Индивидуальная образовательная программа на воспитанника

2
0
Материал опубликован 25 June 2022 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 «Дружба» г. Ярцева Смоленской области




ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА


педагогическим советом приказом МБДОУ «Детский сад № 14»

протокол от 30.08.20201 от 31.08.2020 56_










ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НА ВОСПИТАННИКА

Софию С.




Срок реализации программы:   

4 учебных года (2020/2024)

СОГЛАСОВАНА

______________









Разработана:

педагог-психолог Мамлеева О.В.

воспитатели: Сорокина И.О.

Лапутина Н.А

Учитель логопед Харитонова О.А

Музыкальный руководитель:

Евстафьева А.С

Содержание.


Общие сведения о ребенке.

3

Психолого-педагогическая диагностика

3

Характеристика нарушений речевого развития детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени.

5

Специалисты, участвующие в реализации программы

7

Цели и задачи ИОП

8

Индивидуальный план

9

Организация образовательной деятельности

9

График индивидуально коррекционно – развивающей работы

14

Содержание образования

15

План сотрудничества специалистов с семьей

26

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов

28

Средства мониторинга и оценки динамики.

29

Планируемые результаты освоения ИОП.

29

Список литературы.

31























Общие сведения.


Фамилия, имя ребенка Самина София Ивановна

Дата рождения 03.10.2016

Домашний адрес г. Ярцево, ул. Автозаводская дом 24 кв.88

Дата поступления в ДОУ/группу 07.10.2020 (не посещала детский сад)

Заключение ТПМПК предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью

Диагнозы специалистов (психиатр) F79.8

Возраст (на момент обследования): 4 года  

Дата составления ИОП  ноябрь 2020 г. (с учетом адаптации)

Дата обследования:   октябрь 2020г.    

Срок реализации программы: 4 учебных года



ИПРА ребенка-инвалида (04.02.2020):

Низкий реабилитационный потенциал

Ограничения основных категорий жизнедеятельности:

- неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц

- способность к обучение только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий

-неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц

- неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц.

По заключению ТПМПК ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталости. ИОП составлена с опорой на 4 года обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения (с учетом программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой). Основным способом деятельности являются сопряженные действия со взрослым и частичное выполнение действий по подражанию действиям педагога.



Психолого-педагогическая диагностика

Характеристика интеллектуальной деятельности

(диагностический инструментарий 3-4 года)

Восприятие

Цвет


Не называет

Форма

Тест «Найди одинаковые фигуры» (авт.А.Н.Смирнова)

(до 3 геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг)


геометрические фигуры не называет, одинаковые не находит

Величина

- Предметные картинки с предметами различной 4величины (покажи по картинке: большой, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий)


не показывает

- Разложить полоски в ряд в возрастающем порядке:

3 полоски


отказался выполнять

Внимание

(методика С.Лиепинь)



сконцентрироваться на задании не может, отворачивается, встает

Мышление

1.Наглядно-действенное

Уровень оценивается по таблицам Сегена – восприятие формы.


Пирамидка.

простые вкладыши не соотносит


собирает без учета величины

Наглядно-образное

Классификация предметов



не справилась

Словестно-логическое

назвать одним словом: огурец – помидор-капуста; платье, кофта, штаны; стакан, тарелка, чашка; стол- стул- кровать:




не справилась

4. «Четвертый лишний»

с заданием не справилась

5. «Нелепицы»


на юмористическое изображение не реагирует

6. Понимание картин со здравым смыслом

не справилась

7. Разрезная картинка

не собирает картинку из двух частей

Память

1.Слуховая память

Запомни 10 слов (методика А Лурия) 4 года – до 5 слов:

_________

Зрительная память

«Чего не стало?» 4 года – до 5 игрушек:

---------------

Особенности эмоционально-волевой сферы

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования:

эмоциональное возбуждение

Характер деятельности:

а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса



б) целенаправленность деятельности



в) наличие самоконтроля в деятельности


интереса к заданиям не 4проявляет


отсутствует


отсутствует

2. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания


отсутствует

3. Критичность в оценке своей деятельности

отсутствует

4. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов

при чтении сказки и показе картинок эмоционального отклика не возникло

6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения


неустойчивое

7. Контактность в общении со взрослыми, детьми

на контакт со взрослыми и детьми идет.



