Статья «Формирование информационной и коммуникационной компетентности студентов с помощью цифровизации в условиях практико-ориентированного обучения»
УДК 377
ББК 74.57
Х-15
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ЦИФРОВИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
FORMATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH DIGITALIZATION IN PRACTICE-ORIENTED LEARNING
Аннотация
Рассматриваются вопросы формирования и развития информационной и коммуникационной компетентности будущих специалистов-выпускников колледжа, навык поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
Ключевые слова: компетенция, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная деятельность, образовательная среда
Annotation
The issues of formation and development of information and communication competence of future college graduates, the skill of finding and using information necessary for the effective performance of professional tasks, professional and personal development, the use of information and communication technologies in professional activities, the ability to work in a team and in a team, communicate effectively with colleagues, management are considered.
Keywords: competence, information and communication technologies, professional activity, educational environment
Хазиева Ирина Масгутовна
ГБПОУ «Курганский государственный колледж», Россия, Курган
преподаватель общетехнических дисциплин и профессиональных модулей
Khazieva Irina Masgutovna
Kurgan State College, Kurgan, Russia
Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного личностного роста.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования выделено внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Следуя действующему законодательству, современный педагог обязан применять освоенные инновационные образовательные технологии для создания оптимальных условий для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации.
Содержанием современного образования обусловлено использование таких образовательных технологий, которые способствуют развитию необходимых в современном обществе ценностно-деятельностных и научно-исследовательских компетенций у обучающихся. Одной из главных задач образования становится развитие творческого, самостоятельного мышления, самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, чего зачастую обучающиеся совершенно не умеют делать.
Формирование информационной и коммуникационной компетентности студентов на занятиях по дисциплинам общепрофессионального цикла рассматривается не только как формирование технологических навыков. Формирование информационной компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда студент становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.
Вследствие заметной разницы в подготовленности к продолжению образования для многих обучающихся учебный процесс становится непосильным бременем, теряется интерес к учению, а в конечном итоге учебное заведение выпускает специалиста, не являющегося достаточно компетентным в сфере своей профессиональной деятельности. Таким образом, возникает необходимость найти другие подходы к организации процесса обучения.
В преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин мной используются способы и методы, обеспечивающие оптимальные условия для развития у студентов способности к самообразованию, творческому самоопределению, самостоятельности и самореализации. При этом цель - помочь будущему специалисту выйти в режим развития, поверить в себя. Для реализации этой цели мной применяются нетрадиционные формы проведения занятий. Некоторые из таких форм – студенческая научно-практическая конференция, конкурс проектов по дисциплине, показательная защита курсовых проектов по профессиональным модулям.
Проведение научно-практической конференции определенного направления по изучаемой дисциплине является одной из эффективных форм стимулирования интереса к изучению предмета, к значимости своей будущей профессии. Готовясь к конференции, студенты развивают и закрепляют навык поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. Проводимые при подготовке исследования (соцопросы, анкетирования, сравнительные анализы информации) и последующее обобщение результатов исследования не только повышают интерес к изучаемой дисциплине, но и формируют умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Полученные навыки способствуют успешному освоению профессиональных и общих компетенций, выполнению курсовых и дипломных проектов.
Как основные при подготовке и проведении научно-практической конференции по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация», «Материаловедение», «Материалы и изделия» были выделены следующие цели и задачи:
Повысить мотивацию изучения дисциплины или междисциплинарного курса.
Продемонстрировать значение владения информацией в жизни современного общества, связи между теорией и практикой.
Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей студентов.
Подчеркнуть значимость развития ключевых и профессиональных компетенций для самореализации студентов как будущих специалистов.
Реализовать принцип развивающего обучения через применение активных форм обучения.
Участие в научно-практической конференции студентов 2 и 3 курса, успешно справившихся со своей задачей, позволило реализовать принцип опережающего обучения. Л. С. Выготский, исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребёнка: это уровень актуального развития (существующий в данный момент уровень подготовленности, характеризующийся состоянием интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые студент может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий «зону ближайшего развития» (такой уровень психического развития, который достигается в сотрудничестве со педагогом, не путём прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне интеллектуальных возможностей студента).
