Формирование традиционных российских ценностей в рамках реализации программ дополнительного образования

3
1
Материал опубликован 23 September

Формирование традиционных российских ценностей в рамках реализации программ дополнительного образования


Лисянский Сергей Викторович,

методист, педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги


В настоящее время перед педагогическими учреждениями также, как и перед всеми ответственными органами Российской Федерации, поставлена задача по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Традиционные российские духовно-нравственные ценности – это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности [7].

Согласно Указу Президента Российской Федерации, ним относятся:

жизнь, достоинство, права и свободы человека;

патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;

высокие нравственные идеалы;

крепкая семья, созидательный труд;

приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;

коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;

историческая память и преемственность поколений, единство народов России [1].

Как методист, педагог дополнительного образования, педагог-психолог по образованию, могу заметить, что необходимо понимать взаимосвязь между целеполаганием, определением содержания воспитательного процесса и диагностикой результативности. Необходимо не только намечать, какие традиционные российские ценности будут сформированы в результате образовательной деятельности, но понимать различные аспекты данной деятельности, методы и диагностический инструментарий, которые помогут измерить достигнутый результат.

Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных ценностей – это важная и многогранная задача. Вот несколько ключевых моментов, отражающих специфику изучения аспектов достижения воспитательных результатов [5]:

1. Многоуровневый подход

Ценностные ориентации можно рассматривать на нескольких уровнях:

индивидуальный уровень: личные ценности, формируемые на основе жизненного опыта, воспитания, образования и культурных влияний;

социальный уровень: коллективные ценности определенных групп, таких как семья, сообщество, этническая группа или нация;

культурный уровень: ценности, которые присущи культуре в целом и передаются через социальные институты, такие как религия, образование, искусство и традиции.

2. Методы исследования

Для изучения ценностных ориентаций применяются различные методы, включая:

качественные исследования: интервью, фокус-группы и наблюдение, которые позволяют глубже понять личные и социальные аспекты ценностей;

количественные исследования: опросы и анкетирование, которые обеспечивают возможность статистического анализа и выявления закономерностей;

кросс-культурные исследования: сравнение ценностей в разных культурах, что позволяет выявить универсальные и специфические для определенных сообществ ценности.

3. Динамичность ценностей

Ценностные ориентиры не являются статичными; они могут изменяться под воздействием различных факторов, таких как:

Социальные изменения: Изменения в обществе, такие как глобализация, модификация семейной структуры, могут влиять на ценностные ориентиры.

Индивидуальный опыт: Жизненные события (например, утрата, успех, путешествия) также могут изменять восприятие индивидом своих ценностей.

Уровень образованности и доступ к информации: Образование и технологические достижения способствуют расширению кругозора и изменению взглядов на традиционные ценности.

4. Влияние на поведение

Ценностные ориентации непосредственно влияют на поступки человека, его решения и поведение в социальных ситуациях. Исследование их роли в поведении – это важный аспект социологии и психологии, позволяющий предсказывать, как люди будут действовать в различных обстоятельствах.

5. Учет контекста

При изучении и формировании ценностей педагогам важно учитывать культурный, исторический и социальный контекст. Ценности, которые имеют смысл в одной культуре, могут быть непонятны или даже отвергнуты в другой. Например, понятия, связанные с уважением к авторитету, могут сильно различаться в зависимости от культурных норм.

6. Влияние на социализацию

Ценностные ориентации формируются и передаются через процессы социализации. Семья, школа, друзья и медиа играют ключевую роль в формировании ценностей у подрастающего поколения. Понимание этих процессов имеет значение для образовательной политики и программ, направленных на воспитание молодежи.

Если обобщить все вышесказанное, то можно сказать, что изучение ценностных ориентаций – это комплексная область, требующая междисциплинарного подхода и учета множества факторов. Понимание этой тематики способствует более глубокому восприятию как индивидуальных, так и социальных процессов, а также позволяет находить пути к разрешению конфликтов и выработке общих ценностей в многообразном обществе.

Не стоит также говорить об изучении духовно-нравственных ценностей в отрыве от носителя этих самых ценностей. Основным потребителем образовательных услуг дополнительного образования и носителем духовно-нравственных ценностей является подросток, так как формирование мировоззрения, убеждений, взглядов и нравственных идеалов возможно, когда ребенок научится анализировать свои поступки. Конечно, многие духовно-нравственные идеалы закладываются на уровне примеров поведения, убеждений семьи, через яркие эмоциональные образы с детства. Но осмысленно ребенок начинает соотносить свои чувства, мысли и поступки с нравственными идеалами, по мнению психологов, с 11–12 лет.

Подростковый возраст – время огромных открытий в различных сферах деятельности, и эти открытия сопряжены с определенными рисками и стрессами. Это период развития между детством и взрослостью. Всемирная организация здравоохранения определяет подростковый возраст от 10 до 19 лет. У юношей и девушек временные рамки этого периода не совпадают. Современные исследователи склоны считать, что подростковый возраст у девушек наступает в 10–13 лет и завершается в 15–18, у юношей – с 11–13 до 16–18. На продолжительность подросткового возраста могу влиять условия развития человека. Интересная закономерность: чем лучше условия жизни (развития), тем продолжительнее этот период.