Характеристика нарушений речевого развития детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени.

Нарушения речи у умственно отсталых детей представляют собой нарушение речевой деятельности в целом. Структура речевого дефекта у детей с умственной отсталостью является неоднородной. Это обусловлено тем, что нарушения речи у этих детей вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов, воздействующих на формирование различных уровней речевой функциональной системы. Однако ведущим нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта у умственно отсталых детей является недоразвитие семантического компонента речи. Нарушения речевого развития у детей данной категории проявляются в раннем возрасте.

Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Это обнаруживается уже в доречевой период и проявляется в слабой выраженности гуления, в позднем появлении активного лепета.

Характерно, что лепет почти не структурируется, в нем едва просматриваются ритмические структуры (серии слогов, организованные по принципу повторности и чередования). Но главное - почти отсутствует ответный лепет, то есть лепет в ответ на обращение взрослого. Отмечается запаздывание появления первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью; переход от отдельных слов к двусловному предложению растягивается (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) на долгое время.

У детей с интеллектуальными проблемами медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность речевого творчества, наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения, не сформировано фонематическое восприятие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, снижена речевая активность. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых формах словоизменения; нарушено словообразование; характерна слабая сформированность связной речи или её отсутствие.

Характерные особенности просодической стороны речи детей с нарушением интеллекта выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. В речевых нарушениях преобладает семантический (смысловой) дефект. Нарушения речи очень стойки.

Среди детей с нарушением интеллекта есть дети с различным уровнем развития речи: совсем не владеющие активной речью;

владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой;

владеющие формально хорошо развитой речью.

Нарушения звукопроизношения определяются комплексом патологических факторов. Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта: несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;

позднее развитие фонематического слуха;

недоразвитие общей и речевой моторики (нередки остаточные явления параличей, парезов речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи);

аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и мягкого неба, челюстей.

Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и торможения проявляются у детей с нарушением интеллекта при постановке и, особенно при автоматизации звуков.

Коррекция нарушений звукопроизношения связана с формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения проявляются на фоне системного недоразвития речи умственно отсталых детей. Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи. Выполняют какие-либо действия, контактируют друг с другом, играют дошкольники, как правило, молча. Они не сопровождают свои действия речью и лишь иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера.

Многие из детей пользуются жестами, мимикой, движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях, положительных или отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях и т.д.

У умственно отсталых детей различные компоненты языковой системы нарушаются неоднозначно, в большей мере страдает семантический компонент языковой системы, в меньшей – план выражения. Более грубо нарушен синтаксический компонент, чем морфологическая система языка, в которой лучше усваиваются формы с простым, конкретным значением. Сенсомоторный уровень речи у одних детей является сохранным, у других же – нарушены как моторика, так и сенсорно – перцептивный уровень восприятия речи. Речь детей с интеллектуальной недостаточностью отличается от речи их сверстников в норме. Они часто не могут установить и объяснить связи между предметами, событиями, персонажами художественных произведений, людьми в окружающей обстановке; плохо рассказывают, невнятно передают свои впечатления и т.д.

До конца дошкольного возраста у детей остается полностью несформированной регулирующая функция речи. Речь почти не включается в процесс деятельности, не оказывает не него должного организующего и регулирующего влияния. Поэтому дети очень часто не могут самостоятельно играть. Слабость планирующей функции приводит к потере первоначального замысла.

Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении; в нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.


Специалисты, участвующие в реализации программы

педагог-психолог О.В. Савченкова

музыкальный руководитель А.С.Евстафьева

воспитатели: Сорокина И.О, Лапутина Н.А

учитель – логопед Харитонова О.А


Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации программы. 

Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.).

Разработка интегрированного плана на основе комплексной диагностики.

Интегрированная совместная деятельность с детьми.

Совместное проведение родительских пятиминуток, индивидуальных консультаций и бесед.

