Статья на тему «Эмоциональный интеллект как одно из основных качеств коммуникативной компетентности дошкольника»
Култышева Ирина Анатольевна
Педагог-психолог
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 пгт. Тымовское»
Сахалинская область пгт. Тымовское
Эмоциональный интеллект – как одно из основных качеств коммуникативной компетентности дошкольника
Аннотация: в статье представлен опыт по развитию эмоционального интеллекта и обеспечению социальной успешности детей старшего дошкольного возраста через использование терапевтических техник. Представлены основные направления работы с детьми, педагогами и родителями. Описаны основные применяемые техники арт-терапии. Приведены данные обследования, подтверждающие результативность опыта работы.
В последнее время все чаще в научно-методической литературе звучит понятие Эмоциональный Интеллект. Что же это такое и так ли оно важно в нашей жизни? Мы все живем в обществе и, соответственно, комфортное нахождение в обществе требует особых навыков, а именно навыков общения. Через общение мы взаимодействуем друг с другом, вначале с родителями в семье, потом в садике, школе, на работе и других социальных институтах. И именно от того на сколько мы успешны в общении складываются наши взаимоотношения со всеми участниками социального взаимодействия. И больше 70% успешности в общении зависит от того как мы умеем чувствовать эмоциональное состояние другого человека, как мы реагируем на свои эмоции и можем ли справится с негативными чувствами и настроениями. Это и есть эмоциональный интеллект – то есть это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам положительные эмоции и управлять разрушительными негативными чувствами. Это понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Ребенок рождается и растет в обществе, в непрерывном общении и, соответственно, учится и развивается не только в интеллектуальном, но и в эмоциональном плане, приобретает опыт и в последствии его развивает в дальнейшей жизни. Но в современном компьютеризированном и цифровом обществе назревает проблема разрушения эмоциональной связи между людьми. В общении с детьми тесные эмоционально-личностные контакты заменяются гаджетами, интернетом, компьютерными играми и телевизором с сомнительными мультфильмами. В такой среде детям просто неоткуда брать основу для развития своих эмоций, эмпатии, навыков общения. Такие дети впоследствии социально-неловки, мало общаются, не имеют друзей, часто конфликтуют с родными и близкими и, как показывают последние исследования, неуспешны в профессиональной деятельности.
И по этому в контексте данной проблемы была выбрана следующая цель работы – развитие эмоционального интеллекта, обеспечение социальной успешности детей старшего дошкольного возраста через использование терапевтических техник.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме эмоционального интеллекта, его развития у детей дошкольного возраста.
2. Разработать и организовать развивающие занятия для детей дошкольного возраста с использованием современных терапевтических техник.
3. Повысить компетенции родителей и педагогов по развитию эмоционального интеллекта у детей.
С целью изучения состояния развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста в сентябре 2017 года было проведено исследование по методике В.М. Минаевой «Диагностика эмоциональной сферы ребенка». В исследовании приняли участие две группы, с общим количеством обследованных детей 38 человек. Диагностика показала следующие результаты:
только 43% обследованных детей умеют выражать свои эмоции мимикой. Из них только один ребенок смог пантомимикой изобразить грусть;
35 % детей умеют интонационно выражать заданные эмоции (радость, грусть, испуг, злость, удивление). Пантомимика выражена не была;
55% детей правильно воспринимают графическое изображение показанных эмоций;
Только 72% детей смогли графически изобразить заданную эмоцию. Почти все рисунки носили примитивный характер, большая часть детей изобразила радость дугообразной линией, обозначающей улыбку.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что большинство детей имеет низкий уровень сформированности эмоционального интеллекта и, как следствие, коммуникативных навыков: умения использовать при общении мимику и пантомимику, верно угадывать эмоциональное состояние окружающих и соответственно реагировать; эмоционально скудная речь.
По итогам проведенной диагностики была разработана программа по коррекции и развитию эмоционального интеллекта. За основу была взята программа С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая знакомит детей с миром эмоций. В занятия по данной программе были включены различные виды современных терапевтических техник. Занятия проводились в малых группах по 4 человека каждую неделю с октября 2017 года по май 2018 года.
Все занятия структурированы, имеют несколько этапов: организационный, мотивационный, практический и рефлексивный. Итак, остановимся подробнее на терапевтических техниках, включенных мною в систему занятий.
1. Изотерапия (цель изотерапии - помочь посредством рисования справиться с негативными эмоциями, которые не нашли выхода (отреагировать их), помочь ребенку самовыразиться, дать выход творческой энергии). Это один из самых легких в применении методов, так как дети в силу своего возраста пропускают через творчество весь свой внутренний мир. В работе с детьми я использую как просто рисование красками на заданную тематику, так и более специфичные техники: рисование пальчиками, рисование пластилином, занятие в технике эбру, рисование песком.
