Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Дружба» г. Ярцева Смоленской области
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
педагогическим советом приказом МБДОУ «Детский сад № 14»
протокол от 30.08.2020 № 1 от 31.08.2020 № 56_
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НА ВОСПИТАННИКА
Софию С.
Срок реализации программы:
4 учебных года (2020/2024)
СОГЛАСОВАНА
______________
Разработана:
педагог-психолог Мамлеева О.В.
воспитатели: Сорокина И.О.
Лапутина Н.А
Учитель логопед Харитонова О.А
Музыкальный руководитель:
Евстафьева А.С
Содержание.
| Общие сведения о ребенке. | 3 |
| Психолого-педагогическая диагностика | 3 |
| Характеристика нарушений речевого развития детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени. | 5 |
| Специалисты, участвующие в реализации программы | 7 |
| Цели и задачи ИОП | 8 |
| Индивидуальный план | 9 |
| Организация образовательной деятельности | 9 |
| График индивидуально коррекционно – развивающей работы | 14 |
| Содержание образования | 15 |
| План сотрудничества специалистов с семьей | 26 |
| Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов | 28 |
| Средства мониторинга и оценки динамики. | 29 |
| Планируемые результаты освоения ИОП. | 29 |
| Список литературы. | 31 |
Общие сведения.
Фамилия, имя ребенка Самина София Ивановна
Дата рождения 03.10.2016
Домашний адрес г. Ярцево, ул. Автозаводская дом 24 кв.88
Дата поступления в ДОУ/группу 07.10.2020 (не посещала детский сад)
Заключение ТПМПК предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью
Диагнозы специалистов (психиатр) F79.8
Возраст (на момент обследования): 4 года
Дата составления ИОП ноябрь 2020 г. (с учетом адаптации)
Дата обследования: октябрь 2020г.
Срок реализации программы: 4 учебных года
ИПРА ребенка-инвалида (04.02.2020):
Низкий реабилитационный потенциал
Ограничения основных категорий жизнедеятельности:
- неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц
- способность к обучение только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий
-неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц
- неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц.
По заключению ТПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталости. ИОП составлена с опорой на 4 года обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения (с учетом программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой). Основным способом деятельности являются сопряженные действия со взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.
Психолого-педагогическая диагностика
Характеристика интеллектуальной деятельности
(диагностический инструментарий 3-4 года)
Восприятие | |
Цвет | Не называет |
Форма Тест «Найди одинаковые фигуры» (авт.А.Н.Смирнова) (до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг) | геометрические фигуры не называет, одинаковые не находит |
Величина - Предметные картинки с предметами различной 4величины (покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий) | не показывает |
- Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке: 3 полоски | отказался выполнять |
Внимание (методика С.Лиепинь) | сконцентрироваться на задании не может, отворачивается, встает |
Мышление | |
1.Наглядно-действенное Уровень оценивается по таблицам Сегена – восприятие формы. Пирамидка. | простые вкладыши не соотносит собирает без учета величины |
Наглядно-образное Классификация предметов | не справилась |
Словестно-логическое назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать: | не справилась |
4. «Четвертый лишний» | с заданием не справилась |
5. «Нелепицы» | на юмористическое изображение не реагирует |
6. Понимание картин со здравым смыслом | не справилась |
7. Разрезная картинка | не собирает картинку из двух частей |
Память | |
1.Слуховая память Запомни 10 слов (методика А Лурия) 4 года – до 5 слов: | _________ |
Зрительная память «Чего не стало?» 4 года – до 5 игрушек: | --------------- |
Особенности эмоционально-волевой сферы | |
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования: | эмоциональное возбуждение |
Характер деятельности: а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса б) целенаправленность деятельности в) наличие самоконтроля в деятельности | интереса к заданиям не 4проявляет отсутствует отсутствует |
2. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания | отсутствует |
3. Критичность в оценке своей деятельности | отсутствует |
4. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов | при чтении сказки и показе картинок эмоционального отклика не возникло |
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения | неустойчивое |
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми | на контакт со взрослыми и детьми идет. |
Характеристика нарушений речевого развития детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени.
Нарушения речи у умственно отсталых детей представляют собой нарушение речевой деятельности в целом. Структура речевого дефекта у детей с умственной отсталостью является неоднородной. Это обусловлено тем, что нарушения речи у этих детей вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов, воздействующих на формирование различных уровней речевой функциональной системы. Однако ведущим нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта у умственно отсталых детей является недоразвитие семантического компонента речи. Нарушения речевого развития у детей данной категории проявляются в раннем возрасте.
Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Это обнаруживается уже в доречевой период и проявляется в слабой выраженности гуления, в позднем появлении активного лепета.
Характерно, что лепет почти не структурируется, в нем едва просматриваются ритмические структуры (серии слогов, организованные по принципу повторности и чередования). Но главное - почти отсутствует ответный лепет, то есть лепет в ответ на обращение взрослого. Отмечается запаздывание появления первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью; переход от отдельных слов к двусловному предложению растягивается (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) на долгое время.
У детей с интеллектуальными проблемами медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность речевого творчества, наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения, не сформировано фонематическое восприятие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, снижена речевая активность. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых формах словоизменения; нарушено словообразование; характерна слабая сформированность связной речи или её отсутствие.
Характерные особенности просодической стороны речи детей с нарушением интеллекта выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. В речевых нарушениях преобладает семантический (смысловой) дефект. Нарушения речи очень стойки.
Среди детей с нарушением интеллекта есть дети с различным уровнем развития речи: совсем не владеющие активной речью;
владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой;
владеющие формально хорошо развитой речью.
Нарушения звукопроизношения определяются комплексом патологических факторов. Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта: несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;
позднее развитие фонематического слуха;
недоразвитие общей и речевой моторики (нередки остаточные явления параличей, парезов речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи);
аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и мягкого неба, челюстей.
Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и торможения проявляются у детей с нарушением интеллекта при постановке и, особенно при автоматизации звуков.
Коррекция нарушений звукопроизношения связана с формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения проявляются на фоне системного недоразвития речи умственно отсталых детей. Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи. Выполняют какие-либо действия, контактируют друг с другом, играют дошкольники, как правило, молча. Они не сопровождают свои действия речью и лишь иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера.
Многие из детей пользуются жестами, мимикой, движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях, положительных или отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях и т.д.
У умственно отсталых детей различные компоненты языковой системы нарушаются неоднозначно, в большей мере страдает семантический компонент языковой системы, в меньшей – план выражения. Более грубо нарушен синтаксический компонент, чем морфологическая система языка, в которой лучше усваиваются формы с простым, конкретным значением. Сенсомоторный уровень речи у одних детей является сохранным, у других же – нарушены как моторика, так и сенсорно – перцептивный уровень восприятия речи. Речь детей с интеллектуальной недостаточностью отличается от речи их сверстников в норме. Они часто не могут установить и объяснить связи между предметами, событиями, персонажами художественных произведений, людьми в окружающей обстановке; плохо рассказывают, невнятно передают свои впечатления и т.д.
До конца дошкольного возраста у детей остается полностью несформированной регулирующая функция речи. Речь почти не включается в процесс деятельности, не оказывает не него должного организующего и регулирующего влияния. Поэтому дети очень часто не могут самостоятельно играть. Слабость планирующей функции приводит к потере первоначального замысла.
Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении; в нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.
Специалисты, участвующие в реализации программы
педагог-психолог О.В. Савченкова
музыкальный руководитель А.С.Евстафьева
воспитатели: Сорокина И.О, Лапутина Н.А
учитель – логопед Харитонова О.А
Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации программы.
Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.).
Разработка интегрированного плана на основе комплексной диагностики.
Интегрированная совместная деятельность с детьми.
Совместное проведение родительских пятиминуток, индивидуальных консультаций и бесед.
Взаимопосещение, консультативный диалог.
Совместная стендовая информация.
Цели и задачи ИОП
ИОП спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов ребенка.
Программа позволяет:
предоставить ребенку образование в соответствии с его возможностями и потребностями;
предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и быть активным участником вместе с ребенком и педагогами осваивать адаптированную основную образовательную программу.
Цель: оказание комплексной помощи – организация специальной образовательной среды и социума для Софии С; содействие социализации ребенка и максимальное развитие ее потенциала.
Задачи:
Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи ребёнку – инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии);
Обеспечение успешной социально-бытовой ориентировки ребёнка – инвалида;
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка – инвалида, организации двигательной активности.
Консультационная работа с родителями.
Индивидуальный план.
Наиболее значимые жизненные компетенции:
самообслуживание
ориентировка на себе и в пространстве
социальное поведение
коммуникативные навыки
Программа по формированию жизненных компетенций у ребенка состоит из следующих разделов:
«Формирование представлений о себе и окружающем мире»
«Развитие навыков жизнеобеспечения»
«Предметно-игровая деятельность»
«Социально-коммуникативное и речевое развитие»
«Физическое развитие»
«Продуктивные виды деятельности»
7.Организация образовательной деятельности
«Формирование представлений о себе и окружающем мире»
- учить знать свое имя и отзываться на него
- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);
- учить соотносить предметы с их изображением;
- учить сличать парные предметы и картинки;
- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);
- учить сличать геометрические фигуры;
- учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
- учить различать объёмные формы – кубик, шар;
- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);
- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;
- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;
- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);
- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).
- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);
- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;
- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.
- знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);
- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;
- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.
- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;
- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.
- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;
- учить выполнять действия с крупной шнуровкой;
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;
- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);
- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;
- учить откручивать детали игрушек, конструктора;
- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.
«Развитие навыков жизнеобеспечения»
- прием пищи: обучение пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных особенностей)
- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;
- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;
- учить снимать и вешать на место своё полотенце;
- учить застёгивать большие пуговицы;
- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;
- учить развешивать вещи на стульчик;
- учить пользоваться салфеткой;
- учить проситься в туалет, указывая жестом;
- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;
- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь;
«Предметно-игровая деятельность»
Обучение игре
- учить брать и ставить предметы на место;
- учить использовать игрушки по функциональному назначению;
- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);
- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;
- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.
Социально-коммуникативное и речевое развитие:
- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);
-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;
-учить находиться рядом с детьми и взрослым при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;
- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;
- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;
- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;
- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.
- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);
-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.
- учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на...);
- учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек;
- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;
- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).
Физическое развитие (физическое здоровье):
- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;
- обучать элементарным правилам подвижных игр;
- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;
- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;
- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;
- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;
- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.
Художественно-эстетическое развитие:
Лепка:
- учить сидеть за столом в процессе выполнения работы;
- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;
- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;
- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.
Аппликация:
- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;
- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);
- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.
Рисование:
- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;
- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);
Развитие музыкально-ритмических навыков:
- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;
- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;
- развивать микромоторику пальцев рук;
- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);
- вовлекать в хороводные игры с детьми.
8.График индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Специалисты | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
| | | | | |
инструктор по ФК | групповое 11.00-11.20 | индивидуальное 11.00 – 11.20 | групповое 9.25 – 9.45 | | групповое 10.20 – 10.40 |
педагог-психолог | индивидуальное 9.30 – 9.40 | | индивидуальное 11.00 – 11.20 | | |
учитель - логопед | | индивидуальное 15.00 – 15.15 | | индивидуальное 15.00 – 15.15 | |
музыкальный руководитель | | групповое 10.00 – 16.25 | | групповое 10.10 – 10.35 | индивидуальное 10.10 – 10.30 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
9.Содержание образования
| в начале года | в середине года | в конце года | |
Социально-коммуникативное развитие | ||||
Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого. | | | | |
Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции | | | | |
Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки) | | | | |
Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении | | | | |
Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: - принимать помощь взрослого | | | | |
- разрешать дотрагиваться до своих рук | | | | |
- принимать поглаживание по голове | | | | |
Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.) | | | | |
Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней, | | | | |
Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см; | | | | |
Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см; | | | | |
Откликаться на свое имя | | | | |
Называть свое имя | | | | |
Узнавать себя в зеркале | | | | |
Узнавать себя на индивидуальной фотографии | | | | |
Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним; | | | | |
Положительно реагировать на одного из сверстников (друга, подругу), выделять его среди других детей; | | | | |
Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; | | | | |
Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения | | | | |
Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками. | | | | |
Обучение игре | | | | |
Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними; | | | | |
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим; | | | | |
Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной; | | | | |
Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле; | | | | |
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в коляске; | | | | |
Нагружать в машинку игрушки, перевозить их. | | | | |
Культурно-гигиенические навыки | | | | |
Проситься в туалет; | | | | |
Самостоятельно спускать штанишки и садиться на унитаз; | | | | |
Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами; | | | | |
Мыть руки; | | | | |
Пользоваться своим полотенцем; | | | | |
Самостоятельно вытирать руки; | | | | |
Садиться за стол на свое место; | | | | |
