Статья «Игра, как средство социализации школьников с ОВЗ»
Социализация обучающихся с ОВЗ
Игра, как средство социализации младших школьников с ОВЗ.
В статье представлен опыт по развитию социализации школьников среднего звена с ОВЗ через игровую деятельность.
Российская система образования сегодня претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.
Школа выступает первым институтом социализации, который позволяет детям развивать новые привязанности и чувства, выходящие за рамки семьи и имеющие более широкий социальный спектр. Одна из основных функций школы: прививать культуру поведения, понимания, быть сострадательным и чутким в социуме.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. В нашей ежедневной практике остро встают проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с физическими, психологическими и ментальными нарушениями таких обучающихся. Иногда (в отдельных случаях) это проявляется в трудностях взаимодействия, сложностях при речевом контакте. Специальные исследования показывают, что дети, при адекватных их психологическому развитию методах обучения и воспитания, в состоянии усваивать определённые социальные программы, получать несложные профессии, трудиться в меру своих возможностей, быть полезными членами общества.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и реабилитацию, и подготовку к интеграции в общество.
Для успешного обучения и воспитания, для успешной социализации этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). Игровой подход ребенка в жизни - залог его успешности в личной жизни, конкурентоспособности на рынке труда, таким детям легче подобрать варианты выхода из тяжелой жизненной ситуации.
Игра – один из основных видов деятельности детей. Рассматривая множество определений, можно сказать, что игра – вид креативной деятельности, состоящей в имитации или моделировании различных форм деятельности человека в свободной манере. В детском возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, хорошее настроение. Наше внимание привлекла тема «Игра, как средство социализации школьников с ОВЗ», так как именно через игровую деятельность ребенок познает мир.
В своем докладе я представляю опыт работы со слепыми детьми из 5 кл. (в том числе комплексными нарушениями) в условиях школьного логопункта. Социальных проблем в жизни ребенка с нарушением зрения много, и они серьезные. Прежде всего его положение в семье не такое же, как здорового ребенка. Уже в младенчестве с ним обращаются не как с социально равным его зрячим братьям и сестрам. Такое особое положение вызывает, соответственно, неадекватные социальные реакции, которые могут остаться с ним на всю жизнь. Ребенок, который растет пассивно и без разбора принимает помощь, очень скоро привыкает к этому. Причем, сначала он принимает помощь, затем ожидает ее и, наконец, требует. Очень важным условием воспитания ребенка с нарушением зрения является активное включение его в домашнюю жизнь. Необходимо, чтобы ребенок знал, что у него есть определенные обязанности перед другими и что к нему предъявляются такие же требования, как и к другим.
Ребенку, имеющему проблемы со зрением, трудно строить свои взаимоотношения со сверстниками, ведь подвижные игры, в которые играют зрячие дети, ему, как правило, недоступны. С другой стороны, такой ребенок, особенно если он не посещал детский сад, просто не умеет строить свои отношения со сверстниками, поскольку большую часть жизни проводит в обществе взрослых людей - членов своей семьи, которые потакали его желаниям, выполняли малейший каприз, старались лишний раз побаловать.
Работа началась с изучения методической литературы по данной теме, с выявления особенностей развития детей 5 «Е», была проведена диагностика, составлен план занятий. Была обогащена и расширена предметно-развивающая среда. Пополнили атрибутами уголок театрализованной деятельности, сенсорную стенку. Также были оформлены картотеки различных игр: картотека пальчиковых игр, подвижных игр, дидактических игр, опытнической деятельности, сюжетно-ролевых игр.
Для начала с детьми проводились игры на подражание и взаимодействие, на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики. Использование в работе различных игр помогло нам наладить эмоциональный контакт с детьми в период их адаптации к условиям нового для них пространства (кабинета). В период привыкания к новой обстановке могут возникнуть трудности в адаптации. Веселые, эмоциональные игры с использованием художественного слова помогали установить контакт с детьми, вызвать у детей положительные эмоции, симпатии к новому педагогу. Затем постепенно вводили дополнительные виды игр.
Игры:
игры с предметами (игрушками, природным материалом) «Третий лишний», «Найди на ощупь»;
словесные игры (съедобное-несъедобное);
подвижные игры (музыкальная ритм-игра, распевки с движениями);
музыкальные игры ("Разные голоса, разные эмоции", "Поймай звук");
игры-эксперименты.
При осуществлении различной игровой деятельности, в зависимости от места, условий, правил, целей и задач часто применяются игры-задания, игры-развлечения, игры-упражнения из процессов человеческой жизнедеятельности и используются различные области знаний. Все игры имеют развлекательный и познавательный характер, обусловленный досуговым и педагогическим началом. В ходе игрового взаимодействия, как правило, присутствует частичная эмоциональная отдача. Но и она важна как показатель настроения, чувств ребенка.
Структуру детской игры составляют роли, предложенные детям или взятые на себя играющими детьми; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими. Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.
С целью обогащения представлений о важности игры в социализации обучающихся с ОВЗ и организации игровой деятельности мною разрабатываются памятки, рекомендации педагогам и родителям: «Игра с младшим школьником», «Какие игрушки дарить ребенку», «Поиграй со мной!», «Взрослые, дети, игра», "Учимся, творим", "Живем, играем".
Определяя роль коррекционно-воспитательной работы как средства преодоления недостатков развития и лучшей социализации лиц с нарушениями зрения, главным образом следует выделить потенциальные возможности различных видов деятельности, в процессе которых формируются способы ориентации в условиях отсутствия зрения и полисенсорные возможности сохранных анализаторов. В связи с этим, следует выделить важность условий для развития и коррекции нарушенной сенсорной функции и активизации сохранных сенсорных функций в процессе активной, разнообразной и целесообразной деятельности ребенка. Основное условие при организации коррекционно-воспитательных занятий в школе – это комплексный подход, который предусматривает не только формирование представлений, но и обеспечивает развитие и активное включение в процессе познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что работа в этом направлении является полезной и нужной для дальнейшего развития и социализации детей с ОВЗ. А представленный мною опыт может быть интересен для всех, кто имеет отношение к воспитанию и обучению детей с ОВЗ (в том числе с комплексными нарушениями развития).
Список литературы:
Баряева Л.Б., Овчинникова Т.С., Черная О.В.Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. Издательство: Каро, 2010, с. 248.
Божович Л. И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. – М., 1960.
Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере. Издательство: Владос, 2004, с.136.
28.10.2024