12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ерисова Алёна Николаевна16

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ИГРЫ

Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Двустороннюю связь между речью и игрой рассматривала Т.А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражая речи, поступкам и действиям изображаемых людей. По Л.С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника. В игровой деятельности ребенок условно может занимать позиции других людей, вступать в ролевые взаимоотношения. Именно через игру происходит формирование у ребенка сложных эмоциональных отношений к взрослым, сверстникам, совершенствуется развитие его личности, самосознания, а значит, формируется готовность к речевому общению.

Народные речевые игры помогают практическому овладению формой и значением слов, словосочетаний и более крупных словесных конструкций.

Известный этнопедагог Г.Н. Волков говорит о большом значении народных игр для всестороннего развития детей. Он подчеркивает, что народная игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры-уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. В них интегрируются не только движение, слово, но и моторно-двигательный, психоэмоциональный, интонационный и вербальный коммуникативные коды человека, что является наиболее важным для формирования готовности к общению. Ведущим основанием взаимодействия является интерес к роли. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношение к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью (руководство, подчинение), а с другой-личностными отношениями детей.

Якутские народные игры имеют давнее историческое происхождение. Они отражают быт, культуру народа, его трудовую деятельность и окружающую природу. В страну для участия в этих играх или для того, чтобы посмотреть их, съезжались гости из далеких наслегов при трудных в то время средствах передвижения. Эти игры просты и доступны по своему содержанию. Они удовлетворяют потребность взрослых и детей в общении.

Предлагаем вниманию одну из народных игр.



Ястреб и утки

Игра проводится в теплое время года на открытом воздухе, а в дождливую погоду-дома, в просторном помещении.

На земле или на полу на противоположных концах очерчиваются два «озера», в которых «плавают утки» («шилохвосты», «чирки», «нырки»). Расстояние между «озерами» определяется самими играющими. «Ястреба»- одного или двух и более (в зависимости от количества играющих)- играющие выбирают или назначают добровольца. Ему определяется место между «озерами», но не по прямой линии, а так, чтобы поле оставалось свободным для «перелета уток».

Играющие разбиваются (по желанию) на три группы: «шилохвосты», «чирки» и «нырки», но так, чтобы в каждой группе было примерно равное число играющих. В одном «озере» располагается одна группа (скажем, «шилохвосты»), а в другом-две группы («чирки» и «нырки»). По сигналу начинается «перелет уток» из одного «озера» в другое, причем «перелет» начинается с «озера», где находятся две группы, например, сначала «чирки» перелетают к «шилохвостам», затем «шилохвосты» перелетают к «ныркам», а потом-«нырки», чтобы в одном «озере» находилось одновременно не больше двух групп.

Во время «перелета» «ястребы» ловят (салят) «уток». Игра сопровождается куплетами.

Чирки.

Я чирушка-свистунок,

Голосок мой как звонок.

Нет, бедняжка-ястребок,

Не поймать меня, дружок.

Ястреб.

Нет, поймаю я тебя, не надейся на себя.

Шилохвосты.

Я известный шилохвост,

У меня сила и большой рост,

И бедняжки-ястребка

Не страшусь я никогда.

Ястреб.

Поймаю, поймаю, проглочу, проглочу.

Нырки.

Быстро летающую

Нырка-утку,

Глубоко ныряющую

Нырка – утку

Тебе не поймать, тебе не поймать.

Ястреб.

Поймаю, поймаю, проглочу, проглочу.


Литература

Бобырь Е.Б. Формирование физических качеств у старших дошкольников на занятиях подвижными играмм

Варонина А.С. словарь терминов по общей и социальной педагогике Екатеренбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ 2006.135с.

Громов О.В. народные игры для детей М.: ТЦ Сфера 2003-128с.

Дедулевич М.Н. Играй-зевай подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. М. Просвещение 2007-64с.

5. М. Андросова Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению. Дошкольное воспитание-№3. 2007. С 113.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.