Не есть руками; | | | | |
Не пить из тарелки; | | | | |
Не наполнять ложку руками; | | | | |
Вытирать рот и руки салфеткой; | | | | |
Не выходить из-за стола, не окончив еды; | | | | |
Знать свой шкафчик для одежды; | | | | |
Снимать колготки самостоятельно; | | | | |
Надевать колготки с помощью воспитателя или няни; | | | | |
Самостоятельно снимать и надевать их с помощью воспитателя или няни; | | | | |
Самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы, | | | | |
Самостоятельно снимать и надевать шапку, обувь; | | | | |
Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место; | | | | |
Пользоваться помощью взрослого | | | | |
Благодарить за оказанную помощь | | | | |
Речевое развитие | | |||
Пользоваться невербальными формами коммуникации; | | | | |
Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки; | | | | |
Проявлять интерес к окружающему: - людям, | | | | |
- действиям с игрушками и предметами | | | | |
Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых: - рассказам, - стихам, - потешкам, - песенкам. | | | | |
Воспроизводить знакомые звукоподражания, | | | | |
Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы; | | | | |
Выполнять действия по простым речевым инструкциям, | | | | |
Отвечать на простые вопросы: - о себе, | | | | |
- ближайшем окружении. | | | | |
Познавательное развитие | | | | |
Сенсорное развитие | | |||
Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»; | | | | |
Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (на невербальном уровне): - большой – маленький, | | | | |
- горячий – холодный, | | | | |
- кубик – шарик. | | | | |
Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»; | | | | |
Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из двух); | | | | |
Складывать разрезную картинку из двух частей; | | | | |
Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой. | | | | |
Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок). | | | | |
Конструирование | | | | |
Положительно относиться к процессу и результатам конструирования; | | | | |
Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций; | | | | |
Создавать простейшие постройки из строительного материала (3-4 детали); | | | | |
Создавать простейшие постройки из палочек; | | | | |
Проявлять интерес к выполнению коллективных построек | | | | |
Совместной игре с ними; | | | | |
Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе; | | | | |
Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик; | | | | |
Играть, используя знакомые постройки. | | | | |
Ознакомление с окружающим | | | | |
Называть свое имя | | | | |
Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» | | | | |
Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; | | | | |
Показывать на фотографии (выделив из трех) - себя | | | | |
- маму | | | | |
- папу | | | | |
Показывать или называть отдельные предметы - одежды, | | | | |
- посуды, | | | | |
- игрушки | | | | |
Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых - животных, | | | | |
- птиц | | | | |
Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево). | | | | |
Художественно-эстетическое развитие | | | | |
Лепка | | |||
Активно реагировать на предложение взрослого полепить; | | | | |
Соотносить лепные поделки с реальными предметами; | | | | |
Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку). | | | | |
Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок). | | | | |
Положительно относиться к результатам своей работы; | | | | |
Аппликация | | |||
Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета; | | | | |
Наклеивать заготовку | | | | |
Соотносить аппликацию с реальными объектами; | | | | |
Положительно относиться к результатам своей работы. | | | | |
Рисование | | |||
Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, | | | | |
Обследовать предмет перед рисованием, | | | | |
Проводить прямые линии, | | | | |
Проводить прерывистые линии, | | | | |
Проводить волнистые линии, | | | | |
Положительно относиться к результатам своей работы. | | | | |
Музыкальное воспитание | | | | |
Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух); | | | | |
Прислушиваться к словам песен; | | | | |
Подпевать отдельные слова и слоги песен; | | | | |
Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать); | | | | |
Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности; | | | | |
Участвовать в коллективной досуговой деятельности. | | | | |
Физическое развитие | | |||
Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит | | | | |
Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку | | | | |
Выполнять движения по подражанию взрослому | | | | |
Бросать мяч по мишени | | | | |
Ходить стайкой за воспитателем | | | | |
Ходить друг за другом, держась за веревку рукой | | | | |
Ходить по дорожке и следам | | | | |
Спрыгивать с доски | | | | |
Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске | | | | |
Проползать под верёвкой | | | | |
Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе | | | |
Критерии оценивания: + выполняет # с помощью педагога - не выполняет
Структура психолого-педагогического процесса коррекции включает следующие этапы:
Психологическая коррекция:
▪ установление контакта со взрослыми;
▪ смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
▪ стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
▪ формирование целенаправленного поведения;
▪ преодоление отрицательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, негативизма, расторможенности влечений, стереотипий);
▪ формирование коммуникативных навыков и социализация в обществе.
Педагогическая коррекция:
▪ формирование навыков самообслуживания;
▪ формирование навыков изобразительной и творческой деятельности;
▪ реализация коррекционно-развивающих задач, расширение представлений об окружающем мире.
10 План сотрудничества специалистов с семьей.
Цель работы с родителями – создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Работа с родителями включает несколько направлений:
- просветительский блок (информирование об особенностях ребенка, структуре нарушения, этиологии, возможностях психокоррекции, лечебных центрах, куда можно обратиться за помощью и др.);
- консультативно-методический (разработка рекомендаций, методическое
обеспечение, консультативная поддержка семьи);
- психокоррекционный и психопрофилактический (оказание профилактической и психокоррекционной помощи самим родителям, у которых возникают психологические проблемы).
Работая с родителями, педагоги помогают им:
Преодолевать:
отрицание реального состояния ребенка;
искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;
дезадаптивное защитное поведение;
беспомощность;
чувство вины, неполноценности;
страхи.