Взаимопосещение, консультативный диалог.

Совместная стендовая информация.

Цели и задачи ИОП

ИОП спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов ребенка.


Программа позволяет:

предоставить ребенку образование в соответствии с его возможностями и потребностями;

предоставить родителям возможность получать необходимую консультативную помощь и быть активным участником вместе с ребенком и педагогами осваивать адаптированную основную образовательную программу.

Цель: оказание комплексной помощи – организация специальной образовательной среды и социума для Софии С; содействие социализации ребенка и максимальное развитие ее потенциала.

Задачи:

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи ребёнку – инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии);

Обеспечение успешной социально-бытовой ориентировки ребёнка – инвалида;

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка – инвалида, организации двигательной активности.

Консультационная работа с родителями.

Индивидуальный план.



Наиболее значимые жизненные компетенции:

самообслуживание

ориентировка на себе и в пространстве

социальное поведение

коммуникативные навыки

Программа по формированию жизненных компетенций у ребенка состоит из следующих разделов:

«Формирование представлений о себе и окружающем мире»

«Развитие навыков жизнеобеспечения»

«Предметно-игровая деятельность»

«Социально-коммуникативное и речевое развитие»

«Физическое развитие»

«Продуктивные виды деятельности»

7.Организация образовательной деятельности

«Формирование представлений о себе и окружающем мире»

- учить знать свое имя и отзываться на него

- учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона по просьбе взрослого («возьми чашку», «покажи, где стул»);

- учить соотносить предметы с их изображением;

- учить сличать парные предметы и картинки;

- учить воспринимать величину предметов (большой, маленький);

- учить сличать геометрические фигуры;

- учить выбирать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);

- учить различать объёмные формы – кубик, шар;

- знакомить с названиями цветов (красный, жёлтый);

- учить сличать основные цвета и некоторые оттенки;

- учить складывать разрезную предметную картинку из 5- 6 частей;

- учить группировать предметы по одному заданному признаку (цвет, форма, величина);

- учить дифференцировано реагировать на звучание 4 музыкальных инструментов (бубен, погремушка, музыкальный молоток, барабан).

- формировать простые целенаправленные действия с предметами («кати мяч», «покачай куклу»);

- учить выполнять действия с предметами, имеющими фиксированное назначение: чашка, ложка, стул, карандаш;

- учить пользоваться предметами-орудиями для решения проблемно-практических задач.

- знакомить с животными и частями их тела (туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подаёт);

- учить узнавать отдельные фрукты и овощи;

- учить узнавать некоторые игрушки, мебель, посуду.

- знакомить с некоторыми предметами и деталями одежды;

- учить адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе.

- учить нанизывать на шнурок крупные бусины;

- учить выполнять действия с крупной шнуровкой;

- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям взрослого;

- учить захватывать предметы щепотью и двумя пальцами (указательным и большим);

- учить проводить плавную непрерывную линию (вертикально и горизонтально), не отрывая карандаш от бумаги;

- учить откручивать детали игрушек, конструктора;

- учить выкладывать детали крупной мозаики в пазы и вставлять детали мелкой мозаики в отверстия, образуя ряд.

«Развитие навыков жизнеобеспечения»

- прием пищи: обучение пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных особенностей)

- учить правильно сидеть на стуле в процессе всего приёма пищи;

- учить мыть и вытирать руки в соответствии с алгоритмом;

- учить снимать и вешать на место своё полотенце;

- учить застёгивать большие пуговицы;

- учить застёгивать застёжку-молнию с частичной помощью;

- учить развешивать вещи на стульчик;

- учить пользоваться салфеткой;

- учить проситься в туалет, указывая жестом;

- учить правильно переносить свой стул на указанное педагогом место;

- закрепить умение самостоятельно снимать и надевать отдельные предметы одежды (колготки, плавки, носки, шапку, штаны), обувь;



«Предметно-игровая деятельность»

Обучение игре

- учить брать и ставить предметы на место;

- учить использовать игрушки по функциональному назначению;

- учить выполнять знакомые действия с предметами по подражанию, частично совместно с педагогом (заводить юлу, нагружать, разгружать машину, катать коляску, ставить некоторые предметы посуды на кукольный стол, строить башню из кубиков, дорожки из строительного материала, мозаики);

- учить выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;

- продолжать учить не совершать деструктивные действия с игрушками.



