Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я - Лидер»

5
6
Материал опубликован 5 April 2019 в группе

Управление образования администрации Вейделевского района

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Вейделевский районный Дом детского творчества»


 

Принята на заседании

Утверждаю:

педагогического совета

Директор МУ ДО «Вейделевский

от «31» августа 2018 г.

районный Дом детского творчества»

Протокол №1

______________ Г. А. Звычайная

 

Приказ от «31» августа 2018 г. №51


 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Социально-педагогической направленности

«Я - Лидер»

 

Возраст обучающихся: 13-17 лет

Срок реализации: 2 года

 

Авторы-составители:

Шумская Марина Александровна

педагог дополнительного образования,

Зюбан Оксана Сергеевна, методист

 

 

п. Вейделевка, 2018

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Я - лидер» социально-педагогической направленности, комплексная, общекультурная, экспериментальная.

 

Авторы-составители – Зюбан Оксана Сергеевна, МУ ДО «Вейделевский районный Дом детского творчества», Шумская Марина Александровна, педагог дополнительного образования МУ ДО «Вейделевский районный Дом детского творчества».

 

Год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 2018 г.

 

Программа рассмотрена и принята на заседании педагогического совета от «31» августа 2018 г., протокол №1.

 

Председатель педагогического совета ___________ / Г.А. Звычайная


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Комплекс основных характеристик программы 4
1.1. Пояснительная записка 4
1.2. Цель и задачи программы 6
1.3. Учебно-тематическое планирование 7
1.4. Содержание программы 8
1.5. Планируемые результаты 13
2. Комплекс организационно-педагогических условий 16
2.1. Условия реализации программы 16
2.2. Формы аттестации 16

2.3.

Оценочные материалы 17

2.4.

Методические материалы 17

2.5.

Список литературы 19

 

Приложение 21
 


 

Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я - лидер» социально-педагогической направленности. По уровню освоения программа общекультурная, по степени авторства – экспериментальная, по форме организации содержания и педагогической деятельности – комплексная, уровень сложности программного материала – базовый.

Программа составлена на основании действующего закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013 г. №1008, норм СанПин 2.4.4.3172-14, опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей и соответствует Уставу учреждения.

Актуальность программы.

В современном мире важными качествами человека стали социальная мобильность, коммуникабельность и конкурентоспособность. В связи с этим, одной из важнейших задач образовательно-воспитательного процесса в настоящее время стало развитие социальной активности обучающихся. Главная цель этого процесса – формирование гражданина, личности, способной не только полноценно жить в обществе, но и быть максимально ему полезным. Современная педагогическая практика опирается на личностно-ориентированное образование, с позиций которого ребенок рассматривается как субъект педагогического процесса, где наибольшее внимание уделяется созданию оптимальных условий для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности.

Со стороны государства на сегодняшний день развитию и поддержке лидерства уделяется особое внимание. Так, в созданном по инициативе президента РФ Путина В. В. образовательном центре «Сириус» г. Сочи, лидерство является одним из основных принципов. С 2018 года в стране стартовал Всероссийский конкурс «Лидеры России». Кроме того, созданная по указу президента РФ от 29 октября 2015 г. общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», стать членом которой может любой желающий в возрасте с 8 лет, предоставляет каждому ребенку условия для творческой самореализации, развития индивидуальности, личностного самоопределения, а также развития навыков работы в команде. Страна нуждается в новом поколении активистов, людей обладающих уверенностью в успехе, неординарным мышлением. Таким образом, подготовка лидеров, стимулирование их организаторской деятельности приобрела на сегодняшний день особую актуальность, большую социальную значимость.

Отличительные особенности программы и новизна программы. Типовой программы не существует. В результате анализа имеющихся в интернете программ и проработки литературы разработана данная программа. При разработке программы использованы теоретические и практические материалы известных психологов – Н. Р. Битяновой, Л. П. Пономоренко, Р. В. Белоусовой, М. Ю. Савченко.