Осознавать и понимать:
актуальное состояние и развитие ребенка, его здоровья;
работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение;
других.
Разрешать себе:
меняться;
моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
непосредственно воспринимать реальность;
выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
принимать ребенка и других членов семьи.
Психолого – педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:
диагностика детско-родительских отношений;
совместные занятия специалистов с детьми и их родителями, на которых
родители учатся взаимодействию со своим ребенком;
индивидуальные консультации родителей;
родительские собрания;
тренинговые занятия
В целом задачами работы с родителями можно считать информирование их о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним, отказ от дезадаптивных идей и поведения, обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком и другими членами семьи.
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов.
Организация пространства.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной,
- трансформируемой,
- полифункциональной,
- вариативной,
- доступной и безопасной.
В период адаптации, для установления доверительных отношений, педагоги и специалисты присоединяются к стереотипным играм ребенка. Логопедический кабинет, кабинеты психолога для занятий с ребенком организовать таким образом, чтобы была максимальная простота в обстановке, отсутствовали какие-либо отвлекающих факторов. Для установления зрительного контакта, педагогам и специалистам использовать предметы, которые интересуют ребенка (колокольчик, микрофон, звучащие игрушки). Подносить к своему лицу интересующий предмет и ждать от ребенка встречи взглядов. Встретившись глазами, улыбнуться и сказать слово «привет». Таким образом, можно установить зрительный контакт около тридцати четырех раз. В течение дня необходимо насыщать тело различными физическими движениями.
Параметр | исполнение | ресурс для исполнения |
Организация предметно-развивающегося пространства | 1.Центр речевого развития Центр логико – 28математического развития Центр художественно-эстетического развития (театр, музыка, изо) Центр художественной литературы Центр сенсорного развития Центр конструктивной деятельности Центр настольно-дидактических игр 9. Центр сюжетно-ролевых игр 10.Центр физического развития и здоровья | Органайзер «Визуальных картинок», «Парные картинки», альбом звукоподражаний, Счетный материал, геометрические фигуры. Перчаточные и пальчиковые театры. Бубен, колокольчик. Карандаши, бумага, раскраски. Альбом семейных фотографий. Книги, иллюстрации. Вклыдыши, пазлы, фасолевый бассейн, игры с крупой (песком). Деревянный конструктор, конструктор «лего». Игры: «Один – много», «Большой – 28маленький», «Что из чего сделано», «Разрезные картинки» Атрибуты к с-р игре «Семья», «больница». Мячи, обручи. |
11 Средства мониторинга и оценки динамики.
Специалистами и педагогами ДОУ проводится мониторинг через утвержденные методики диагностирования стартовых и итоговых результатов усвоения программного материала детей дошкольного возраста:
Воспитатели проводят обследование воспитанника по методике Ю. А. Афонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей»
Учитель-логопед:
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. В альбоме представлен иллюстрированный материал для отслеживания устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка.
Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: Пособие для логопедов// Приложение: Картинный материал Серия: В помощь логопеду.
Речевая карта О.И.Крупенчук.
Диагностика физического развития и двигательных качеств проводится инструктором по физической культуре с использованием диагностической методики автора М.А. Руновой «Двигательная активность ребенка в детском саду» Психологическая диагностика проводится педагогом –психологом по методикам, предложенным в пособии для специалистов «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Тесты. Методики. Опросники», составитель Е.В. Доценко.
Диагностика музыкального развития проводится музыкальными руководителями с использованием диагностической методики автора О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».
12 Планируемые результаты освоения ИОП.
1. Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослыми в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание.
2. В плане речевого развития – активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Активное участие в диалоге – ответы на вопросы взрослого одним словом, движением, звуком (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.
3. Выполнение орудийных действий – использование бытовых предметов с учётом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности – практическими пробами и примериванием.
4. Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т. д.), величине (недифференцированные предметы: большой – маленький, идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один –много).
5. Воспроизведение темпа в движениях под музыку, простейших повторных» ритмических структур в дидактических играх.
6. Координационные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой) и предметами обихода (чашкой, ложкой, овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).
13 Способы изучения результативности Программы:
Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности
Динамическая диагностика
Самоанализ деятельности педагогов
Адаптация в социуме
14 Список литературы.
Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : [программно-методические материалы] / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.
Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Забрамная С.Д.психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.1995.
Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - № 2. – С. 9 -19.
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. МО РФ. Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. С-Петербург "Образование", 1996. Под ред. Л.М. Шипициной.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007 – (Коррекционная педагогика).
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/ под ред. Е.А. Стребелевой.-М.,1998.
Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
8