12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воронова Александра Сергеевна34

Технологическая карта внеурочного занятия

Учитель: Воронова Александра Сергеевна

Предмет: учитель начальных классов. Интегрированное внеурочное занятие «Моя первая экология» и «Доноведение».

Тема учебного занятия: «Экология водоемов города Шахты»

Цель: показать взаимосвязь здоровья человека и экологии водоемов; формировать тенденции и установки к здоровому образу жизни, как одной из важнейших составляющих здоровья человека.

Задачи:

Обучающая

- показывать влияние деятельности человека на состояние водоемов города Шахты, и отражение его на здоровье человека;

- раскрывать причины загрязнения водоёмов; знакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;

Развивающая:

- развивать познавательную активность детей, логическое мышление, речь, воображение;

- развивать умение работать с технологическими картами, выделять главное;

Воспитательная:

- формировать бережное отношение к воде, экономному ее использованию;

- воспитывать желание охранять водоемы родного края от загрязнения, .

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Иметь представление: о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области, города Шахты.

Знать: водоемы Ростовской области, в частности, города Шахты; основные загрязнители воды; правила поведения у воды, и меры ее охраны.

Уметь: различать водоемы, группировать их.

Планируемые результаты:

личностные УУД:

могут научиться:

- понимать взаимосвязи и взаимозависимости экологического состояния воды и здоровья человека;

- формировать уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния водоемов родного края;

- оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;

- моделировать ситуации по сохранению водоемов родного края и ее защите; воспитывать экологическую культуру учащихся.

регулятивные УУД:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследования и опята по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- формировать начальные формы личностной рефлексии.

познавательные УУД:

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- развивать умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

- выполнять правила личной экологической безопасности.

коммуникативные УУД:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, пересказывать и понимать тексты о заболеваниях.

Формы организации образовательного процесса: работа в группах; творческие работы; проведение исследования (опыт).

Технологии обучения: деятельностно-поисковый метод.

Итоговый контроль: творческие работы обучающихся.


Тип занятия: внеурочная деятельность с применением здоровьесберегающих технологий.







Технологическая карта внеурочного занятия


п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.


Организационный момент.

Самоопределение к деятельности (целеполагание)


Стимулировать интерес учащихся к изучению темы. Выявить имеющиеся знания по теме.


Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность.

Здравствуйте, ребята

Начинается наше занятие.

Ноги вместе,

Спинки ровно,

И к занятию все готово.

А чтобы побороть усталость, сонливость и раздражительность сделайте 3 маленьких глотка чистой воды. Покажите о своей готовности.

- я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик. Подумайте, о чем пойдет речь на занятии.


- Давайте вспомним, что мы знаем о воде. Сопоставим факты. У вас на столах лежат варианты ответов, а у меня на доске утверждения.



Демонстрируют готовность к уроку.


Фронтальная

Индивидуальная




Дети делают 3 маленьких глотка


Просмотр видеоролика «Отчего я водовоз» отрывок и кинофильма «Волга-Волга».


Ответы детей


Фронтальная работа, сопоставление.



предметные

метапредментые

Знать: три состояния воды в природе.




Уметь:применять полученные знания в работе с заданиями.






Личностные УУД:развитие умения эмоционально и психологически настраиваться на занятие.

Регулятивные УУД:владеют умением организовывать рабочее место.

Коммуникативные УУД:дети учатся слушать и вступать в диалог.

2.

Постановка учебной задачи.


Формулировать учебную задачу, уметь вести проблемный диалог.


-Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

- Вода занимает три четверти поверхности Земли. Если на Земле так много воды, почему люди постоянно говорят о том, что воду нужно беречь?

- Ребята, кто сможет сказать, какую проблему мы будем решать на нашем уроке?

- Итак, проблемный вопрос нашего урока: Почему нужно беречь воду?

- Вам предстоит на уроке подтвердить или опровергнуть мою гипотезу, а я предполагаю, что воду можно не экономить, т.к. запасы воды на Земле огромны.

-Как можно назвать одним словом?

Океан, море, озеро, река, пруд, родник, водохранилище, болото, канал?

-Разделите эти слова на группы.

- Какие водоемы занимают большую площадь на Земле: соленые или пресные?

- Значит, моя гипотеза ошибочна?


Тогда необходимо выдвинуть новую. Как вы думаете, какая может быть гипотеза?


Давайте новую гипотезу исследуем.

Перед вами изображения водоемов. Вы их узнали?


Все ли в порядке с этими водоемами?


Каким образом водоемы загрязнены? Что может быть следствием загрязнения?

Напишите на стикерах причины загрязнения водоемов и прикрепите их к любому изображению.

Какой вред для человека несет загрязнение водоемов?





Обучающиеся высказывают предположения.

Фронтальная.


Соотносят содержание урока и личный опыт.













Отвечают: водоёмы.

Называют группы слов (солёная и пресная вода).


- Солёной воды больше, чем пресной.


-Гипотеза не подтвердилась.



-Воду можно необходимо экономить, т.к. запасы воды на Земле ограничены.



Обучающиеся рассматривают изображения водоемов города Шахты (река Грушевка, став 20 лет РКК, став Баллас)



Нет, они загрязнены.





