12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сингаевская Наталья Валерьевна21659
Педагог дополнительного образования. Стаж педагогической работы более 25 лет. Люблю детей, музыку, природу, творчество, путешествия...
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Статья "Флористика, как средство развития творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования детей"

Современному обществу требуются творчески активные и свободно мыслящие личности. Система дополнительного образования детей обладает уникальным потенциалом развития творческих способностей учащихся. Одним из таких средств является декоративно-прикладное творчество. Образовательная программа "Флористика" способствует формированию у обучающихся представления о флористическом искусстве и его месте в жизни человека. В процессе обучения у детей расширяется кругозор, происходит накопление знаний по флористике, биологии, экологии, формируется мотивация к самостоятельному творчеству. Важно, что ребята учатся видеть красоту природы, творчески воссоздавать её (дарить "вторую жизнь" растениям). В нашей стране этот вид искусства относительно молод и представляет в обществе  большой  интерес к флористике во всех её проявлениях.

Флористика – это один из видов декоративно-прикладного искусства и дизайна; создание букетов, панно, композиций, картин, натюрмортов, поделок из разнообразных природных материалов. Для флористических работ используются живые цветы, листья, трава, плоды, орехи, шишки, веточки, семена, мох, береста, засушенные растения и другой  природный материал.

p1610013795.jpg

На протяжении многих лет я занимаюсь с детьми флористикой и всегда стараюсь создать все возможные условия для полета их фантазии, творчества, воспитать художественный вкус, чувство любви к  природе. Моя задача, как педагога - развивать творческую активность, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность, создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои навыки работы с природным материалом, нацеливать на поиск новых творческих решений.

w1609792653.jpg

Прежде чем создавать композиции и панно из цветов, необходимо создать мотивацию и пробудить интерес к работе с природным материалом, вызвать у ребят желание узнать больше о родной природе, о том, что нас окружает. С этой целью на прогулках, экскурсиях в парк, на берег реки мы собираем разные виды трав и цветов, листья, семена. В нашей местности растёт великое множество красивоцветущих растений в природе (ирисы, лилии Даурские, герань лесная и луговая, анемоны, рододендрон и  многие другие). Ребята изучают   собранный материал, учатся правильно сушить растения.

d1609891586.jpg

Кроме сбора дикорастущих растений, ребята с родителями выращивают множество разных цветов дома на садовых участках (георгины, астры, настурцию, гладиолусы, лилии, пионы, флоксы, хризантемы, розы). На участке Центра внешкольной работы мы с ребятами тоже выращиваем  цветы на наших клумбах (анютины глазки, бархатцы, ромашки, шафраны, маргаритки).

На начальном этапе ознакомления детей с техникой работы с природным материалом и учитывая возраст детей, обязательно применяю метод наглядности, используя образцы своих работ (панно из сухоцвета, бересты), работы учащихся прошлых лет, иллюстрации, демонстрирую презентации картин и панно из цветов и листьев, объемных поделок из разного природного материала (шишек, соломы, веточек). В работе с детьми применяю метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы. Эмоциональному восприятию явлений природы способствуют музыкальные произведения (Вивальди "Весна", Чайковского "Времена года", Свиридова "Дождь" и многие другие), которые дети прослушивают на занятиях. Во время экскурсий на природу использую художественное слово (стихи, рассказы) и фольклор (народные игры,  песни, пословицы и поговорки, загадки о природе).

x1609831870.jpg

В своей деятельности применяю парные, групповые, индивидуальные формы работы. Для одаренных детей и детей с ОВЗ составляю индивидуальные образовательные маршруты.  Внедряю в образовательный процесс  инновационные технологии (личностно-ориентированные, технологии проектной деятельности, игровые, здоровьесберегательные, технологии коллективной творческой деятельности, информационно-коммуникативные, интегрированного обучения, портфолио учащихся). Применение данных технологий способствуют повышению качества обучения, творческой активности учащихся, интереса к занятиям,  результативности, сохранности контингента учащихся. В работе  с учащимися стараюсь создать атмосферу добра, взаимоуважения, доверия, взаимопомощи, радости творчества во всех формах организации деятельности детей в учебном процессе (экскурсиях на природу, в музей, играх, конкурсах, ярмарках, викторинах, выставках, театрализованных занятиях).

m1609811158.jpg
Флористика - одно из любимых занятий  в нашем Центре внешкольной работы. Это увлекательная работа, сближающая нас с природой. Ребята осваивают разные техники (аппликация, мозаика, лепка, конструирование), стили  и виды флористики, знакомятся с народными промыслами и ремёслами, постигают азы берестяного промысла.  На занятиях  ребята  учатся составлять букеты из цветов, композиции из сухоцвета, бересты, плодов и семян. Так рождались творческие работы – «Розы», "Летние фантазии", «Осенние дожди», «Весёлые птички», «Летний денёк»,  "Домик в лесу", "Королева осени", "Осенний лес", "Лесная полянка".
r1609796031.jpg
i1609752415.jpg

Ребята оформляют мгновенное панно на бумаге и ватмане из живых цветов,  мастерят поделки из овощей, мха,  шишек, плодов рябины: "Летучий корабль с инопланетянами», «Дракон», «Лесные зверята», "Жар-птица",  "Летний день". Младшие школьники создают картины и панно, объёмные поделки из соломки, бересты, ракушек, сосновых иголок, семян подсолнечника, тыквы, кедровых орехов, спила веток – «Осенний пейзаж», «Цветы», "Корзина с цветами", «Ёжик», "Лебедь", «Цветочная мозайка», "Подсолнухи», «Ветка рябины», «Сова на дереве» и многие другие. 