Человек – существо биосоциальное, это значит, что на становление личности человека влияют как биологические, так и социальные компоненты.

Базовые изменения в теле подростков – это завершение формирования репродуктивных органов, гормональные изменения и изменения в функционировании структур головного мозга. [3]

С точки зрения биологии, подросток – новый человек. Изменения в теле проходят стремительно, буквально меняя человека полностью. Некоторые, свойственные еще ребенку, признаки могут быть полностью утрачены в подростковый период, другие – станут более острыми (заметными), иные – наоборот, ослабнут.

Мозг не всегда успевает за телесными изменениями, кроме того, он сам «занят», пытаясь разобраться с новыми гормонами, которые влияют на его работу.

Все происходящее со вчерашним ребенком и сегодняшним подростком значительно влияет на социальную «составляющую» человека. Идет пересмотр ценностей, исходя из новых потребностей организма (физических и психологических).

Рассмотрим классического подростка, его особенности поведения и потребности:

1. Поиск идентичности: подростки активно исследуют, кто они есть, пробуют различные роли и внешние образы. Этот поиск может вызывать неуверенность и колебания в самооценке.

2. Эмоциональная нестабильность: из-за гормональных изменений и стресса подростки могут переживать резкие перепады настроения. Это нормально, но иногда критически важно научить их управлять эмоциями.

3. Социальные связи: в этом возрасте дружба и взаимодействие с равными становятся особенно важными. Подростки стараются установить крепкие связи, что может иногда приводить к конфликтам.

4. Повышенная чувствительность: подростки могут быть более восприимчивыми к мнениям окружающих. Это делает их уязвимыми, но также способствует развитию эмпатии.

5. Критическое мышление: подростки начинают более активно ставить под сомнение авторитеты и взрослые правила. Это означает, что они лучше понимают свои убеждения и могут формировать собственные взгляды на мир.

6. Рискованное поведение: в поисках приключений и новизны подростки могут принимать импульсивные решения, что иногда приводит к нежелательным последствиям. Эмоции часто берут верх над рациональным мышлением.

7. Самосознание: подростки часто становятся более самоосознанными и начинают активно думать о том, как их видят другие. Это может вызвать тревогу, но и стать толчком для личностного роста.

8. Стремление к независимости: подростки начинают стремиться к независимости от родителей и взвешивать свои решения. Это естественно, но иногда может вызвать конфликты в отношениях со взрослыми.

9. Развитие когнитивных способностей: на этом этапе происходит развитие абстрактного мышления. Подростки начинают понимать более сложные концепции и идеи, что помогает им в учебе и личной жизни.

10. Интерес к новым технологиям: подростки активно используют современные технологии и социальные сети, что влияет на их социальное взаимодействие и восприятие мира.

Если обобщить все вышесказанное, то мы получаем личность, которая находится в состоянии поиска нового, помогающего развиться и вызывающего интерес. «Новое» зачастую заставляет подростка менять референтную группу. Это группа, которая является для человека образцом поведения, нравственным эталоном и значимым ориентиром.

Фактически это критический момент развития, который может радикально изменить все. Именно по этой причине так важно в рамках обучения, говорим мы об основном или дополнительном образовании, особое внимание уделять воспитательной компоненте, как якорю, который поможет удержаться на волнах подступающих изменений.

Ценностные ориентации, которые были важны для ребенка, и «пережившие» подростковые изменения, в дальнейшем смогут стать ориентиром во взрослой жизни – это то, что мы наделяем безусловной ценностью, управляющей нашим повседневным выбором в расстановке приоритетов. Многие из них станут стержнями для уже взрослой личности и определят всю дальнейшую жизнь, в том числе и профессиональную.

Примером работы по формированию традиционных духовно-нравственных ценностей может стать программа воспитания Муниципальной бюджетной организации дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги, представленная в статье Ратниковой С.С. «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях дополнительного образования детей», представленная на педагогической конференции в рамках Всероссийского педагогического форума «Культурно-образовательный потенциал России».

В основу программы воспитания МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги легли экзистенциональный, субъектно-деятельностный и событийные подходы к воспитанию.

Экзистенциальный подход к воспитанию наиболее полно учитывает особенности современного ребёнка и актуальную социально-культурную ситуацию. Этот подход акцентирует внимание педагогов на педагогическом стимулировании саморазвития ребёнка, что предполагает осмысление им жизненных событий и реализацию проекта будущей жизни. Необходимо также ориентироваться и на другие подходы, развивающие современные идеи воспитания современного ребёнка и раскрывающие отдельные аспекты экзистенциального подхода [2].

Субъектно-деятельностный подход, суть которого составляет единство личности и деятельности, предполагает, что воспитание в дополнительном образовании – это восхождение к субъектности. Сущность субъектной позиция личности определяется активным, целенаправленным и конструктивным отношением человека к повседневной жизнедеятельности и перспективам его развития. Подобная позиция характеризует человека как личность самостоятельную и творческую, выступающую инициатором собственной деятельности, а не пассивным исполнителем чужой воли, что отражается в самостоятельной оценке детьми происходящих событий – осознании собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, способности самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность [2].