Программа составлена с учетом особенностей организации, возможности обучения разновозрастного состава обучающихся, что и отличает ее от уже существующих программ. Обучение по данной программе не ограничивается учебными занятиями, рассчитано на творческую коллективную деятельность, организацию и участие в мероприятиях различной направленности (конкурсы, фестивали, акции, выставки и др.). Программа предоставляет возможность создания благоприятных условий для развития и поддержки лидерских качеств детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

В ходе составления программы учитывались следующие принципы: принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей, учет объема и степени разнообразия материала.

Педагогическая целесообразность программы. Данная программа нацелена на создание объединения обучающихся с творческим потенциалом, сплоченной инициативной команды, стремящейся к саморазвитию и самореализации, ориентирует на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Занятия способствуют социальной адаптации, целенаправленной организации свободного времени, позволяют создать условия для творческого самовыражения.

Адресат программы: обучающиеся 13-17 лет. Этот возраст приходится на подростковый (13-15 лет) и юношеский (16-17 лет).

Подростковый возраст – период количественного и качественного изменения психики и личности молодого человека. Он является этапом формирования самосознания и собственного мировоззрения, принятия значимых решений. Характерным новообразованием подростка является «чувство взрослости», а также развитие самооценки, осознание себя личностью, раскрытие своих возможностей. Завершается подготовка подростка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности, осознание самого себя и переоценка своих качеств. На формирование лидерских качеств оказывают большое влияние семья, сверстники, школа, СМИ и другие многие факторы. Также в подростковом возрасте возрастает потребность в общении со сверстниками, желание не быть как все. Это накладывает, определяет отпечаток на развитие лидерских качеств. Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.

Юношеский возраст характеризуется следующими признаками:

- имеют привлекательную, повзрослевшую внешность, формируются привычки, обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития;

- мышление достигает новых высот;

- характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы;

- любят дебаты и споры;

- их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений;

- они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе;

- их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик;

- хотят социального утверждения;

- более способны контролировать свои эмоции;

- устремленность в будущее, построение жизненных планов;

- растет желание помогать другим;

- в общении появляется потребность во внутренней близости и откровенности,  тайнах и секретах;

- потребность в неформальном, доверительном общении с взрослыми, устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 2 года обучения. Общий объем часов - 288 ч.

Форма обучения – очная.

Особенности образовательного процесса:

Количество обучающихся в группе 12-15 человек.

Состав группы - постоянный.

Набор в группу – свободный, по желанию обучающихся.

Режим занятий: количество учебных часов в год – 144 ч. Недельная нагрузка – 4 ч. По 2 занятия 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут. Количество учебных недель в год – 36. В рамках реализации программы могут осуществляться индивидуальные занятия с обучающимися.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы – создание условий для развития лидерских качеств и организаторских способностей, для реализации лидерского потенциала.

Задачи программы:

Личностные:

- создать условия для нравственного становления обучающихся, мотивации к социально-значимой деятельности;

- формировать культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания;

- содействовать формированию активной гражданской позиции обучающихся;

Метапредметные:

- развивать навыки организаторской деятельности; управленческой культуры, навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия;

- развивать аналитическое и критическое мышление, самооценку, творческие и интеллектуальные способности; эмоциональную устойчивость в сложных жизненных ситуациях, волю и настойчивость.

Образовательные (предметные):

- формировать лидерские и коммуникативные качества, способность к рефлексии, самооценке;

- обучить умению публичных выступлений, ораторскому искусству, навыкам делового общения, умению самостоятельно оценивать ситуацию, отстаивать собственную точку зрения;

- способствовать расширению интересов, увлечений детей с целью их личностного развития.

  1. Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Разделы программы

Всего

часов

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

1.

Вводные занятия

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство.

2

1

1

Беседа, анкетирование

2.

«Азбука лидера»

22

14

8

 

2.1

Портрет лидера.

6

4

2

Тестирование

2.2

Детское  и молодежное движение.

10

6

4

Викторина

2.3

Поговорим о самоуправлении.

