12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксения435
Выпускница РГПУ имени Герцена, факультет коррекционной педагогики (2012 год).
Россия, Кудрово
8

Игры на развитие моторного планирования обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство ликвидации пробелов в знаниях на занятиях учителя- дефектолога

Игры на развитие моторного планирования обучающихся с особыми образовательными потребностями как средство ликвидации пробелов в знаниях на занятиях учителя- дефектолога


В последние годы обсуждение проблем общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы приобрело достаточно широкий характер. Основное внимание в психолого-педагогических и философско-социальных работах привлечено к проблемам обучающихся, испытывающих стойкие трудности в усвоении традиционных школьных программ и в адаптации к социальному окружению в образовательном учреждении и вне его. Повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не готовых к обучению (т.е. не готовых осваивать определенный объем знаний, умений и навыков в определенные сроки) на последовательно сменяющихся этапах образования: от дошкольного — к младшему школьному и от него — к младшему подростковому, а затем и к подростковому.

Я работаю учителем-дефектологом в общеобразовательной школе. На базе нашего учреждения инклюзивно обучаются дети по АООП НОО ОВЗ (вариант 7.1), а также есть несколько коррекционных классов, обучающихся по АООП НОО ОВЗ (вариант 7.2).

Под термином «задержка психического развития» понимается неравномерность формирования психических функций (причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов). Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической или функциональной недостаточностью центральной нервной системы (ЦНС): оно связано с микромозговой дисфункцией или замедленным темпом созревания и функционального объединения различных структур мозга, функциональной незрелостью ЦНС в силу сочетания биологических и социальных причин (соматическая ослабленность, педагогическая запущенность и др.)

Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения.

В рамках программы психокоррекционной помощи и коррекционно-развивающей работы выделяются следующие потребности:

• обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики (быстрой истощаемости, низкой работоспособности);

• щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;

• изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей сенсомоторной и познавательной деятельности (пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов нейропсихологической коррекции, игровой терапии и др.); • обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса с учетом прогноза уровня готовности ребенка с ЗПР к школе, к обучению в условиях интеграции и инклюзии.

По ФГОС НОО ОВЗ для детей с ЗПР коррекция нарушений двигательной сферы осуществляется в рамках коррекционного курса «Ритмика», который направлен на развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков. Но в коррекционно-развивающую область также входят занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога.

Я остановлюсь на занятиях учителя-дефектолога.

Организация двигательной активности и моторного развития обучающихся с ЗПР важна, так как их особенностью является высокая утомляемость, из этого следует, что активизация двигательной активности является значимой работой как в образовательной деятельности, так и на занятиях учителя-дефектолога. Также важно научить обучающихся с ОВЗ моторному планированию, так как ребенку с моторными дисфункциями, задержкой психического развития трудно осуществлять моторное планирование, тяжело осваивать новые навыки движения.

Есть отработанные действия, не требующие выставления логической последовательности действий, они выполняются автоматически. Моторное планирование появляется тогда, когда перед человеком стоит новая задача. Поэтому для активного развития ребенка необходимо все время учиться делать что-то неосвоенное, ставить новые задачи с постепенным усложнением алгоритма действий.

На занятиях я организую предметно-пространственную развивающую среду и организую двигательную деятельность детей с постепенным усложнением алгоритма действий для активизации навыка моторного планирования.

Вот несколько примеров заданий и упражнений из моей практики работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития).


Деревянная башня


t1674458503aa.png

Деревянная башня –универсальная игра для обучающихся любого возраста.

Играть можно как на индивидуальных занятиях в паре с дефектологом, так и на групповых занятиях.

Игра с башней помогает при ликвидации пробелов в знаниях. Так как на гранях брусочков выжжены числа от 1 до 56, то по заданию дефектолога обучающиеся могут вынимать заданные бруски (например, кратные двум, трем), составлять примеры на сложение и вычитание, умножение и деление с цифрами на вытянутых брусках, изучать понятие «больше-меньше» и т.д.

Помимо развития мелкой моторики деревянная башня развивает логическое мышление, чувства равновесия и баланса, внимание и пространственную ориентацию.

Геоборд

t1674458503ab.png

Эта специальная доска для конструирования различных изображений привлекает внимание как младших школьников, так и учащихся среднего звена. В зависимости от возраста подбираются разные по сложности схемы изображений и узоров.

Геоборд помогает при ликвидации пробелов в знаниях: с его помощью мы можем повторять геометрические фигуры, цветовосприятие, понятие площади, доли, дроби.

Помимо развития мелкой моторики геоборд с резинками помогает развитию логического мышления, цветовосприятия, воображения и творческих способностей.

Головоломки

t1674458503ac.gif

Головоломки-сортеры помогают включить в игровую деятельность обучающихся с ЗПР.

Такая игра имеет дифференцированный подход: в зависимости от уровня развития ребенка задания могут выполняться как с опорой на схему-подсказку, так и по памяти.

Такие головоломки помогают в ликвидации пробелов в знаниях: повторение понятий цвета, формы, геометрические представления, количество, доли и дроби. Отдельные части головоломки закрепляют понятия обучающихся о цвете и форме, геометрических фигурах, понятии «количество». Также они развивают мелкую моторику, логическое мышление, память, воображение и ориентацию в пространстве.

Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка. Обучение в игровой форме при работе с детьми с особыми образовательными потребностями помогает решить сразу несколько задач: создать ситуацию успеха на занятии, помочь в отличной от урочной формы освоить трудный для понимания материал, научиться моторному планированию и скорректировать такие высшие психические функции как восприятие, память, мышление и внимание.



Список использованных источников и литературы:

Микляева, Н. В. Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Микляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 236 с. — (Бакалавр. Академический курс)

Психолого-педагогические технологии работы с обучающимися, имеющими задержку психического развития: Учебное пособие / Сост. Ю.В. Селиванова, О.В. Соловьева – Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 102 с.

Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 1995. - 198 с

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.