Игровые приёмы на этапе автоматизации звука в слогах и развитие мелкой моторики у младших школьников на логопедических занятиях
«Игровые приёмы на этапе автоматизации звука в слогах и развитие мелкой моторики у младших школьников на логопедических занятиях».
Кудрявцева Елена Геннадьевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ №93
Барабинского района
Новосибирской области.
Дети, поступающие в первый класс в норме должны правильно произносить все звуки родного языка. Но на практике, учащихся с нарушениями звукопроизношения, пришедших в школу - много. Когда проведена предварительная работа и звук поставлен, переходим к этапу автоматизации звука в слогах. Очень часто данный этап для детей с механическим повторением является скучным и однообразным, так как необходимо многократно повторять слоги за логопедом с тем звуком, который ребёнок научился произносить правильно. А чтобы коррекционная работа по автоматизации звука в слогах была интересной для ребёнка, особенно для учащегося с ОВЗ, побуждала его с увлечением, а самое главное была эффективной, мне приходится придумывать, искать в интернете, заимствовать у коллег интересные игровые приёмы и упражнения.
На своих логопедических занятиях по автоматизации поставленного звука в слогах применяю игровые приёмы с движениями пальцев рук, с применением подручных предметов и одновременным проговариванием слогов.
В своей коррекционно - развивающей работе с детьми использую сказочных или мультипликационных героев, которым необходима помощь. Учащиеся испытывают заинтересованность, когда вместе с любимым героем выполняет задание. Дети с большим удовольствием вместе с ними преодолевают различные трудности, препятствия, встречающиеся на пути, и выполняют разнообразные задания на проговаривание слогов с поставленным звуком.
Вашему вниманию представляю игровые приёмы, переработанные мной для коррекции речи у учащихся с речевыми нарушениями и обучающихся с ОВЗ на этапе автоматизации звука в слогах. Идеи я взяла в интернете и из логопедических пособий.
1.«По следам невиданных зверей»
Сюжет выстраиваем так, чтобы побудить ребёнка к выполнению задания. Указательным и средним пальцами дети «шагают» по столу, по дорожкам, по следам животных, по камушкам и повторяют за логопедом слоги. Сначала одной рукой, потом другой, а можно и двумя, для того, чтобы встретились друзья, мама с детёнышем животного и так далее.
2.«Ёжик идёт, слоги поёт»
Ребёнок по одной ладошке и пальчикам катает еловую шишку, колючий шарик и произносит или поёт (тянет) слоги за логопедом. Сначала на одной руке, потом руку меняет.
Данное игровое упражнение способствует не только закреплению звуков, но и выполняет элементы самомассажа, активизируя речь детей.
3.«Узелок развяжи, слог повтори»
На длинных и коротких разноцветных лентах заранее завязываю узелки, чтобы ребёнок мог развязать. Даётся задание развязать узелок и повторить слог за логопедом. Усложнить можно, давая задание запомнить 2-3 слога, а потом по памяти произнести эти слоги и развязывает на каждый слог узелок.
4.«Кубик кидай, слоги повторяй»
Ребёнок кидает кубик с разным количеством точек на гранях. Сначала повторяет за логопедом слог, столько раз - сколько точек выпало на грани. Затем задание усложняем: нужно повторить разные слоги с автоматизируемым звуком (в зависимости от количества точек) и одновременно отстучать палочкой, или отхлопать, или подпрыгнуть, или выложить такое же количество пуговиц на столе.
5.«Палочка - повторялочка»
Ребёнок катает разноцветную палочку (у меня это цветные колпачки от фломастеров, короткие ребристые цветные карандаши, четырёхгранные счётные палочки). Поочерёдно между пальчиками сначала на одной руке, потом на другой, а потом на обеих и произносит один или несколько слогов с отрабатываемым звуком, чтобы палочка не упала, иначе сказочный герой не дойдёт до дома, не встретится с другом, с мамой и тд.
6.«Бусы»
Собрать бусы для мамы, для Матрёшки или другого персонажа. Нанизывать на верёвку, толстую нитку, тонкую проволоку цветные пуговицы, бусины, проговаривая слоги.
7.«Украшалки»
Карточка с изображением предмета (цветного, контурного), которому нужно украсить крылышки, платье, костюм пуговицами или фигурами подходящего цвета. Логопед называет слог или несколько слогов с автоматизируемым звуком, а ребёнок повторяет слоги и одновременно кладёт пуговицы или фигуры на картинку с изображением предмета нужным цветом. «Укрась крылышки бабочки, жука, чтобы он мог полететь и повтори слоги».
8.«Построй дом»
«Построй дом для Лунтика, Буратино, Чебурашки». Перед ребёнком лежат картонные кирпичики и крыша. Ребёнок строит дом, повторяя слоги за логопедом. Когда поставит крышу, назвать звук, который учится правильно произносить (одинаковый звук произносил во всех слогах).
9.«Волчок крути, слоги повтори»
Ребёнок крутит волчок, и пока он крутится, повторяет один или несколько слогов с автоматизированным звуком. Можно усложнить игру: сначала волчок крутит одной рукой и называет слог, потом крутит волчок другой рукой и называет другой слог.
10. «Мяч катай – слоги повторяй»
Ребёнок катает небольшой мячик между руками и героями сюжета по столу и повторяет слог или слоги, которые ему повторить за логопедом.
Использование в логопедической работе игровых приёмов с развитием мелкой моторики пальцев рук и одновременное проговаривание слогов способствуют развитию речеслуховой памяти, внимания и закреплению правильного произнесения автоматизированного звука.
Таким образом, применение на логопедических занятиях игровых методов и приёмов помогает повысить мотивацию у учащихся с речевыми нарушениями и обучающихся с ОВЗ.
Источники:
Интернет ресурсы:
Лунтик: https://www.pinterest.ru/pin/647814727634633038/
Матрёшка: http://www.novosibirskgid.ru/industry/answers/gde-kupit-matreshki-v.html
Девочка: http://lenagold.ru/fon/clipart/d/dev5.html
Калягина Ирина Владимировна
Елена Геннадьевна Кудрявцева