести детей к тому, чтобы они догадались, что письмо было адресовано им. Самооценка деятельности детей на занятии (печатка на конверт, который принёс гость). |
|
Дальнейшая разработка темы Детский сад |
||
Указывается содержание работы для закрепления темы для воспитателей (логочас) |
Лист с заданием из рабочей тетради Дифференциация Ж-Ш. Соединить картинки с соответствующими буквами (есть ли звук ж или ш в слове). |
Сидорова Зоя Григорьевна
Шабанова Алёна
Тихомирова Екатерина Витальевна
Бабченкова Оксана Алексеевна
Шабанова Алёна