Стимулируя студентов к овладению логическим, системным мышлением и оснащая обучающихся формами и методами самостоятельного добывания знаний, педагог создает ситуацию успеха, сообщает личности интеллектуальный и профессиональный динамизм, помогает «разогнаться».
На занятиях по дисциплинам общепрофессионального цикла (материаловедение, метрология) и профессиональным модулям обучающиеся приходят, имея собственный личностный опыт (позитивный и негативный). С помощью смоделированной ситуации и применения цифровизации учебно-пространственная среда помогает учесть субъективный опыт обучающихся и создать условия для их общего и профессионального развития.
Степень талантливости и мотивации к учению мной учитывается при составлении разноуровневых заданий (на «удовлетворительно», на «хорошо», на «отлично»). Выполнение креативных упражнений, разработка собственных проектов являются обязательными для тех, кто претендует на «отлично».
Применение цифровизации обеспечивает комплексность образовательного процесса, повышается обучаемость, способность к самообучению и саморазвитию, развиваются созидательность, навыки получения новой информации путем самостоятельного поиска и оценки информации, применения полученных знаний на практике.
Развитие цифровой компетентности обучаемых, презентабельности, активизация интеллектуальной деятельности, развитие исследовательских и аналитических способностей, памяти, формирование культуры общения достигается при использовании различных форм опроса. Различные формы опроса используются для того, чтобы «разбудить» студентов, задать необходимый темп взаимодействия на занятии.
Организованная на основе современных цифровизации учебно-пространственная среда создаёт условия для полноценной самостоятельной работы обучаемых, делает их активными участниками процесса познания. Регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения формирует у учащихся положительные привычки и положительные черты характера, например, привычку трудиться для достижения поставленной цели, Грамотно организованное взаимодействие преподаватель-студент позволит эффективнее достичь цели – содействия развитию личности обучаемого, его мобильности и адаптивности в быстро меняющихся условиях современного производства, формирование у него потребности в самообразовании и самоопределении в учебных, учебно-профессиональных и жизненных ситуациях с осознанием личной ответственности за свои действия.
При составлении блоков по определенной теме учащиеся используют опорный конспект темы и самостоятельно придумывают задания, при этом они изучают, анализируют и систематизируют учебный материал в рамках темы. Такой прием хорошо «работает» и при первичном закреплении изученного на занятии, и при выборе студентами объема и сложности выполнения домашнего задания.
Блок заданий включает в себя 10 различных по форме и сложности заданий, разрабатываемых студентами самостоятельно:
1-3. Разработка вопросов по заданной теме.
4-5. Выбор из темы 2х предложений, пропуск в них 2х существительных.
6. Тест на соответствие.
7. Тест на выбор правильного или неправильного ответа.
8. Описание развития событий при заданных условиях.
9. Сравнение по определенному признаку.
10. Причинно-следственная связь.
Развитию логического мышления, памяти и внимания, коллективного анализа деятельности, размышления, закреплению теоретических знаний содействует составление логических цепочек по изучаемому материалу (работа индивидуальная или в группах). В задании необходимо из набора слов составить утверждение по изучаемой теме, лишнему слову дать определение.
Формирование цифровой компетентности у учащихся развивает личную ответственность за счет самостоятельности в интерпретации получаемой им информации в зависимости от личностного и профессионального опыта. Для повторения пройденного материала, закрепления новой темы, развития аналитико-рефлексивных способностей, способности к систематизации полученной информации при изучении объёмных тем мной практикуется составление вместе со студентами классификаций, заполнение кроссворда «наоборот». При выполнении кроссворда «наоборот» студентам предлагается ключевое слово, на каждую букву которого в изучаемой теме нужно найти термин (допускаются существительные и прилагательные). Затем на каждый термин составляется вопрос. Составление студентами различных тестовых заданий развивает воображение, целеустремленность, помогает запомнить новую информацию. При этом учащимися производятся повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
Специфика информационных технологий именно в том, что они представляют пользователю (педагогу и студентам) громадные возможности: информация в сетях (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев, архивов), а также информация на дисках. Как преподаватель я использую информационные технологии для расширения своего кругозора, для применения цифровизации на уроках и во внеурочное время. При подготовке и организации данных уроков активно использую электронные образовательные ресурсы, сайты и платформы. Использование на занятиях по дисциплинам и на внеурочных мероприятиях электронных учебников и лекций, контролирующих программ, справочников и баз данных, компьютерных иллюстраций значительно расширяет возможности для лучшего усвоения материала, оптимизируют учебный процесс и усиливают мотивацию к учебной деятельности.