Ответы.



Индивидуальная работа. Динамическая пауза – выход к доске и прикрепление стикеров.

Знать:естественные и искусственные водоемы, состав воды в них.


Уметь:различать водоемы с соленой и пресной водой, оценивать их площадь.
















Личностные УУД:

Устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом


Регулятивные УУД:развитие умения совместно с учителем определять учебную задачу урока, подтверждать или опровергать гипотезу.


Коммуникативные УУД:дети учатся слушать и вступать в диалог, оформлять свое высказывание в виде развернутого предложения. Выдвигают новую гипотезу.


3.

Учебно-познавательная деятельность.


Уточнить и дополнить представления об огромной роли пресной и соленой воды в быту и хозяйственной деятельности человека. Раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты посредством опыта.



Динамическая пауза, релаксация


- Я предлагаю вам примерить на себя роль исследователей и выявить, каким образом происходит загрязнение воды.

А каждый шаг мы будем записывать в технологическую карту, чтобы потом сделать вывод.

(описание опыта: в чистую воду всыпается крупа, вода загрязняется, а крупа оседает на дно, тем самым делая его грязным и вязки; затем выливается масло, оно покрывает поверхность воды, доступ кислорода перекрыт, вода не может «дышать». Вывод: все живые организмы погибают)


Молодцы, вы справились с задачей, можно немного отдохнуть.

Под шум морской волны расслабьтесь. Представьте, что вы морская рыбка и плывете по водным просторам, а теперь вы морской конек, как лихо вы скачите на поверхности воды. Расставьте руки в сторону – вы звезда, покачиваетесь на волнах. Отлично, потянитесь макушкой головы к солнцу, а теперь ногами упритесь в дно морское. Присаживайтесь.


Так чем же может навредить загрязнение водоемов человеку?


Каждая группа будет работать над решением определенной проблемы:

1 группа. Изучить по карточке симптомы болезни Холера

2 группа. Изучить по карточке симптомы болезни Дизентерия

3 группа. Изучить по карточке симптомы болезни Брюшной тиф

4 группа Изучить по карточке симптомы болезни Гепатит.




А какая общая причина всех заболеваний?

Проводится опыт с водой. Шаги записываются в технологическую карту, каждый шаг анализируется.



- мало света

- мало кислорода

- понижается температура

- отравление и гибель организмов

























Наличием различных болезней.



Изучают по карточкам виды заболеваний, обсуждают в группах симптомы, выявляют меры профилактики.


Сопоставление описания болезней и изображений.


Загрязненная вода.




Знать: о роли воды в жизни и деятельности человека, основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, по её экономному использованию


Уметь:применять полученные знания при работе в группах над проблемой “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”
























Личностные УУД:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.


Познавательные УУД:

Умение устанавливать причинно-следственные связи


Коммуникативные УУД:

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания

Личностные УУД: развитие умения проявлять двигательную активность.

Регулятивные УУД:уметь вносить необходимые корректировки в действие на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

4.















Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Соотносить вывод, сделанный в ходе беседы по опыту. Строить умозаключение.







Ребята, по ходу занятия вы выдвинули гипотезу, кто ее запомнил? Повторите.


Как вы считаете, мы ее подтвердили или опровергли?


А что можете вы, ученики, сделать для защиты воды?


Дайте совет одноклассникам. Можете лично.







Озвучивание гипотезы.



Подтвердили.


Не бросать мусор, не загрязнять, не выливать отходы и т.д.









Коммуникативные УУД:проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, строить со сверстниками продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные УУД:развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.


5.

Рефлексия деятельности.

Научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью.

Наше занятие подходит к концу.

Я предлагаю вам написать необычное предложение – синквейн по теме нашего занятия. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группы.

1. 2 прилагательных (какая?)

2. 3 глагола (что делает?)

3. Фраза о воде.

4. Синоним слову вода.

Выполняют задание творческого характера, в паре составляют синквейн о воде.

Представляют свои работы.

Работа в группах.


Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Составление и прочтение синквейна.

6.

Самоанализ и самооценка ученика.

Осознание обучающимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения материала.



-На слайде изображение 3 капелек:

Веселая капелька – мне было комфортно на занятии, отлично поработал, узнал много нового, мне всё удалось.

Капелька мне было комфортно на занятии, хорошо поработал, но мне не всё удалось

Грустная капелька – не было не комфортно, не доволен своей работой, многое не получилось

Домашнее задание:

Нарисовать экологические знаки «Берегите воду – берегите здоровье!»

Выбирают капли-смайлики, обосновывают своё решение.

Индивидуальная.

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.



Регулятивные УУД:осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.







Учебно-методическое и материально –техническое обеспечение:


Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10

О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15

Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2011.


Литература:


Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии». – Ярославль.: «Академия развития», 1998г.

Баландин Р.К. «Экология:Человек и природа». – М.: Олма – Пресс, 2001г – (Популярная школьная энциклопедия).

Ревелль П., Ревелль Ч. «Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Кн.2 Загрязнение воды и воздуха» - М.: Мир, 1995г

Райков Б.Е., Римский – Корсаков М.Н. «Зоологические экскурсии». – М.: ТОПИКАЛ, 1994г



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.