Формирование традиционных российских ценностей в рамках реализации программ дополнительного образования
Формирование традиционных российских ценностей в рамках реализации программ дополнительного образования
Лисянский Сергей Викторович,
методист, педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги
В настоящее время перед педагогическими учреждениями также, как и перед всеми ответственными органами Российской Федерации, поставлена задача по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Традиционные российские духовно-нравственные ценности – это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности [7].
Согласно Указу Президента Российской Федерации, ним относятся:
жизнь, достоинство, права и свободы человека;
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
высокие нравственные идеалы;
крепкая семья, созидательный труд;
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
историческая память и преемственность поколений, единство народов России [1].
Как методист, педагог дополнительного образования, педагог-психолог по образованию, могу заметить, что необходимо понимать взаимосвязь между целеполаганием, определением содержания воспитательного процесса и диагностикой результативности. Необходимо не только намечать, какие традиционные российские ценности будут сформированы в результате образовательной деятельности, но понимать различные аспекты данной деятельности, методы и диагностический инструментарий, которые помогут измерить достигнутый результат.
Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных ценностей – это важная и многогранная задача. Вот несколько ключевых моментов, отражающих специфику изучения аспектов достижения воспитательных результатов [5]:
1. Многоуровневый подход
Ценностные ориентации можно рассматривать на нескольких уровнях:
индивидуальный уровень: личные ценности, формируемые на основе жизненного опыта, воспитания, образования и культурных влияний;
социальный уровень: коллективные ценности определенных групп, таких как семья, сообщество, этническая группа или нация;
культурный уровень: ценности, которые присущи культуре в целом и передаются через социальные институты, такие как религия, образование, искусство и традиции.
2. Методы исследования
Для изучения ценностных ориентаций применяются различные методы, включая:
качественные исследования: интервью, фокус-группы и наблюдение, которые позволяют глубже понять личные и социальные аспекты ценностей;
количественные исследования: опросы и анкетирование, которые обеспечивают возможность статистического анализа и выявления закономерностей;
кросс-культурные исследования: сравнение ценностей в разных культурах, что позволяет выявить универсальные и специфические для определенных сообществ ценности.
3. Динамичность ценностей
Ценностные ориентиры не являются статичными; они могут изменяться под воздействием различных факторов, таких как:
Социальные изменения: Изменения в обществе, такие как глобализация, модификация семейной структуры, могут влиять на ценностные ориентиры.
Индивидуальный опыт: Жизненные события (например, утрата, успех, путешествия) также могут изменять восприятие индивидом своих ценностей.
Уровень образованности и доступ к информации: Образование и технологические достижения способствуют расширению кругозора и изменению взглядов на традиционные ценности.
4. Влияние на поведение
Ценностные ориентации непосредственно влияют на поступки человека, его решения и поведение в социальных ситуациях. Исследование их роли в поведении – это важный аспект социологии и психологии, позволяющий предсказывать, как люди будут действовать в различных обстоятельствах.
5. Учет контекста
При изучении и формировании ценностей педагогам важно учитывать культурный, исторический и социальный контекст. Ценности, которые имеют смысл в одной культуре, могут быть непонятны или даже отвергнуты в другой. Например, понятия, связанные с уважением к авторитету, могут сильно различаться в зависимости от культурных норм.
6. Влияние на социализацию
Ценностные ориентации формируются и передаются через процессы социализации. Семья, школа, друзья и медиа играют ключевую роль в формировании ценностей у подрастающего поколения. Понимание этих процессов имеет значение для образовательной политики и программ, направленных на воспитание молодежи.
Если обобщить все вышесказанное, то можно сказать, что изучение ценностных ориентаций – это комплексная область, требующая междисциплинарного подхода и учета множества факторов. Понимание этой тематики способствует более глубокому восприятию как индивидуальных, так и социальных процессов, а также позволяет находить пути к разрешению конфликтов и выработке общих ценностей в многообразном обществе.
Не стоит также говорить об изучении духовно-нравственных ценностей в отрыве от носителя этих самых ценностей. Основным потребителем образовательных услуг дополнительного образования и носителем духовно-нравственных ценностей является подросток, так как формирование мировоззрения, убеждений, взглядов и нравственных идеалов возможно, когда ребенок научится анализировать свои поступки. Конечно, многие духовно-нравственные идеалы закладываются на уровне примеров поведения, убеждений семьи, через яркие эмоциональные образы с детства. Но осмысленно ребенок начинает соотносить свои чувства, мысли и поступки с нравственными идеалами, по мнению психологов, с 11–12 лет.