Социально-коммуникативное и речевое развитие:

- учить первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребёнка со взрослыми в предметной и предметно-игровой ситуациях, подражание действиям взрослого, ребенка);

-учить откликаться на своё имя в разных учебно-игровых ситуациях;

-учить находиться рядом с детьми и взрослым при выполнении разных режимных моментов и в свободной игровой деятельности;

- формировать фиксацию взора на яркой и озвученной игрушке и действиях с ней;

- формировать потребность эмоционально – личностного контакта со взрослым;

- учить воспроизводить указательный жест рукой и указательным пальцем;

- учить показывать по называнию взрослым части своего тела; показывать на лице глаза, нос, рот, щеки, на голове – уши, волосы.

- учить пользоваться рукой, как средством коммуникации (просить о помощи, здороваться, прощаться);

-учить узнавать себя в зеркале, на фотографии.

- учить выполнять действия по простейшей речевой инструкции (дай, сиди, возьми, на...);

- учить выполнять простые игровые действия, соответствующие тексту знакомых стихотворений, потешек;

- учить слушать адаптированные тексты, рассматривать иллюстрации к ним, узнавать и показывать знакомых героев;

- учить воспроизводить некоторые знакомые звукоподражания и слова («гав», «дай», «на»).

Физическое развитие (физическое здоровье):

- учить выполнять элементарные движения и действия по подражанию, с помощью педагога;

- обучать элементарным правилам подвижных игр;

- учить бросать мяч по мишени по подражанию педагогу, частично сопряжённо с педагогом ;

- учить ловить, бросать и прокатывать мяч среднего размера по подражанию, частично сопряжённо с педагогом;

- учить прыгать на двух ногах с поддержкой педагога;

- учить ползать по гимнастической скамейке, по дорожке, подлезать под дугу по подражанию педагогу;

- учить ходить и бегать стайкой за педагогом.

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка:

- учить сидеть за столом в процессе выполнения работы;

- учить присоединять к основе (картон) готовые детали, плотно прижимая пальцами сопряжённо с педагогом;

- учить лепить предметы округлой и овальной формы по подражанию и с помощью педагога;

- учить приёмам сплющивания, размазывания, отщипывания, вдавливания сопряжённо с педагогом.

Аппликация:

- учить наблюдать за аппликационными действиями взрослого и выполнять действия совместно с педагогом;

- учить наклеивать простые заготовки с помощью педагога (наносить клей, переворачивать заготовку);

- учить выполнять аппликацию из двух частей с помощью педагога.

Рисование:

- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок), целенаправленно закрашивая рисунок;

- учить закрашивать контур предмета различными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);

Развитие музыкально-ритмических навыков:

- учить выполнять движения под музыку сопряжено со взрослым, а затем по показу;

- учить двигаться со звучанием музыки и останавливаться с её окончанием;

- развивать микромоторику пальцев рук;

- учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан);

- вовлекать в хороводные игры с детьми.







8.График индивидуальной коррекционно-развивающей работы.



Специалисты

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница







инструктор по ФК

групповое

11.00-11.20


индивидуальное

11.00 – 11.20

групповое

9.25 – 9.45






групповое

10.20 – 10.40

педагог-психолог

индивидуальное

9.30 – 9.40


индивидуальное

11.00 – 11.20



учитель - логопед


индивидуальное

15.00 – 15.15


индивидуальное

15.00 – 15.15


музыкальный руководитель


групповое

10.00 – 16.25


групповое

10.10 – 10.35

индивидуальное

10.10 – 10.30



















9.Содержание образования


в начале

года

в середине года

в конце года

Социально-коммуникативное развитие

Демонстрация эмоциональной, мимической реакции на ласковое обращение знакомого взрослого.