Отсутствие стандартных электронных пособий к предлагаемым учебно-методическим комплексам обуславливает создание учебных презентаций по предметам и по внеурочной деятельности. В процессе создания и представления презентаций по заранее выбранным учебным темам активно участвуют студенты, при этом повышается эффективность профессионально-образовательного процесса за счет усиления самоопределяющего начала обучаемых.
Одной из главных целей образования является обеспечение становления профессионала, создание среды для максимальной реализации профессионально-психологического потенциала, определяющего мобильность и конкурентоспособность работника в рыночных условиях. Внедрение цифровизации в образовательный процесс в условиях личностно-ориентированного обучения улучшает качество образования, формирует компетентность учащихся в области информационно-коммуникативных технологий.
Конкурс курсовых проектов проводится как показательная защита обучающимися своих проектов. Конкурс «Лучший курсовой проект» является завершающим этапом в освоении ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, специальность 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Цель конкурса - выявить уровень овладения обучающимися видами профессиональной деятельности и соответствующими компетенциями в ходе выполнения курсового проекта по модулю.
Курсовой проект состоит из пояснительной записки, выполняемой обучающимися в текстовом редакторе Word, и графической части, выполняемой в графическом редакторе КОМПАС-3D.
Участникам конкурса нужно продемонстрировать:
Уровень теоретической подготовки и ораторского искусства;
Умение пользоваться справочной литературой и нормативными документами;
Умение применять теоретическую информацию для выполнения конкретной практической задачи – разработки проекта участка по проведению ТО и ТР парка машин и оборудования с расчетами, описаниями и пояснениями ;
Способность работать с учетно-отчетной документацией по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;
Уровень владения и использования информационно-коммуникационных технологий.
Профессиональное образование как средство освоения информации должно обеспечивать интеграцию различных способов познания и тем самым увеличивать творческие возможности выпускника для свободных и осмысленных действий, для самореализации в условиях рыночной экономики. Добиться преодоления диспропорции в учебном процессе, разрозненности знаний и недостаточной детализированности общих и профессиональных компетенций невозможно без взаимной интеграции и цифровизации учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Активное участие в подготовке к научно-практической конференции, к защите курсовых проектов (поиск и отбор нужной информации, проведение исследований, отработка лекторского навыка, создание презентаций по отсортированному и проанализированному материалу) и непосредственное участие в мероприятии дает уверенность в том, что будущий специалист будет подготовлен к генерированию профессиональных идей, к активному участию в научно-техническом прогрессе, реализует себя и в жизни, и в профессии.
Список литературы
Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. 30.12.2020 № 530-ФЗ). – Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2022). – Текст: электронный.
Об обеспечении единства измерений (с изменениями на 8 декабря 2020 года) (редакция, действующая с 1 января 2021 года) Федеральный закон от 26.06.2008 N102-ФЗ. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: свободный доступ). – Текст: электронный
Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: свободный доступ). – Текст: электронный
Гаврилов, Г. Н. Материаловедение. Неметаллические материалы: комплекс учебн. метод. материалов/ Г.Н. Гаврилов, В.К. Сорокин; Нижегородский гос. техн. ун-т - Нижний Новгород, 2008. - 46 с. – (Профессиональное образование).
Материаловедение: учебное пособие / В.А. Стуканов. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2015. – 368 с.: ил. – (Профессиональное образование).
Маргвелашвили, Л.В. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: Лабораторно-практические работы: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.В. Маргвелашвили. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 208 c.
Мельчаков, М.В. Мобильное рабочее место на базе отечественной ОС / М.В. Мельчаков, П.В. Соловьёв, М.В. Зубов. – Текст : непосредственный // Автоматика, связь, информатика. – 2020. - №11. – С.2-5
Метрология (наука об измерениях) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metrob.ru/-- Загл. с экрана. – (Дата обращения: свободный доступ).
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megabook.ru– Загл. с экрана. – (Дата обращения: свободный доступ).