Подростковый возраст – время огромных открытий в различных сферах деятельности, и эти открытия сопряжены с определенными рисками и стрессами. Это период развития между детством и взрослостью. Всемирная организация здравоохранения определяет подростковый возраст от 10 до 19 лет. У юношей и девушек временные рамки этого периода не совпадают. Современные исследователи склоны считать, что подростковый возраст у девушек наступает в 10–13 лет и завершается в 15–18, у юношей – с 11–13 до 16–18. На продолжительность подросткового возраста могу влиять условия развития человека. Интересная закономерность: чем лучше условия жизни (развития), тем продолжительнее этот период.
Человек – существо биосоциальное, это значит, что на становление личности человека влияют как биологические, так и социальные компоненты.
Базовые изменения в теле подростков – это завершение формирования репродуктивных органов, гормональные изменения и изменения в функционировании структур головного мозга. [3]
С точки зрения биологии, подросток – новый человек. Изменения в теле проходят стремительно, буквально меняя человека полностью. Некоторые, свойственные еще ребенку, признаки могут быть полностью утрачены в подростковый период, другие – станут более острыми (заметными), иные – наоборот, ослабнут.
Мозг не всегда успевает за телесными изменениями, кроме того, он сам «занят», пытаясь разобраться с новыми гормонами, которые влияют на его работу.
Все происходящее со вчерашним ребенком и сегодняшним подростком значительно влияет на социальную «составляющую» человека. Идет пересмотр ценностей, исходя из новых потребностей организма (физических и психологических).
Рассмотрим классического подростка, его особенности поведения и потребности:
1. Поиск идентичности: подростки активно исследуют, кто они есть, пробуют различные роли и внешние образы. Этот поиск может вызывать неуверенность и колебания в самооценке.
2. Эмоциональная нестабильность: из-за гормональных изменений и стресса подростки могут переживать резкие перепады настроения. Это нормально, но иногда критически важно научить их управлять эмоциями.
3. Социальные связи: в этом возрасте дружба и взаимодействие с равными становятся особенно важными. Подростки стараются установить крепкие связи, что может иногда приводить к конфликтам.
4. Повышенная чувствительность: подростки могут быть более восприимчивыми к мнениям окружающих. Это делает их уязвимыми, но также способствует развитию эмпатии.
5. Критическое мышление: подростки начинают более активно ставить под сомнение авторитеты и взрослые правила. Это означает, что они лучше понимают свои убеждения и могут формировать собственные взгляды на мир.
6. Рискованное поведение: в поисках приключений и новизны подростки могут принимать импульсивные решения, что иногда приводит к нежелательным последствиям. Эмоции часто берут верх над рациональным мышлением.
7. Самосознание: подростки часто становятся более самоосознанными и начинают активно думать о том, как их видят другие. Это может вызвать тревогу, но и стать толчком для личностного роста.
8. Стремление к независимости: подростки начинают стремиться к независимости от родителей и взвешивать свои решения. Это естественно, но иногда может вызвать конфликты в отношениях со взрослыми.
9. Развитие когнитивных способностей: на этом этапе происходит развитие абстрактного мышления. Подростки начинают понимать более сложные концепции и идеи, что помогает им в учебе и личной жизни.
10. Интерес к новым технологиям: подростки активно используют современные технологии и социальные сети, что влияет на их социальное взаимодействие и восприятие мира.
Если обобщить все вышесказанное, то мы получаем личность, которая находится в состоянии поиска нового, помогающего развиться и вызывающего интерес. «Новое» зачастую заставляет подростка менять референтную группу. Это группа, которая является для человека образцом поведения, нравственным эталоном и значимым ориентиром.
Фактически это критический момент развития, который может радикально изменить все. Именно по этой причине так важно в рамках обучения, говорим мы об основном или дополнительном образовании, особое внимание уделять воспитательной компоненте, как якорю, который поможет удержаться на волнах подступающих изменений.
Ценностные ориентации, которые были важны для ребенка, и «пережившие» подростковые изменения, в дальнейшем смогут стать ориентиром во взрослой жизни – это то, что мы наделяем безусловной ценностью, управляющей нашим повседневным выбором в расстановке приоритетов. Многие из них станут стержнями для уже взрослой личности и определят всю дальнейшую жизнь, в том числе и профессиональную.
Примером работы по формированию традиционных духовно-нравственных ценностей может стать программа воспитания Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги, представленная в статье Ратниковой С.С. «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях дополнительного образования детей», представленная на педагогической конференции в рамках Всероссийского педагогического форума «Культурно-образовательный потенциал России».
В основу программы воспитания МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги легли экзистенциональный, субъектно-деятельностный и событийные подходы к воспитанию.