Взаимодействие педагогов и детей в дополнительном образовании должно обеспечивать реализацию субъектной позиции детей. Субъектная позиция подразумевает активную деятельность ребенка и проявляется в четырёх «само-»: саморазвитии, самоопределении, самореализации и самоуправлении.

В последнее время в педагогике был признан одним из ведущих событийный подходы (Г.Е. Соловьев). Согласно событийному подходу, «жизнь человека представляет собой последовательность различных событий, которые имеют различную валентность и характер воздействия на человека в процессе жизни». Событийный подход понимается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности. Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Кроме того, ему присущ целостный характер, так как оказывается воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности [6].

Воспитание подрастающего поколения осуществляется учреждением в рамках единого образовательного пространства с организациями общего образования и рабочей программы воспитания Центра «Созвездие».

Воспитательные события, которые входят в рабочую программу воспитания Центра «Созвездие» выбираются из примерного календарного плана, утвержденного министерством просвещения Российской Федерации, дополняются событиями регионального значения и предлагаются педагогам дополнительного образования. Педагоги моделируют рабочую программу воспитания в рамках реализуемой общеобразовательной общеразвивающей программы с учетом направленности.

Для изучения актуального развития ценностных ориентаций младших школьников подходит ряд методик [3], сочетание которых позволяет оценить ценности в комплексе (Таблица 1).

Таблица 1.

Методики диагностики ценностных ориентиров детей младшего школьного возраста

Показатели ценностных жизненных ориентиров

Методики, изучающие данный показатель

Уровень развития коммуникативных действий

Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман)

Уровень развития коммуникативных действий

Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман и др.

Уровень сформированности патриотизма как ценности.

Анкета «Я и моя страна»

Особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Методика «Пословицы» (разработана к. психол. н. С.М. Петровой)


Уровень нравственной воспитанности

Методика «Пословицы» (разработана к. психол. н. С.М. Петровой)

Нравственные представления

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой

Выделение морального содержания действий и ситуаций

Анкета «Оцени поступок» (Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004)


Эмоциональный компонент нравственного сознания

Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой

Семья как ценность, взаимоотношения в семье

Проективная методика «Моя семья»

Жизненные ценности учащихся

Диагностика отношения к жизненным ценностям (по материалам научной школы А.И. Шемшуриной)


Для изучения актуального развития ценностных ориентаций детей старшего возраста подходит ряд методик, сочетание которых позволяет оценить ценности [4] в комплексе (Таблица 2).

Таблица 2.

Диагностика формирования ценностных ориентиров старшеклассников

Показатели ценностных жизненных ориентиров

Методики, изучающие данный показатель

Изучение степени значимости и реализации ценностных ориентаций (ЦО) личности.

Методика «Ценностные ориентации» (О.И. Моткова, Т.А. Огнева) (7-8 класс)

Изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности

Тест исследования реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова),

Изучение ценностных ориентаций

Анкета исследования ценностных ориентаций (М. Рокич), 9–11 классы

Представленные методики помогут педагогам провести мониторинг сформированности традиционных российских ценностей, чтобы провести анализ, внести изменения в реализуемые программы, наметить новые воспитательные мероприятия.


Литература


Указ Президента Российской Федерации от 25.01.2023 № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808».

Воспитание как целевая функция дополнительного образования детей. Методические рекомендации /М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, В.П. Голованов, А.В. Хурумов / сост. Д.Н. Жадаев. – М.: ФГБУК «ВЦХТ», 2023. – 99 с.

Диагностическая программа изучения ценностных жизненных ориентиров младшего школьника // nsportal.ru – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2018/02/13/diagnosticheskaya-programma-izucheniya-tsennostnyh (дата обращения: 20.11.2024)

Изучаем ценностные ориентации: методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений и студентов педагогических ВУЗов / Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №227 Санкт-Петербурга, РГПУ имени А.И. Герцена; автор-составитель: педагог-психолог Н.А. Пыстогова. – СПб.: ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга, 2018. – 55 с. – URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/10/2.-Метод.-реком.-для-педагогов-Изучаем-ЦО.pdf (дата обращения: 19.11.2024).

Психология развития / Грэйс Крайг, Дон Бокум; [пер. с англ. А. Маслов и др.]. – СПб.: Питер, 2021. – 939 с.

Соловьев, Г.Е. Событийный подход в воспитании школьников / Г.Е. Соловьев // Вестник Удмуртского университета «Философия. Психология. Педагогика». – 2009. – Вып.2 – С. 103-111. Традиционные духовно-нравственные ценности определены: появился указ президента // skillbox.ru – URL: https://skillbox.ru/media/education/traditsionnye-dukhovnonravstvennye-tsennosti-opredeleny-poyavilsya-ukaz-prezidenta/ (дата обращения: 26.11.2024).

Ценностные ориентации и личностные миссии // b17.ru URL: https://www.b17.ru/article/ego_mission/ (дата обращения: 17.11.2024)


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо.

0
Вчера в 14:39

Похожие публикации