Давать позитивное двигательное подкрепление эмоциональной реакции




Давать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки)




Понимание указательного жеста руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении




Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым:

- принимать помощь взрослого




- разрешать дотрагиваться до своих рук




- принимать поглаживание по голове




Выполнять со взрослыми совместные действия (мытье рук пользование ложкой, рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.)




Фиксировать взгляд на яркой звучащей игрушке и во время действия с ней,




Прослеживать перемещение игрушки по горизонтали на расстояние до 30 см;




Прослеживать перемещение игрушки по вертикали на расстояние до 30 см;




Откликаться на свое имя




Называть свое имя




Узнавать себя в зеркале




Узнавать себя на индивидуальной фотографии




Положительно реагировать на приход в группу воспитателя и взаимодействовать с ним;




Положительно реагировать на одного из сверстников (друга, подругу), выделять его среди других детей;




Находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;




Выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения




Выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия игрушками.




Обучение игре




Проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;




Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая другим;




Не совершать неадекватные действия с куклой и машиной;




Выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;




По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия - кормить куклу, катать в коляске;




Нагружать в машинку игрушки, перевозить их.





Культурно-гигиенические навыки




Проситься в туалет;




Самостоятельно спускать штанишки и садиться на унитаз;




Не выходить из туалета со спущенными колготками, штанами;




Мыть руки;




Пользоваться своим полотенцем;




Самостоятельно вытирать руки;




Садиться за стол на свое место;




Не есть руками;




Не пить из тарелки;




Не наполнять ложку руками;




Вытирать рот и руки салфеткой;




Не выходить из-за стола, не окончив еды;




Знать свой шкафчик для одежды;




Снимать колготки самостоятельно;




Надевать колготки с помощью воспитателя или няни;




Самостоятельно снимать и надевать их с помощью воспитателя или няни;




Самостоятельно снимать и надевать штаны, рейтузы,




Самостоятельно снимать и надевать шапку, обувь;




Аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место;




Пользоваться помощью взрослого




Благодарить за оказанную помощь




Речевое развитие


Пользоваться невербальными формами коммуникации;




Пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;




Проявлять интерес к окружающему:

- людям,




- действиям с игрушками и предметами




Слушать и проявлять интерес к речевым высказыванием взрослых:

- рассказам,

- стихам,

- потешкам,

- песенкам.




Воспроизводить знакомые звукоподражания,




Воспроизводить лепетные слова и усеченные фразы;




Выполнять действия по простым речевым инструкциям,




Отвечать на простые вопросы:

- о себе,




- ближайшем окружении.




Познавательное развитие




Сенсорное развитие


Воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;




Воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (на невербальном уровне): - большой – маленький,




- горячий – холодный,




- кубик – шарик.




Сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;




Дифференцированно реагировать на звучание определённых музыкальных инструментов (выбор из двух);




Складывать разрезную картинку из двух частей;




Учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится, кубик стоит, не катится, большой домик для большой матрешки, маленький – для маленькой.




Дифференцировать звукоподражание («Кто тебя позвал?»: выбор из двух – трех предметов или картинок).




Конструирование




Положительно относиться к процессу и результатам конструирования;




Узнавать и называть знакомые постройки и конструкций;




Создавать простейшие постройки из строительного материала (3-4 детали);




Создавать простейшие постройки из палочек;




Проявлять интерес к выполнению коллективных построек




Совместной игре с ними;




Создавать поделки и конструкции в разных условиях – на полу и на столе;




Понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси, кубик, кирпичик, палочка, дорожка, лесенка, ворота, гараж, заборчик;




Играть, используя знакомые постройки.




Ознакомление с окружающим




Называть свое имя




Отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»




Показывать части тела и лица, отвечая на вопрос: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;




Показывать на фотографии (выделив из трех)

- себя




- маму




- папу




Показывать или называть отдельные предметы

- одежды,




- посуды,




- игрушки




Узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых

- животных,




- птиц




Отвечать на вопрос, указывая жестом или словом (где солнышко, дом, машина, вода, дерево).