Экзистенциальный подход к воспитанию наиболее полно учитывает особенности современного ребёнка и актуальную социально-культурную ситуацию. Этот подход акцентирует внимание педагогов на педагогическом стимулировании саморазвития ребёнка, что предполагает осмысление им жизненных событий и реализацию проекта будущей жизни. Необходимо также ориентироваться и на другие подходы, развивающие современные идеи воспитания современного ребёнка и раскрывающие отдельные аспекты экзистенциального подхода [2].
Субъектно-деятельностный подход, суть которого составляет единство личности и деятельности, предполагает, что воспитание в дополнительном образовании – это восхождение к субъектности. Сущность субъектной позиция личности определяется активным, целенаправленным и конструктивным отношением человека к повседневной жизнедеятельности и перспективам его развития. Подобная позиция характеризует человека как личность самостоятельную и творческую, выступающую инициатором собственной деятельности, а не пассивным исполнителем чужой воли, что отражается в самостоятельной оценке детьми происходящих событий – осознании собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, способности самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность [2].
Взаимодействие педагогов и детей в дополнительном образовании должно обеспечивать реализацию субъектной позиции детей. Субъектная позиция подразумевает активную деятельность ребенка и проявляется в четырёх «само-»: саморазвитии, самоопределении, самореализации и самоуправлении.
В последнее время в педагогике был признан одним из ведущих событийный подходы (Г.Е. Соловьев). Согласно событийному подходу, «жизнь человека представляет собой последовательность различных событий, которые имеют различную валентность и характер воздействия на человека в процессе жизни». Событийный подход понимается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности. Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Кроме того, ему присущ целостный характер, так как оказывается воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности [6].
Воспитание подрастающего поколения осуществляется учреждением в рамках единого образовательного пространства с организациями общего образования и рабочей программы воспитания Центра «Созвездие».
Воспитательные события, которые входят в рабочую программу воспитания Центра «Созвездие» выбираются из примерного календарного плана, утвержденного министерством просвещения Российской Федерации, дополняются событиями регионального значения и предлагаются педагогам дополнительного образования. Педагоги моделируют рабочую программу воспитания в рамках реализуемой общеобразовательной общеразвивающей программы с учетом направленности.
Для изучения актуального развития ценностных ориентаций младших школьников подходит ряд методик [3], сочетание которых позволяет оценить ценности в комплексе (Таблица 1).
Таблица 1.
Методики диагностики ценностных ориентиров детей младшего школьного возраста
Для изучения актуального развития ценностных ориентаций детей старшего возраста подходит ряд методик, сочетание которых позволяет оценить ценности [4] в комплексе (Таблица 2).
Таблица 2.
Диагностика формирования ценностных ориентиров старшеклассников
Показатели ценностных жизненных ориентиров | Методики, изучающие данный показатель |
Изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО) личности. | Методика «Ценностные ориентации» (О.И. Моткова, Т.А. Огнева) (7-8 класс) |
Изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности | Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова), |
Изучение ценностных ориентаций | Анкета исследования ценностных ориентаций (М. Рокич), 9–11 классы |
Представленные методики помогут педагогам провести мониторинг сформированности традиционных российских ценностей, чтобы провести анализ, внести изменения в реализуемые программы, наметить новые воспитательные мероприятия.
Литература
Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808».
Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей. Методические рекомендации /М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, В.П. Голованов, А.В. Хурумов / сост. Д.Н. Жадаев. – М.: ФГБУК «ВЦХТ», 2023. – 99 с.
Диагностическая программа изучения ценностных жизненных ориентиров младшего школьника // nsportal.ru – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2018/02/13/diagnosticheskaya-programma-izucheniya-tsennostnyh (дата обращения: 20.11.2024)
Изучаем ценностные ориентации: методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений и студентов педагогических ВУЗов / Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №227 Санкт-Петербурга, РГПУ имени А.И. Герцена; автор-составитель: педагог-психолог Н.А. Пыстогова. – СПб.: ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга, 2018. – 55 с. – URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/10/2.-Метод.-реком.-для-педагогов-Изучаем-ЦО.pdf (дата обращения: 19.11.2024).
Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум; [пер. с англ. А. Маслов и др.]. – СПб.: Питер, 2021. – 939 с.
Соловьев, Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников / Г.Е. Соловьев // Вестник Удмуртского университета «Философия. Психология. Педагогика». – 2009. – Вып.2 – С. 103-111. Традиционные духовно-нравственные ценности определены: появился указ президента // skillbox.ru – URL: https://skillbox.ru/media/education/traditsionnye-dukhovnonravstvennye-tsennosti-opredeleny-poyavilsya-ukaz-prezidenta/ (дата обращения: 26.11.2024).
Ценностные ориентации и личностные миссии // b17.ru – URL: https://www.b17.ru/article/ego_mission/ (дата обращения: 17.11.2024)
Шафран Наталия Валерьевна