2. Иммаготерапия (воздействие через образ, театрализацию). Это разыгрывание сценок, житейских ситуаций, эпизодов из сказок. В заданные по ситуации роли играют сами дети, так и с использованием игрушек-заменителей (кукольный театр).
3. Релаксация (снятие скелетно-мышечного, психоэмоционального напряжения, с использованием дыхательных методик) и техника направленной визуализации (направление потока воображения детей в заданное русло). В начале каждого занятия я провожу различные релаксационные игры, которые помогают создать нужный эмоциональный настрой, а в конце занятия снять психоэмоциональное напряжение у детей.
4. Коммуникативные игры (беседы-обсуждения из личного опыта, разыгрывание и решение “проблемных ситуаций”, ритмические и интонационные игры со словом, чтение и обсуждение художественных произведений). В цикл игровых сеансов включены игры и упражнения на развитие навыков коммуникативной компетентности, самоконтроля, позитивного отношения к себе и окружающим. В таких играх активно используются различные пособия и развивающие игры, с помощью которых дети знакомятся с эмоциями человека, учатся распознавать и выражать вербально и невербально свои эмоции, (Имадженариум, эмоциональное лото, кубики историй, мячики эмоций, лица и эмоции).
В занятиях, построенных с использованием данных терапевтических, дети учатся адекватному выражению своих эмоций, как положительных, так и негативных. Занятия включают в себя упражнения на коррекцию и профилактику психологических проблем ребенка (агрессия, страхи, чувство вины, обида, снижение тревожности).
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с воспитателями и родителями детей. Устойчивое внимание родителей и воспитателей к личностным качествам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы межличностных взаимоотношений.
В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта используются следующие формы:
- папки – передвижки («Правила дружбы», «Эмоционально – речевое развитие детей», «Эмоциональный мир дошкольника»…);
- информационные стенды («Эмоциональный интеллект», «Мои поступки», «Если ребёнок капризничает», «Школа эмоций»);
- групповые родительские собрания («Кризис 3-х, 7-ми лет» «Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье», «Как избавиться от гнева»…), совместные досуговые праздники;
- проведение открытых занятий для педагогов, организация консультаций и практических семинаров, выпуск методических рекомендаций и памяток для воспитателей;
Итоговая диагностика была проведена в мае 2018 г. По полученным результатам можно сделать следующие выводы:
1. Значительно вырос процент детей умеющих речевыми интонациями выражать основные эмоции (радость, грусть, испуг, злость, удивление). Так же при речевом общении появились элементы пантомимики.
2. До 100% выросло количество детей верно воспринимающих и называющих графическое изображение эмоций.
3. 82% детей могут верно мимикой и пантомимикой передать заданные эмоции;
4. 90 % детей могут графически изобразить заданную эмоцию, рисунки стали более насыщенными и разнообразными.
По полученным результатам можно сделать вывод о значительном повышении уровня развития эмоционального интеллекта и как следствие, значительно выросли показатели коммуникативной компетентности старших дошкольников, что отмечалось и воспитателями в этих группах детей. Дети стали лучше воспринимать эмоциональное состояние друг друга, способны изменить свою линию поведения в соответствии с эмоциональным состоянием окружающих, стало проявляться больше выразительных эмоций как в мимике, так и в пантомимике, появилось интонационно-речевое выражение своих эмоций. Выросла компетентность воспитателей и родителей по тематике значимости развития эмоционального интеллекта. Воспитатели стали включать в свою деятельность предложенные нами новые развивающие формы работы с детьми.
В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные). В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции.
Подводя итог стоит отметить, что ДОУ как одному из первых институтов социализации необходимо включать в образовательный процесс элементы развития эмоционального интеллекта ребенка, чтобы выпускать не только интеллектуально-развитых, но и социально-успешных воспитанников.
Список использованной литературы:
Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. – Волгоград: «Учитель».
Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. – Волгоград : «Учитель».
Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М. : «Издательство Гном и Д», 2001.
Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата обращения: 02.02.2019).
Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: комплексные занятия на основе игровых технологий. – Волгоград: «Учитель»,
Савельева В.А., Фомина Л.В. Я играю чувства. – СПб.: «Речь», 2013.
Свешникова Л.В. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей. – Волгоград: «Учитель», 2013.
Шиманская В. Самое важное, что нужно знать родителям про эмоциональный интеллект // - URL https://www.kanal-o.ru/parents/9020| (дата обращения 10.12.2018)