Элективный курс «Систематизация и обобщение знаний по биологии при подготовке к государственной итоговой аттестации и олимпиаде по биологии»
Пояснительная записка.
Мои ученики ежегодно выбирают биологию как экзамен по выбору для прохождения итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, участвуют в биологических олимпиадах школьного, муниципального и регионального этапов. При подготовке к итоговой аттестации у обучащихся возникают трудности и проблемы. Это связано, прежде всего, с большим объёмом изученного материала, который необходимо повторить самостоятельно, и с большим промежутком времени, например, изучение растений завершилось в 6 – 7 классах, а экзамен сдают в 9 и 11 классах, спустя 3 – 5 лет.
Элективный курс «Систематизация и обобщение знаний по биологии при подготовке к государственной итоговой аттестации и олимпиаде по биологии» предназначен для учащихся 7, 8, 9, 10, 11 классов. В 2021 – 2022 уч году программу курса осваивают обучающиеся 9 класса. Электив рассчитан на 34 часа и реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений. Вид элективного курса: предметно – ориентированный.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. Программа предполагает повторение, систематизацию, углубление и закрепление отдельных тем и разделов курса «Многообразие живых организмов», «Человек», «Общая биология», таких как «Царство Растения», «Царства Прокариоты и Грибы», «Беспозвоночные животные», «Позвоночные животные», «Питание живых организмов», «Размножение и развитие организмов», «Человек», «Основы генетики и селекции», «Молекулярная биология». Данные темы, наиболее «забытые учениками», интересные и сложные в биологии. Они изучаются в 6,7,8, 9, 10 классах, но достаточного количества часов на повторение, отработку умения решать задания и задачи в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ОГЭ и ЕГЭ. Особую сложность для учащихся при подготовке к итоговой аттестации и вступительным экзаменам представляет самостоятельное изучение. Предлагаемые к изучению элементы содержания являются логическим дополнением к основной программе основного и среднего базового уровня обучения по биологии, что значительно расширяет диапазон знаний по предмету, необходимый для успешного выполнения контрольных работ и сдачи экзамена, позволяющий учащимся сельской школы участвовать в олимпиадах по биологии.
Предлагаемая программа может изучаться как самостоятельный курс и проводится параллельно с уроками биологии.
Целью данного курса является поэтапное расширение и углубление знаний по ключевым вопросам биологии, а также стимулирование самостоятельного процесса познания и применения своих знаний
через
- краткое повторение материала;
-выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по темам и умениях решать задания и задачи, положенные по школьной программе;
-обучения учащихся решению биологических задач повышенной сложности;
Курс решает задачи:1) приобретения дополнительных знаний о закономерностях процессов и явлений, характерных для живых систем (клетки, организма);
2) систематизирование и углубление научно-понятийного аппарата, основных биологических положений;
3) формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний биологии;
4) создания условий для развития логического мышления, монологичной письменной и устной речи, самостоятельности мышления и принятия решений, творческих способностей;
В результате изучения курса учащиеся должны:
1)повторить, закрепить ранее полученные знания;
2) приобрести новые дополнительные знания по биологии (сверх базового уровня);
3) уметь характеризовать основные биологические принципы; взаимодействие между разными структурами клетки; метаболические процессы; основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития.
4) уметь решать биологические задачи разного уровня сложности по изучаемым темам.
5) осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять её на занятиях.
6) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения программы элективного курса по биологии
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Основными формами и методами изучения курса являются лекции, семинары, практикумы по решению задач, лабораторные работы. Предусматривается индивидуальная форма работы.
Для фиксации результатов и коррекции деятельности обучающихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем обученности учащихся могут быть: тематические контрольные тесты, биологические задачи разного уровня сложности, варианты ОГЭ и ЕГЭ. Все эти приёмы направлены на стимулирование познавательного интереса обучающихся, закрепление полученных знаний и на получение гарантированного положительного (успешного) результата.
Условия для реализации программы:
1) кабинет биологии, оборудованный компьютером, проектором, интерактивной доской;
2) иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература;
3) наличие дидактического и раздаточного материала;
4) интерактивные таблицы, анимации, видеофильмы.
5) авторское дидактическое пособие «За день до экзамена».
Учебно-тематический план элективного курса 2021 – 2022 учебный год.
№ПП | Тема | Содержание | Всего часов | Форма занятия | Форма контроля |
1. | Бактерии | Строение бактерий. Типы питания и способы размножения. Классификация и значение. | 3 | Лекция | Контрольный тест |
2. | Грибы и лишайники | Признаки растений и животных. Особенности строения и размножения. Лишайники – симбиотические организмы. | 2 | Лекция, Лабораторный практикум «Многообразие грибов» | Контрольный тест |
3 | Растения | Ткани растений. Клеточное строение корня, стебля, листа. Признаки отделов и семейств покрытосеменных. Жизненные циклы растений. | 8 | Лекция, лабораторный практикум «Определение видов…» | Контрольный тест |
4 | Животные | Особенности строения беспозвоночных и позвоночных животных, их классификация. Размножение и развитие. | 8 | Лекция, работа с сайтами сети Интернет, практикум «Внутреннее строение БПЗВЖ». | Контрольный тест |
5 | Человек | Ткани животных (строение нейрона и нефрона). Нервно-гуморальная регуляция. Витамины. Иммунитет. ЭДС. Нейромедиаторы и их роль. | 8 | Лекция | Контрольный тест, индивидуальные задания. |
6. | Метаболизм | Биосинтез белка. Фотосинтез. Фотофосфорилирование. Окислительное фосфорилирование. | 3 | Лекция, практическое решение задач. | Выполнение олимпиадных заданий, контрольное решение задач. |
7. | Генетика. | Законы Менделя. Сцепленное наследование генов. Наследование групп крови. | 2 | Лекция, практическое решение задач повышенной сложности. | Контрольное решение задач. |
| Итого | | 34 часа | | |
Список использованной литературы.
Галушкова Н.И. Биология для поступающих в вузы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Издательство «Братья Гринины», 1996.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах под ред. Р.Сопера. – Москва: «Мир», 1990.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы: Справочное пособие/Авт.-Сост. Т.А. Козлова, В.С.Кучменко. – 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002. – 240 с.
Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 512с. – (Домашний репетитор).
Левитин М.Г., Левитина Т.П. Биология: Ботаника. Зоология. Анатомия и физиология человека: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. – СПб.: «Паритет», 2000. – 512 с.