6

4

2

Деловая игра

3.

«Лидер и команда»

20

8

12

 

3.1

Организаторская техника лидера.

10

4

6

Диагностика

3.2

Основные приемы формирования команды.

10

4

6

Тестирование, тренинг

4.

«Мастерство общения – секрет лидерства»

22

10

12

 

4.1

Психология общения.

8

3

5

Диагностика, тестирование

4.2

Навыки ораторского искусства.

8

4

4

Тренинг, публичное выступление

4.3

Конфликты и способы их преодоления

6

3

3

Разрешение конфликтных ситуаций, организация и проведение игры «Дебаты»

5.

«Виды деятельности лидера»

70

24

46

 

5.1

Игра - инструмент лидера.

28

8

20

Организация и проведение игр

5.2

Социальное проектирование.

24

10

14

Защита проекта

5.3

КТД.

18

6

12

Организация и проведение КТД

6.

«Здоровый образ жизни как ресурс лидера»

6

4

2

 

6.1

Составляющие ЗОЖ.

6

4

2

Викторина, защита рефератов

7.

Итоговое занятие

2

1

1

Итоговое тестирование

 

Содержание программы

1 год обучения

Вводное занятие

Теория: Знакомство с группой. Ознакомление с программой, темами, расписанием. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

Практика: Игры на знакомство («Снежный ком», «Я самый, самый»).

2. «Азбука лидера»

2.1. «Портрет лидера»

Теория: Понятия «лидер», «организатор», «руководитель». Типология лидерства. Формальный и неформальный лидер. Лидерские качества, наиболее часто, встречающиеся у успешных лидеров. Рейтинг качеств. Их роли. Специфические и общие качества лидера.

Практика: Тест по выявлению лидерских качеств «Я - лидер», работа с результатами теста. Составление рейтинга качеств лидера. Шифровка «ЛИДЕР». Составление портрета лидера. Творческая работа «Кто такие лидеры?». Тренинги "Маски", «Я для себя», «Я глазами друзей», «Я глазами мамы, папы», «Я глазами врагов», «Я глазами сверстников».

2.2. «Детское и молодежное движение».

Теория: понятие «общественное объединение», «общественная организация». Скаутское движение. Всесоюзная пионерская организация – история пионерии в истории страны. Детские организации Белгородской области. Знакомство с общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» («РДШ»).

Практика: Игры российских скаутов. Пионерские игры.

2.3. «Поговорим о самоуправлении»

Теория: Понятие самоуправления. Самоуправление в детских организациях и объединениях. Формы самоуправления. Школьное ученическое самоуправление.

Практика: Моделирование структуры органов самоуправления. Деловая игра.

3. «Лидер и команда».

3.1. «Организаторская техника лидера»

Теория: Организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности.

Практика: Тест по выявлению организаторских способностей. Игры на взаимодействие и сплочение. Игра «Организатор».

3.2. «Основные приемы формирования команды»

Теория: Понятие «команда». Основные приемы формирования команды. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и коллективов. Формальная и неформальная структуры коллектива, их взаимодействие.

Практика: Тренинг командообразования. Игры и упражнения на командообразование и доверие. Игры на сплочение команды. Практикум «Чемодан лидера».

4. «Мастерство общения – секрет лидерства».

4.1. «Психология общения»

Теория: Понятие «общение», «собеседник». Виды и функции общения. Вербальное и невербальное общение. Общение в группе. Как правильно вести беседу.

Практика: Игра «Поспорим с великим», практическая работа в группах. Игры на взаимодействие. Тест «Умею ли я общаться».

4.2. «Навыки ораторского искусства»

Теория: Особенности ораторского искусства. Сущность и основные этапы развития ораторского искусства, его место и значение в современном обществе. Личность оратора. Способности лектора: развитое произвольное внимание, быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация, хорошая память, сообразительность и др. Культура речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи. Структура выступления.

Практика: Тренинг «Как говорить. Как слушать». Публичное выступление. Мастерство ведения дискуссий, переговоров и презентаций. Круглый стол на заданную тему.

4.3. «Конфликты и способы их преодоления».

Теория: Понятие конфликта, виды конфликтов, пути их решения. Конфликт как столкновение темпераментов, мнений, интересов, позиций и т.п. Конфликты со сверстниками, с родителями, с учителями, их причины и возможности преодоления.

Практика: Проигрывание конфликтных ситуаций. Игры «Шляпа», «Пойми меня» и др. Тренинг «Мы вместе». Проведение дебатов, диспутов, пресс-конференций.

5. «Виды деятельности лидера»

5.1. «Игра - инструмент лидера».

Теория: Виды, типы игр, их значение. Методика проведения игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Классификация игр.

Практика: Практикум «Игры, в которые мы играем». Игры на знакомство, игры с залом, игры на выявление лидеров, игры на взаимодействие, игры на сплочение.

5.2. «Социальное проектирование».

Теория: Понятие проекта, специфика. Основные правила составления проектов, выбор темы, цель проекта, этапы реализации. Оформление работ. Разработка проекта. Презентация. Реализация. Подведение итогов.

Практика: Составление социального проекта, защита.

5.3. «КТД».

Теория: КТД как основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД. Виды КТД. Предварительная работа. Планирование. Подготовка. Проведение. Подведение итогов.

Практика: игры на сплочение. Разработка собственного КТД. Организация и проведение запланированного КТД. Рефлексия проведенного КТД. Способы исправления ошибок при дальнейшем планировании деятельности.

6. «Здоровый образ жизни как ресурс лидера»

6.1. «Составляющие ЗОЖ».

Теория: Составляющие ЗОЖ. Понятие «здоровый человек». Психическое, физическое, социальное здоровье. Формула здоровья. Режим дня. Вредные привычки. Питание. Система организации направления «ЗОЖ» в детской организации.

Практика: Составление рейтинга своих вредных привычек. Игра «Что такое здоровье?». Организация и проведение агитбригад, акций по пропаганде ЗОЖ.

7. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов за год.

Практика: Итоговое тестирование. Упражнение «Листок пожеланий».

 

Учебно-тематический план

2 год обучения

п/п

Разделы программы

Всего

часов

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

теория

практика

1.

Вводные занятия

Инструктаж по ТБ.

2

1

1

Беседа

2.

«Азбука лидера»

22

10

12

 

2.1

Портрет лидера.

6

2

4

Тест, создание коллективного портрета лидера

2.2

Детское и молодежное движение.

10

6

4

Викторина

2.3

Процесс и организация встречи (сбора, собрания).

6

2

4

Организация и проведение сбора

3.

«Лидер и команда»

14

4

10

 

3.1

Лидер и его команда. Формирование и сплочение коллектива.

14

4

10

Деловая игра

4.

«Виды деятельности лидера»

44

16

28

 

4.1

Игра - инструмент лидера.

22

8

14

Организация и проведение игр, игровых конкурсных программ

4.2

Социальное проектирование.

10

4

6

Защита проектов

4.3

Волонтерство.

12

4

8

Мозговой штурм, организация и проведение акции

5.

«Имею право!»

20

10

10

 

5.1

Права и свободы человека, сходства и различия.

10

6

4

Круглый стол, викторина

5.2

Сегодня – ученик, завтра – избиратель.

10

4

6

Анкетирование, деловая игра

6.

«Вожатское мастерство»

30

12

18

 

6.1

«Основы организаторской деятельности в лагере» или «Что должен знать начинающий вожатый».

12

6

6

Викторина

6.2

Формы работы вожатого.

18

6

12

Организация и проведение творческой мастерской, мастер-класса, разработка сценария квеста

7.

«Портфолио лидера»

10

4

6

Защита портфолио лидера

8.

Итоговое занятие

2

1

1

Смотр лидерских ЗУН, тест «Экзаменуем лидера»

ИТОГО

144 ч.

58

86

 

 

Содержание программы

2 год

Вводное занятие

Теория: Ознакомление с программой, темами, расписанием. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов.

Практика: Час дружеского общения. Ролевые игры «Здравствуй и прощай», «Давайте познакомимся». Деловые игры «Ассоциация», «Комплимент».

«Азбука лидера»

  1. «Портрет лидера».

Теория: Повторение основных понятий. Склонность лидеров к соперничеству, сотрудничеству, к компромиссам, умение избегать конфликтов, способность к адаптации к каждому члену коллектива в процессе совместной деятельности. Работа над результатами теста.

Практика: Составление коллажа о себе. Тест «Выбери шар». Тест «Лидер ли я?». Создание коллективного портрета лидера.

  1. «Детское и молодежное движение».

Теория: Правовые основы деятельности общественных объединений. Основные понятия детского и молодежного общественного движения. Различия между общественным объединением, органом ученического самоуправления и образовательным объединением.

Практика: Викторина «Моё детское объединение».

  1. «Процесс и организация встречи (сбора, собрания)».

Теория: Система организации встречи. Подготовка, процесс и содержание встречи. Проведение и завершение собрания. Обратная связь.

Практика: Организация и проведение сборов штаба «Лидер».

«Лидер и команда»

  1. «Лидер и его команда. Формирование и сплочение коллектива».

Теория: Пути сплочения коллектива. Цель коллектива. Перспектива роста. Климат в команде. Распределение ролей в команде.

Практика: Упражнения «Квадрат», «Коллаж», «Цепочка», «Комплимент», «Рыцарь, дракон, принцесса». Деловая игра «Необитаемый остров», «Кораблекрушение».

«Виды деятельности лидера»

  1. «Игра - инструмент лидера».

Теория: Возникновение и развитие игрового жанра. Классификация игр по возрасту, месту действия, содержанию, физической и интеллектуальной нагрузке. Функции игровой деятельности. Роль ведущего – организатора игрового действия. Народные игры (игры разных народов, русские народные игры). Игры с эстрады (правила проведения викторины, аукционы и игровые конкурсы).

Практика: Проигрывание народных игр. Разучивание детских потешек, скороговорок, считалок, загадок. Составление программы и организация конкурса «Самый умный». Шоу-программа «День …».
  1. «Социальное проектирование».

Теория: Выбор темы. Технология социального проектирования. Командный проект. Формирование команды, поиск партнеров. Умение планировать и реализовывать командой общий проект. Работа в группах. Оформление документации. Ошибки, допускаемые при создании проекта. Искусство самопрезентации.

Практика: Составление и защита проектов. Участие в акции «Я – гражданин России».

  1. «Волонтерство».

Теория: История становления и развития волонтерского движения. Содержание и направления деятельности. Волонтерское движение в Белгородской области. Планирование и подготовка волонтерской акции. Коллективный анализ проделанной работы, выработка плана дальнейших действий.

Практика: Идеи для разработки программы деятельности волонтёрской организации (отряда). Организация и проведение волонтёрских акций.

Блок «Имею право!»

  1. «Права и свободы человека, сходства и различия».

Теория: Классификация прав человека. Поколения прав человека. Коллективные и «солидарные права».

Практика: Круглый стол «Мир наших прав». Викторина «Знаешь ли ты?».

  1. «Сегодня - ученик, завтра - избиратель».

Теория: Демократические традиции в России. Понятие элективное право. Процесс и процедуры выборов, их соответствие историческим традициям страны.

Практика: Анкетирование. Деловая игра «Послание президенту».

«Вожатское мастерство»

  1. «Основы организаторской деятельности в лагере» или «Что должен знать начинающий вожатый».

Теория: Введение понятия «вожатый». Имидж современного вожатого. Кратко из истории профессии. Алгоритм успеха вожатого. Оформление отрядного уголка. Типы уголков, способы их оформления. Возможные рубрики. Чередование творческих поручений. Виды творческих поручений. Распределение обязанностей среди членов коллектива. Возрастные особенности детей. Особенности работы с детьми разного возраста.

