Дифференцированный подход на уроках русского языка как средство формирования учебной мотивации учащихся 3 класса

1
0
Материал опубликован 27 November 2024


Дифференцированный подход на уроках русского языка как средство формирования учебной мотивации учащихся 3 класса

Иванец Анастасия Андреевна – студентка 4 курса специальности «Преподавание в начальных классах» колледжа ГАПОУ СО «НТПК №1».

Аннотация: в статье представлено определение необходимости применения на уроках русского языка дифференцированного подхода как средства формирования учебной мотивации младших школьников. Диагностика Н. Г. Лускановой «Учебная мотивация младших школьников» помогла выявить уровень учебной мотивации в 3 классе, и в связи с этим, подобрать рекомендации для повышения учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка.

Ключевые слова: Учебная мотивация, дифференцированный подход, жизненные установки, личностные характеристики, разноуровневые задания.

Современные педагоги и психологи подчеркивают важность наличия учебной мотивации у обучающихся, чтобы учение воспринималось ими как радость, а не только как обязанность. В обновленном ФГОС НОО названы ценности научного познания, включая познавательные интересы и самостоятельность в обучении. Мотивация, как динамический процесс, определяет направленность и активность поведения. Разные авторы дают разные определения мотивации, но все они сходятся на том, что это активные силы, определяющие поведение. Учебная мотивация – это частный вид мотивации, образуемый системой мотивов, включая потребность в учении, цели и интерес. Эффективность учебной деятельности зависит от мотивов младших школьников, которые должны формироваться учителем. Мотивы делятся на познавательные и социальные. Социальные мотивы формируются родителями, в то время как познавательные – в процессе обучения. [1, с. 53] Структура учебной мотивации включает побуждающие, перспективно-побуждающие и интеллектуально-побуждающие мотивы. Мотивация побуждает, направляет и организует деятельность человека. [2, с.48]

Для формирования учебной мотивации у школьников необходима целенаправленная работа. Учебные мотивы развиваются в процессе активного освоения учебной деятельности и определяются такими факторами, как характер учебной деятельности, смысл учения, зрелость целей и эмоциональные особенности. Школьники имеют различные потребности: познания, самовыражения, самооценки, социальных связей, безопасности и физиологические потребности. Основные мотивы к обучению включают саморазвитие, достижения, профессиональное самоопределение, коммуникацию и эмоциональное удовлетворение.

Особенности мотивации младших школьников: нестабильность мотивов, недостаточная осознанность и ограниченность в предметах. Для повышения учебной мотивации важно учитывать возрастные изменения. Условия формирования мотивации:

развитие самостоятельности,

минимизация внешнего контроля,

соответствие учебных задач интересам учеников,

занимательность и оригинальность материала.

Это значительно влияет на внутреннюю мотивацию и готовность к учебной деятельности.

Изучение русского языка в начальной школе играет важную роль в социализации обучающихся, формируя межличностное взаимодействие и способствуя самовыражению. Успешное овладение языком помогает развитию личностных результатов, таких как познавательные интересы и самостоятельность. Однако дети усваивают знания по-разному, поэтому необходим дифференцированный подход к обучению. ФГОС НОО предполагает организацию образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что включает их деление на группы по успеваемости, образовательным потребностям и другим факторам. [4]



Дифференцированное обучение — это способ повышения учебной мотивации за счет учета индивидуальных различий учащихся. По Л.С. Выготскому, можно выделить три уровня обучаемости: низкий, средний и высокий, каждый из которых требует разных подходов к обучению. Методические рекомендации по русскому языку подчеркивают необходимость дифференцированного подхода для успешного освоения программы, учитывая уникальность каждого класса и вариативность в тематическом планировании. Выделение направлений дифференцированной работы является важным для эффективного обучения.[3, с.3]

Для определения уровня учебной мотивации младших школьников была проведена диагностика в 3 классе на базе МАОУ СОШ №30 г. Нижний Тагил, в которой участвовали 20 учащихся. Использовалась методика «Учебная мотивация школьников» Н. Г. Лускановой. Цель исследования : выявление уровня мотивации и отношения детей к школе через эмоциональное реагирование.

Анкета состояла из 5 вопросов, на которые учащиеся выбирали варианты ответов с оценкой в баллах. Результаты распределились следующим образом: высокий уровень мотивации – 10% (2 ученика), хороший уровень – 30% (6 учеников), низкий уровень – 60% (12 учеников). Ученики с высоким уровнем имеют познавательный мотив и ответственность, с хорошим уровнем успешно справляются с учебной деятельностью, а дети с низким уровнем испытывают трудности, посещают школу неохотно и занимаются посторонними делами. Данная проблема снижения мотивации характерна не только для указанного класса, но и для учащихся 3-4 классов.

На основе данных результатов были разработаны рекомендации учителям, работающим в классе, направленные на повышение уровня учебной мотивации младших школьников:

Мотивировать учащихся к активной учебной деятельности.

Осуществлять постоянную обратную связь, обращаясь к каждому ученику.

Оценивать учащихся не за отдельный ответ, а за несколько на разных этапах урока (поурочный балл).

Интегрировать знания, связывая темы одного предмета с другими дисциплинами.

Создавать положительный эмоциональный настрой через доброжелательную атмосферу и яркую речь.

Использовать занимательные методы, включая музыку, игры и юмор.

Включать учащихся в коллективную деятельность через групповые задания и взаимопомощь.

Выяснить причины низкой мотивации с помощью психолога и работать с проблемами.

Создавать атмосферу энтузиазма и веры в свои силы.

Использовать игры, особенно ролевые, для активизации учебного процесса.

Внедрять дифференцированный подход для повышения мотивации и личностной реализации учащихся, что создаст благоприятный психологический климат в классе.

Использование данных рекомендаций в деятельности учителя позволят осуществлять возможности дифференциации и оптимизации учебного процесса.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Проблема активизации деятельности обучающихся на уроках русского языка была и остается одной из самых актуальных, так как русский язык является одним из сложных предметов.

Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Главная задача мотивации – организация такой учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Поэтому так важно создавать для школьника ситуации успеха, уделять внимание организации целенаправленной учебной деятельности.

Эффективным средством формирования учебной мотивации младших школьников является дифференцированный подход. Он предполагает использование на уроках и в домашней работе разноуровневых заданий, которые составляются учителем с учетом знаний и способностей детей. Такие задания должны быть доступны детям разного уровня подготовки, иначе может получиться так, что один ребенок будет усваивать программный материал легко, без затруднений, а другой – затрачивать все силы на постижение достаточно трудного для него материала. При этом у одного ребенка не найдется желания применить свои способности и тренировать себя на трудном для него материале, а у другого разовьется чувство неуверенности в своих силах. И в том и в другом случае у учащихся угаснет интерес к обучению. Дифференцированный подход позволяет сделать учебный процесс более плодотворным, результативным и интересным.

Список литературы

Ильин Д.Л. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: 2003. - 512 с.

Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. Москва: Просвещение, 1999. - 96с.

Русский язык. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя / Кузнецова М. И., Виноградова Н. Ф.; под ред. Н. Ф. Виноградовой. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. -47 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31. 05. 2021 г., № 286. – URL: https://docs.cntd.ru/document/607175842




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации