Фрагмент стенограммы №11. Вебинар для педагогов дополнительного образования, учителей-предметников «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии»
Представляем вашему вниманию фрагмент стенограммы с вебинара «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии». Вебинар для учителей-предметников, учителей начальных классов, педагогов дошкольного образования, педагогов дополнительного образования, преподавателей СПО, методистов, классных руководителей, тьюторов был организован Учебным центром «Урок». Мероприятие провела Ольга Олеговна Жебровская, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ. Кандидат педагогических наук.
В ходе вебинара были представлены особенности конструирования урока, занятия, примерные модели уроков и внеурочных занятий на основе сингапурской технологии на разных уровнях общего образования, возможности и риски использования сингапурской образовательной технологии для организации урока и внеурочного занятия.
Внимание! Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для просмотра на нашем сайте.
...После того, как мы изучили новый материал, на стадии рефлексии (а я опять же сохраняю структуру урока на основе развития критического мышления), мы играем в «крестики-нолики». Если кто-то забыл, то можно освежить память и посмотреть материал прошлого вебинара. Мы предлагаем ребятам написать каждому за столом 4 небольших карточки. Всего карточек получается 16. Мы переворачиваем их изнанкой кверху и раскладываем хаотично. Затем выбираем 9 любых и переворачиваем, видим, что же там на них написано, после чего учитель даёт задание расположить эти карточки в группе в определённой последовательности. Например, это могут быть какие-то математические примеры, которые дети написали сами; если это русский, английский язык, то можно составить порядок слов в предложении; если это литературный герой, то нужно рассказать о порядке появления его в каком-то произведении или какой-то иной признак может быть. Например, если речь идёт о географических объектах, то нужно расположить их в какой-то последовательности (с севера на юг и так далее).
Таким образом, есть масса вариантов, которые мы можем располагать по диагонали, по вертикали, по горизонтали, и можем, соответственно, давать детям такое задание. Это некая творческая работа в группе, и те карточки, которые ребята сделали, потом можно использовать неоднократно для последующей работы. Можно использовать такой вариант для детей, которые что-то пропустили по болезни или как материал для вопросов, зачётов и т.д.
Если остаётся время, то стандартный вариант – запишите, рефлексируйте. Нас это всегда выручает, или же можно предложить какую-то одну структуру, если у вас останется время (хотя я сомневаюсь в этом, поскольку вторая часть этого урока – объяснение новой темы на основе конструктора задач – получится у вас очень насыщенной.
Теперь поговорим о более конкретных вещах (из личного опыта). В сингапурской технологии есть одна структура, которая называется Raft. Кстати, не нужно думать, что сингапурская технология – это значит всегда сидеть за столом по 4 человека и всегда только столбиком. В ней есть разные структуры. Структура Raft – как раз одна из них. Кроме всего прочего, данная структура является одним из приёмов развития критического мышления, и её можно использовать для полноценного конструирования урока. Как это сделать, я покажу чуть далее. Raft в переводе с английского – это «плот». В данном случае, плот нас будет поддерживать. Raft – это роль, аудитория, форма и тема. На предыдущем вебинаре я уже немного говорила о том, как можно организовать эту работу. Напомню сейчас.
Мы принимаем одну тему для всего класса, затем дети выбирают роли. Причём, в отличие от обычного распределения по группам, здесь распределение происходит более-менее симметрично (то есть у каждой группы примерно одинаковое количество и у каждой группы задания чем-то похожи на задания другой группы). Здесь задания могут быть разными и количество детей в группах может быть очень разным. Аудитория – это те слушатели, зрители, читатели или иные категории людей, к которым мы обращаемся в задании, выполняя его. Форма – это то, в каком виде мы выполняем задание (текст, презентация (не PowerPoint, а просто представление какого-то материала), письмо, жалоба, видеофильм, который можно тут же снять на уроке мобильным телефоном и сразу посмотреть, что получилось, а потом в различных программах наложить на него текст или музыку).
Теперь давайте посмотрим, как это можно реализовать на уроке. На слайде урок, который я проводила и описывала. Он мне показался удачным и прошёл очень хорошо. Я его назвала «День Земли. Программа телепередач на завтра». Теперь расскажу о том, в чём был глобальный смысл. Урок проводился в 8 классе, он был одним из последних в году (в апреле). Как раз изучались природные зоны, экологические характеристики территории РФ; мы много говорили о природопользовании, о том, как нужно правильно себя вести и т.д. мне показалось, что можно посвятить целой урок родной Земле, которой обычно отмечается 26 апреля. Хотелось рассказать о том, как возник такой интересный и содержательный день, и я решила предложить детям такой вариант работы. Они с удовольствием в эту игру вписались (причём, обязательным условием было то, чтобы заранее к уроку не готовилось детьми ничего). Таким образом, в рамках структуры урока Raft дети заранее ничего не делают, не готовят никакие спектакли, не приносят костюмы – всё строится на импровизации и создаётся, непосредственно, на уроке...
Это был фрагмент выступления с вебинара Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии. Запись вебинара и дополнительные материалы к мероприятию (презентация) доступны для просмотра на нашем сайте.
Продолжение стенограммы:
Фрагмент стенограммы №12 «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии»
Фрагмент стенограммы №13 «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии»
Фрагмент стенограммы №14 «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии»
Фрагмент стенограммы №15 «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии»
Фрагмент стенограммы №16 «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии»
Завершающий фрагмент стенограммы №17 «Урочная и внеурочная деятельность по сингапурской технологии»