Практика: Игра «Кто такой вожатый», «Ассоциация», «Это здорово», «Рекламное объявление». Командная игра «Каким должен быть отрядный уголок?». Творческая мастерская «Наш уголок». Разбор педагогических ситуаций «Взрослый – ребенок».

  1. Формы работы вожатого.

Теория: Разнообразие форм работы вожатого. Организация работы творческих площадок: участники площадок, временные рамки работы, подготовка раздаточных материалов. Технология проведения мастер-классов: история, понятие, разновидности. Танцевальные интерактивы: понятие, история возникновения, разновидности, участники. Современные командные игры: понятие «командная игра», история возникновения, современные виды командных игр, Квест-игра.

Практика: Работа творческой площадки «Наши таланты». Мастер-класс «Бумажная пластика». Разучивание танцевального интерактива «Новое поколение». Разработка сценария, организация и проведение квест-игры.

«Портфолио лидера»

Теория: Понятие термина «портфолио». Виды портфолио. Цель составления. Содержание, структура документа. Разновидности. Требования к портфолио, предъявляемого на конкурс.

Практика: подготовка собственного портфолио.

Итоговое занятие.

Теория: Подготовка к смотру лидерских знаний, умений и навыков.

Практика: Тест «Экзаменуем лидера».

 

 

  1. Планируемые результаты

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

- технологии игровой деятельности;

- основы общения;

- основы социального проектирования;

- правила оформления проектов;

- правила оформления презентаций;

- основы организаторской деятельности;

- методику работы над устным выступлением.

Обучающиеся должны уметь:

- регулировать свое внутреннее состояние;

- сотрудничать с каждым членом коллектива;

- владеть активными формами общения, навыками самооценки, анализа различных ситуаций;

- бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками;

- иметь навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

- иметь навыки командной творческой работы;

- иметь навыки публичного выступления.

Ожидаемый результат:

- Ребенок-лидер принимает свои сильные и слабые стороны, умело пользуется навыками самопрезентации, его уровень тревожности снижается.

- Ребенок-лидер осознает свою индивидуальность, у него повышается представление о собственной значимости, приобретает навыки уверенного поведения.

- У ребенка формируется устойчивая положительная самооценка.

В результате реализации данной программы у обучающихся формируются следующие ключевые навыки и умения:

- аналитические – умение мыслить критически, анализировать, оценивать информацию, систематизировать, обобщать, отбирать необходимую, делать выводы, собственные умозаключения;

- коммуникативные – умение работать в команде, общаться, решать коммуникативные проблемы;

- исследовательские – умение выделить проблему, найти способы и методы ее решения;

- проектировочные – умение планировать свою деятельность и деятельность команды, четко определять цель, выбирать механизмы ее достижения;

- рефлексивные – умение себя контролировать, заниматься саморазвитием, осуществлять самонаблюдение, самокоррекцию.

 

Диагностика сформированности компетентностей обучающихся

Сроки

Личностные компетенции

Метапредметные компетенции

Предметные компетенции

Формы контроля и оценки результатов

1-ый год обучения

- способность работать в группе;

- способность высказывать свое мнение;

- способность к самоконтролю и рефлексии;

- способность управлять своим эмоциональным состоянием.

- проявление организаторских способностей;

- умение успешно выполнять задания;

- умение своевременно разрешать конфликтные ситуации.

- знания лидерской терминологии;

- основ толерантного общения;

- основных качеств лидера;

- умение контактировать с аудиторией;

- проводить различные игры, КТД, акции.

Беседы, тестирование, анкетирование, проведение игры, КТД, создание проекта, дебаты, упражнения, тренинги.

2-ой год обучения

- умение публично выступать;

- способность работать в группе;

- проявление социальной активности;

- стремление к конечному результату;

- умение отстаивать свои взгляды и убеждения, аргументировано и грамотно вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

- проявление организаторских способностей, управленческой культуры;

- проявление толерантности;

- умение договариваться в конфликтной ситуации;

- эмоциональная устойчивость;

- умение сравнивать, анализировать, обобщать, логически рассуждать, делать выводы и умозаключения.