Ежегодно ребята принимают активное участие в выставке цветов и поделок «Дары осени», которая проходит в конце сентября в Центре внешкольной работы.  Совместно с педагогами ЦВР дети составляют великолепные букеты из красивых осенних цветов: астр, георгинов, гладиолусов, ромашек, флоксов, бархатцев, шафранов. Многие работы учащихся отличаются своей оригинальностью, изысканностью, неповторимостью.

s1609753102.jpg

Хочется отметить, что учащиеся и педагоги ЦВР участвуют в выставках цветов и поделок (из овощей и природного материала) Культурно-досугового центра,  районного музея. Свои творческие способности и таланты учащиеся демонстрируют на конкурсных мероприятиях разного уровня. Ребята ежегодно (2013-2019 г.г.)  принимали участие и становились победителями и призёрами в районном фестивале детского и юношеского творчества «Звёзды надежды» в номинации "Декоративно-прикладное творчество".

v1609752563.jpg

На протяжении  нескольких лет ребята принимают участие, становятся победителями и призёрами в краевых творческих конкурсах декоративно-прикладного творчества "Мир, в котором мы живём", "Приамурские узоры" и  других. Учащиеся и педагог ЦВР представляют свои работы на Всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества. Ребята стали победителями  Всероссийских творческих конкурсов "Осенние фантазии", "Промыслы родного края", "Весеннее настроение", "В мире цветов" (2020 г.).

Занятия флористикой развивают старательность и усидчивость, внимательность, воображение, творческую фантазию и мышление, чувство композиции,  навыки цветовосприятия и цветопередачи, художественной вкус учащихся; формируют навыки адаптации и социализации в обществе; воспитывают трудолюбие, аккуратность, любовь к родной природе, искусству, своей Родине.

r1609797116.jpg
y1609796970.jpg

Используемая литература:

1. Асманн П., "Современная флористика", "Культура и традиции", 1998.

2. Бегония Р., Школа флористики. М.-Эксмо, 2006.

​​​​​​​3. Черныш И.В., Поделки из природных материалов./М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.

4. Педагогические технологии в дополнительном художественном образовании детей: Методическое пособие/ Ермолинская Е.А. и др, - Москва, Просвещение: 2009.

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/sovremennie-innovacionnie-obrazovatelnie-tehnologii-456029.html

https://zen.yandex.ru/media/id/5ae1567357906af28ad4b474/obrazovanie-buduscego-novye-formy-dopolnitelnogo-obucheniia-detei-5ec12c3d8600f212158d33fc

https://www.studmed.ru/view/tehnologii-buylova-lnsovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-v-dopolnitelnom-obrazovanii-detey_4d43a486614.html

​​​​​​​Автор фотоснимков и фотоколлажей: Сингаевская Наталья Валерьевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ЦВР муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края.

​​​​​​​На фотоснимках изображены работы учащихся объединений "Чудесенка" (5-6 лет), "Радуга" (7-10) лет. А также работы победителей и призеров краевых и Всероссийских творческих конкурсов (Козинец Виктории, Поздеевой Миланы, Погрибниченко Ильи).

Приложение. Достижения обучающихся.

i1609830250.jpg

Достижения обучающихся.

https://cloud.mail.ru/public/4ZqY/5voe3n5df

Фотографии работ учащихся, учебных занятий.

https://cloud.mail.ru/public/bYrm/MkcDKRJYY

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (12)

сменить сортировку
Потамошнева Наталья Алексеевна, 04.01.21 в 13:10 4Ответить Пожаловаться
Какая красота! Молодцы авторы!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 04.01.21 в 13:15 4Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Наталья Алексеевна!
Порошина Ольга Анатольевна, 05.01.21 в 12:22 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, что поделились удивительными творческими работами!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 05.01.21 в 12:41 3Ответить Пожаловаться
Благодарю, Ольга Анатольевна!
Паненкова Ирина Михайловна, 05.01.21 в 19:25 3Ответить Пожаловаться
Очаровательные работы!!!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 06.01.21 в 01:16 3Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Ирина Михайловна! Мы с детьми очень любим этот вид творчества!
Богданова Ольга Николаевна, 05.01.21 в 19:34 3Ответить Пожаловаться
Очень красивая публикация!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 06.01.21 в 01:17 3Ответить Пожаловаться
Благодарю, Ольга Николаевна!
Рагулина Любовь Давыдовна, 11.01.21 в 18:28 2Ответить Пожаловаться
Наталья валерьевна, спасибо за творческие идеи, фантастические работы, мастерский подход к делу!!! Поздравляю с победой, заслуженно!!!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 11.01.21 в 18:33 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам, огромное, Любовь Давыдовна!!!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.