12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Едунова Любовь Михайловна2736
Россия, Рязанская обл., Скопин

Доклад «Как мы обучаем других и учимся сами»

        Учитель, педагог, преподаватель – все они обучают нас в школах, училищах, университетах. Все они хотят донести до нас те знания, которые почерпнули в книгах, усвоили на личном опыте. Но только ли через учителей человек приобретает знания, учится? Нет, не только. В каждом из нас, так или иначе, живёт учитель. Плохой он или хороший, добрый или злой -      судить не нам, а людям, с которыми мы общаемся. Именно такие люди порой идут к нам за помощью, и часто мы не просто выслушиваем их, а даём советы в надежде на то, что эти советы помогут. Таким образом, мы как бы начинаем учить людей. Чему? Да чему угодно – как общаться, как уладить конфликт, как научиться знакомиться и т.д.

        Это же самое делает психолог. Он тоже в какой – то степени учитель. Цель психолога – выслушать человека и подвести его к тому решению, которое уже сформировано в его бессознательном. Вот только сам человек этого решения не замечает. Подход психолога к проблемам клиентов похож на задушевные беседы, происходящие между людьми.

        Таким образом, мы часто выполняем и роль психолога, и роль учителя. Мы помогаем другим людям выбирать и действовать по своему усмотрению, обучаться новому поведению.

        Выслушивая какую – то проблему, пытаясь понять, как нужно действовать в данной ситуации, давая человеку советы, т.е. обучая его, как правильно поступить, мы сами учимся, раскрывая в себе что – то новое, узнавая о себе то, о чем раньше и не подозревали. Общаясь с людьми, мы слушаем о возникших трудностях на работе, о неурядицах в семье, о мучительных колебаниях в принятии решений, о трудностях в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.д. Из каждого такого разговора мы выносим что – то новое для себя.

      В процессе разговора, анализируя ситуацию собеседника, пытаясь её понять, мы  осознаем,  какое   поведение  даст  отрицательные  последствия, а

какое – положительные. То есть, говоря проще, мы учимся. Учимся правильно себя вести, разговаривать, находить конструктивные выходы из конфликтов. Конечно же, «правильно» в данном случае, с нашей точки зрения. Так как наше поведение для кого – то может показаться неуместным, в то же время для нас оно будет правильным.

        Но чему же мы можем научить, если по образованию многие из нас педагогами не являются? Дело в том, что стремление к обучению как бы заложено в нас изначально. Каждый ребёнок пытается научить чему – то того, кто младше его; каждый родитель учит своих детей; каждый пожилой человек в свою очередь пытается донести до молодых поколений истины, уже известные ему. Значит, в каком бы возрасте мы ни были,  так или иначе стремление к обучению в нас присутствует. А те люди, которые стали педагогами, отшлифовали в университетах способности, данные нам от природы.

        Все мы – дети своих родителей. А родительское воспитание – это тоже процесс обучения. Поэтому все мы начинаем учиться чему – то с раннего детства. Ещё, будучи ребёнком, каждый из нас слышал от мамы такие слова: «Не ешь снег – заболеешь» или «Маленьких нужно защищать». Так нас учили постигать этот мир.

        «Первый друг» в жизни мальчика – его отец. И именно у него он будет учиться, перенимать черты характера. Именно от того, как будет вести себя отец, зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Научится ли он быть уверенным в себе, энергичным, деловитым или же наоборот будет тихим и спокойным – зависит от того, как его воспитает отец, чему он научит своего малыша. «Первая подруга» в жизни девочки – её мать. Именно мать должна научить свою дочь женским чертам характера – мягкости, терпимости, доброте, способности  к  эмоциональной  поддержке  и сопереживанию.  Дети в  такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психосексуального развития.

         Первые пять лет играют определяющую роль в жизни ребёнка. Молодой организм растет и развивается. Здесь всё будет зависеть от того, какое воспитание он получит, научится ли и поймет ли нормы и ценности, принятые в окружающем его обществе. Ведь, так или иначе, ребёнку придется в этом обществе жить, работать, создавать семью.

        Если у мальчика нет отца, то можно наблюдать  развитие «женских» черт характера или, напротив, развитие «компенсаторной мужественности» (т.е. сочетание преувеличенно мужского поведения с зависимым характером). У девочки, лишившейся матери в ранние годы, можно наблюдать развитие черт мужественности. У таких детей не сформированы модели мужского или женского поведения. То есть родители противоположного пола не смогли научить своих детей вести себя в соответствии с их полом.

        В подростковом возрасте мы продолжаем обучаться. В процессе общения с подругами и друзьями мы узнаем, как следует вести себя так, чтобы нравиться людям, как нужно одеваться, разговаривать, поддерживать хорошие отношения. Уже в этом периоде многие девочки думают о своей будущей семье, о том, какая она будет. Ближе к восемнадцати годам с помощью родителей и других взрослых мы осваиваем приёмы общения с противоположным полом.

        Так незаметно вчерашние дети становятся будущими мамами и папами. С этого момента начинается ещё один этап обучения. Родители учат нас становиться взрослыми. Часто с их помощью мы выбираем спутника жизни, усваиваем правила поведения в семье, учимся воспитывать ребенка, находим подходящую работу. Всему этому нас учат люди старшего возраста. Потом и мы будем тому же обучать своих детей. Но так ли это легко – обучать кого – либо? Ведь если что – то  не  получится – обвинят  учителя. Именно  поэтому

многие стараются не давать советов, «не лезть в чужую жизнь». А ведь иногда очень важно услышать  мнение близкого человека по какому – либо вопросу, узнать, что думает он (она).

         Многие люди редко дают советы, редко стремятся обучить кого – то (особенно своих детей) правильному поведению. Из – за этого дети часто попадают в нелепые ситуации. Потом, конечно же, родитель сожалеет о допущенной ошибке, но ребёнку от этого не легче. Очень больно бывает смотреть в глаза ВИЧ – инфицированным подросткам, родители которых побоялись (или постеснялись) объяснить ребенку, какими противозачаточными средствами лучше пользоваться и как это правильнее делать. За такие ошибки в дальнейшем расплачиваются не только дети, но и мамы и папы, теряющие своих детей.

И вот у нас появляются свои дети. Такие же глупые, маленькие, растерянные, как и мы когда – то. Нам предстоит многому их научить, а самим постараться научиться у своих родителей тому, как воспитывать внуков, как сохранить семью, как любить и уважать своего мужа. В этом и заключается процесс обучения. Все мы чему – то учимся и обучаем других. И часто уже в процессе этого обучения узнаем что – то новое.

        Из всего этого напрашивается лишь один вывод: всё в природе взаимосвязано. Родители учат своих детей, но и они когда – то тоже были маленькими и учились у своих родителей. Так из поколения в поколение переходят знания, сохраняются ценности и правила, нормы общества. Нужно стараться помогать людям в решении их проблем хотя бы вовремя данным советом, следует стараться помогать своим детям в преодолении трудностей на их жизненном пути. 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.