 

- знания: основных качеств лидера, правил составления проекта, особенностей работы в команде, основ психологии общения;

- умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках, планировать и проводить массовое мероприятие.

Беседы, тестирование, творческие проекты (игровые и конкурсные программы, социальные проекты) дебаты, конкурсы, тренинги.

 

 

 

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: просторное помещение для занятий или зал. Инструменты и материалы: канцтовары, компьютер, проектор, экран, столы, стулья, доска, материалы и инструменты для оформительских работ.

Методическое обеспечение: вспомогательная литература, тесты и тестовые методики, анкеты, диагностический материал, разработки игр, тренингов, подборка игр и игровых упражнений, раздаточный материал.

Информационное обеспечение:

- Фотоматериалы к различным темам и конкурсам.

- Интернет источники:

http://www.vozhatiy.ru

http://forum.planerochka.org

https://summercamp.ru/Очумелые_ручки

https://infourok.ru

Кадровое обеспечение: реализация программы «Я - лидер» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее специальное или высшее профессиональное образование. Данную программу в настоящее время реализуют два педагога МУ ДО «Вейделевский районный Дом детского творчества» авторы программы.

2.2. Формы аттестации

Для определения результативности освоения программы предполагается использовать следующие формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: педагогическое наблюдение, защита творческих проектов, анкетирование, тестирование, публичное выступление, опрос, диагностики.

Формы подведения итогов реализации программы

Вводный контроль – проводится в начале года с целью определения уровня готовности обучающихся к обучению (тест, беседа, педагогическое наблюдение).

Текущий контроль – проходит на каждом занятии. Педагог следит за правильностью усвоения нового материала (мини-опрос, наблюдение, тестирование, коллективный анализ, самоанализ, выполнение упражнений).

Комплексный контроль – проходит после изучения каждого раздела программы (тестирование, викторины, участие в конкурсах, проведение игр, КТД, презентация творческих работ, защита рефератов, участие в творческих конкурсах, разработка конкурсных и игровых программ). Этот контроль помогает педагогу проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, для того, чтобы выявить уровень полученных знаний и умений, приобретенных в данном учебном году. (Итоговое занятие, защита проекта, самостоятельная организация и проведение КТД, игровой программы, портфолио лидера).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

аналитический материал по результатам проведения диагностик,

участие в проектной деятельности,

оценочные листы,

защита творческих работ,

участие в конкурсах.

2.3. Оценочные материалы

Методы диагностики результатов работы:

- Метод опроса (беседа, анкетирование);

- Метод тестов (методика «КОС», тест-опросник «Могу ли я быть лидером?» Е. Жариков, методика самооценки лидерских качеств А. Н. Лутошкина);

- Проективная методика «Автопортрет» Е. С. Романовой, С. Ф. Потемкиной (цель – диагностика свойств личности);

- Диагностика «Психологическая оценка организаторских способностей в рамках организуемой группы» Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышов, П. Н. Фетиский (с целью оценки организаторских способностей);

- Метод статистического анализа полученных данных (наблюдение – в ходе занятий, эксперимент – в ходе тренингов, игровой деятельности, общения со сверстниками);

Методика «Лесенка» на выявление уровня самооценки.

2.4. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс организуется в очной форме. При обучении используются следующие методы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение, анализ текста);

- эвристические («нахожу», «открываю»);

- наглядные (демонстрация схем, таблиц, образцовых работ, видеоматериала, наблюдение, работа по образцу и т.д.);

- практические (упражнения, задания, тренинги т.д.);

- игровые (ролевые, деловые, интеллектуальные, творческие, подвижные и др.);

- частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный;

- методы проектов;

- методы контроля и коррекции.

Методы воспитания: методы мотивации и стимулирования: поощрение, порицание, методы эмоционального стимулирования, убеждение.

