Конспект открытого итогового занятия по теме: «Блокада Ленинграда» для детей подготовительной к школе группы на тему «Дорога жизни - простыми словами о страшном»
Конспект открытого итогового занятия по теме: «Блокада Ленинграда» для детей подготовительной к школе группы.
Цель: расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи: формировать у воспитанников патриотические чувства и представление о героизме, воспитывать гордость и уважение к защитникам Родины, развивать нравственность, расширять знания детей об истории России, обогащать словарный запас.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, мольберт с набором магнитных букв, мультимедийная презентация «Дорога жизни», подборка иллюстраций по теме «Блокадный Ленинград», карточки со словами по теме, аудио- и видеозаписи.
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, собираются в круг.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас итоговое занятие, посвящённое страшным событиям, которые довелось пережить народу нашей Родины. Давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и постараемся вспомнить всё, о чём мы говорили на этой неделе… Хорошо, открывайте глазки и посмотрите на мольберт. (На мольберте надпись магнитными буквами «ВОВ») Как вы думаете, что на нем написано, как вы это понимаете? Ответы детей…
Воспитатель: Совершенно верно. ВОВ – это Великая Отечественная война. Что же значит слово «война»? Ответы и рассуждения ребят…
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам присесть за столы и посмотреть на экран (слайд)
Воспитатель: Давайте с вами вспомним дату начала этой страшной войны. (Иллюстрация с датой – 22 июня 1941). В каком месяце началась война? Какое это время года? Ответы детей…
Звучит отрывок из песни «Священная война».
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой! (Лебедев-Кумач И.В., музыка Александров А.В)
Воспитатель: Именно эти слова и музыка стали гимном защиты Отечества.
Группа войск фашистской Германии под общим названием «Север» получила приказ о захвате Прибалтики и города Ленинград. По планам немцев, всего три недели давалось на захват северной столицы нашей Родины. Этим планам не дано было осуществиться. Не сумел враг победить и захватить город (слайд)
Воспитатель: Со всех сторон окружили враги прекрасный Ленинград: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как перезрелый плод»
8 сентября кольцо замкнулось, и началась блокада…(звучит воздушная тревога) Ребята, как вы понимаете слово «блокада»? Ответы детей…
Воспитатель: Давайте с вами присядем на ковёр и обсудим это страшное слово.
Задание: «Прочитай и объясни» - дети по очереди читают слова на карточках без иллюстраций, объясняют их значение для жителей блокадного Ленинграда. Выбирают из предложенных слов характеристики качеств личности, создают «портрет» жителя-блокадника. (Слова: бомбёжка, голод, мужество, стойкость, метроном, сила, холод, страх, надежда, защита, отчаяние, хлеб, вода)
Воспитатель: Ребята, давайте присядем за столы и послушаем рассказ известной актрисы Али́сы Бру́новны Фре́йндлих, которая находилась во время блокады в Ленинграде (видео с презентации).
Воспитатель: В наше время нет возможности попробовать вкус блокадного хлеба, но мы можем понять размер дневного пайка. Давайте попробуем разделить наш хлеб на части по 125 грамм. (Нарезаем хлеб, взвешиваем, заворачиваем в салфетку и отдаем гостям и ребятам. Всё это время звучит метроном)
Воспитатель: Что же помогло выстоять жителям и защитникам во время этой страшной блокады? Ответы детей… (слайд)
Воспитатель: «Дорога жизни стала спасением для людей. Как вы думаете, почему? Ответы детей…
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим карту, по которой в город поступал тот минимум продовольствия, который помог выжить ленинградцам. Какие названия можно на ней прочитать? Ответы детей…
Воспитатель: 27 января 1944 года произошло полное снятие блокады. Это стало настоящим праздником, ведь русский народ не удалось сломить и победить (слайд)
Воспитатель: Память о подвиге ленинградцев будет навсегда в памяти русского народа! Для напоминания потомкам о тех страшных днях установлены памятники и монументы. Давайте посмотрим, как увековечили в веках «Дорогу жизни». Показ презентации.
Воспитатель: Ребята, все вы знаете о георгиевской ленточке, но немногие знают, что есть ещё памятная блокадная ленточка. Я предлагаю вам её сделать из цветной бумаги.
На блокадной ленточке сочетаются два цвета – оливковое основное поле и тонкая темно-зелёная полоска, которая проходит посредине.
Выполнение аппликации по этапам:
- Согнуть широкую полоску бумаги оливкового цвета вдоль пополам, чтобы обозначить средину.
- Разрезать узкую полоску зелёной бумаги по линии (вдоль) на две тоненькие полосочки.
- Наклеить тонкие зелёные полосочки на линию сгиба «ленты» оливкового цвета с двух сторон.
- Сформировать и зафиксировать клеем «петельку».
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Ответы детей. Я предлагаю подарить нашим гостям блокадную ленточку на память о подвиге нашего народа.
Дети дарят гостям ленточки.
Воспитатель: Ребята, а вы помните, какие слова написаны на памятнике «Цветок жизни»? Ответы детей… Правильно, я предлагаю вам закончить наше занятие этой песней. Дети исполняют песню «Пусть всегда будет солнце». На экране идет видео-клип песни с детскими рисунками о мире.