В процессе обучения запланированы различные формы совместной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся: беседы, лекции, ролевые, интерактивные, деловые, психологические игры, «свободный микрофон», тренинговые занятия, мастер-класс, тестирование, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в конкурсах, фестивалях и др. Большое внимание в программе уделяется различным видам игр и тренингам, т.к. игра – это средство формирования лидерских качеств, организаторских навыков. Творческие способности, возможность реализовать собственный потенциал подростков раскрываются посредством участия в социальных проектах.

Формы организации образовательного процесса.

В основе обучения лежат групповые занятия, используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы, микрогруппы.

Педагогические технологии. 

На основе личностно-ориентированного подхода при обучении по данной программе используются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.); технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, метод проектов); педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технология КТД; технология ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; игровые технологии; технологии развивающего обучения; здоровьесберегающая технология, технология портфолио, технология – дебаты, технология исследовательской и проектной деятельности.

Алгоритм учебного занятия.

В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде  последовательности следующих этапов: организационного, проверочного,  подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ),  итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этan - проверочный

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап  -  основной.   В   качестве  основного   этапа   могут  выступать следующие:

Усвоение новых знаний и способов действии.  

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная   проверка   понимания  

Задача:    установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового   учебного материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.   Применяют  пробные практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих правил    или обоснованием.

3   Закрепление    знаний    и    способов    действуй     

Применяют    тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. 

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.  

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского), организация и проведение игр, конкурсных программ, КТД, встреч и т.д.

VI    этап итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII  этап рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

VIII этап: информационный. 

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Дидактические материалы: папка с разработками теоретического материала по темам программы, тестовые методики, диагностики, анкеты, подборка упражнений, банк игр, игровых и конкурсных программ, раздаточный материал (памятки, рекомендации, советы).

 

2.5. Список литературы

Литература для педагога

Викулова, М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка / М. А. Викулова. – М.: Автореферат кандидат пед. Наук, 1990. – с. 54 – 64

Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – с.115 – 120

Лутошкин, А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин. – М.: «Просвещение» , 1986. – 206 с.

Немов, Р. С. Психология: учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов.- 4 изд.-М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- Н. 3 Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.- с. 227 – 255.

Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л. Ф. Обухова. – М.: 1995. – с. 25 – 32

Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореферат канд. Пед. Наук / О. О. Папир. – М.: 1993. – с. 15 – 17

Маркеева М. В., Исайчева А. В. Психологическая помощь подросткам по развитию лидерских качеств в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 109-111.

Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие / М. Ю. Савченко/ под ред. Л. А. Обуховой. – М.: «ВАКО», 2008. – 240 с.

Литература для обучающихся

Зинченко, В. П. Как построить свое «Я»/ под ред. В. П. Зинченко. - М.: «Педагогика». 1991. – 136 с.

Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день/ Н. И. Козлов. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 1999. – 336 с.

Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.

Селевко Г.К. Управляй собой – сборник развивающих занятий для учащихся 10 классов/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. -112 с.

Селевко Г.К. Познай себя/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2006. – 96 с.

Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2000. – 112 с..

Селевко Г.К. Научи себя учиться/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2007.

Селевко Г.К. Найди себя/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2003.

Селевко Г.К. Сделай себя сам/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2004.

Петровский А.В. Быть личностью/А. В. Петровский. - М.: Педагогика, 1990. - 112 с.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития/ Г. А. Цукерман. - М.: Интерпракс, 1995. – 288 с.

Честных Ю. Н. Открыть себя/ Ю. Н. Честных. - М.: Просвещение, 2000.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1. Диагностический инструментарий.

Приложение 2. Сборник сценариев мероприятий для летнего отдыха.

Приложение 3. Копилка игр, упражнений.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Программа заслуживает внимания.

5 April 2019

Отлично разработанная программа, благодарю за опыт!

7 April 2019

Большое спасибо)))

9 April 2019

Поздравляю с ПОБЕДОЙ в конкурсе, Марина Александровна!!! Отличная программа!!!

14 June 2019

Марина Александровна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!

14 June 2019

Похожие публикации