Художественно-эстетическое развитие




Лепка


Активно реагировать на предложение взрослого полепить;




Соотносить лепные поделки с реальными предметами;




Лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, и прямыми движениями (колбаску, баранку).




Раскатывая пластилин между ладонями круговыми (колобок).




Положительно относиться к результатам своей работы;




Аппликация


Адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета;




Наклеивать заготовку




Соотносить аппликацию с реальными объектами;




Положительно относиться к результатам своей работы.




Рисование


Адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать,




Обследовать предмет перед рисованием,




Проводить прямые линии,




Проводить прерывистые линии,




Проводить волнистые линии,




Положительно относиться к результатам своей работы.




Музыкальное воспитание




Эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух);




Прислушиваться к словам песен;




Подпевать отдельные слова и слоги песен;




Выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать);




Сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности;




Участвовать в коллективной досуговой деятельности.




Физическое развитие


Смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит




Тихо входить в спортивный зал и строится в шеренгу, ориентируясь на опору – стену, веревку, ленту, палку




Выполнять движения по подражанию взрослому




Бросать мяч по мишени




Ходить стайкой за воспитателем




Ходить друг за другом, держась за веревку рукой




Ходить по дорожке и следам




Спрыгивать с доски




Ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске




Проползать под верёвкой




Переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе




Критерии оценивания: + выполняет # с помощью педагога - не выполняет



Структура психолого-педагогического процесса коррекции включает следующие этапы:

Психологическая коррекция:

установление контакта со взрослыми;

смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;

стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

формирование целенаправленного поведения;

преодоление отрицательных форм поведения (агрессии, аутоагрессии, негативизма, расторможенности влечений, стереотипий);

формирование коммуникативных навыков и социализация в обществе.

Педагогическая коррекция:

формирование навыков самообслуживания;

формирование навыков изобразительной и творческой деятельности;

реализация коррекционно-развивающих задач, расширение представлений об окружающем мире.





10 План сотрудничества специалистов с семьей.

Цель работы с родителями – создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Работа с родителями включает несколько направлений:

- просветительский блок (информирование об особенностях ребенка, структуре нарушения, этиологии, возможностях психокоррекции, лечебных центрах, куда можно обратиться за помощью и др.);

- консультативно-методический (разработка рекомендаций, методическое

обеспечение, консультативная поддержка семьи);

- психокоррекционный и психопрофилактический (оказание профилактической и психокоррекционной помощи самим родителям, у которых возникают психологические проблемы).

Работая с родителями, педагоги помогают им:

Преодолевать:

отрицание реального состояния ребенка;

искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;

дезадаптивное защитное поведение;

беспомощность;

чувство вины, неполноценности;

страхи.

Осознавать и понимать:

актуальное состояние и развитие ребенка, его здоровья;

работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение;

других.

Разрешать себе:

меняться;

моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;

непосредственно воспринимать реальность;

выражать свои чувства и высказывать свои идеи;

принимать ребенка и других членов семьи.

Психолого – педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:

диагностика детско-родительских отношений;

совместные занятия специалистов с детьми и их родителями, на которых

родители учатся взаимодействию со своим ребенком;

индивидуальные консультации родителей;

родительские собрания;

тренинговые занятия

В целом задачами работы с родителями можно считать информирование их о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним, отказ от дезадаптивных идей и поведения, обучение навыкам эффективного взаимодействия с ребенком и другими членами семьи.

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов.

Организация пространства.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной,

- трансформируемой,

- полифункциональной,

- вариативной,

- доступной и безопасной.

В период адаптации, для установления доверительных отношений, педагоги и специалисты присоединяются к стереотипным играм ребенка. Логопедический кабинет, кабинеты психолога для занятий с ребенком организовать таким образом, чтобы была максимальная простота в обстановке, отсутствовали какие-либо отвлекающих факторов. Для установления зрительного контакта, педагогам и специалистам использовать предметы, которые интересуют ребенка (колокольчик, микрофон, звучащие игрушки). Подносить к своему лицу интересующий предмет и ждать от ребенка встречи взглядов. Встретившись глазами, улыбнуться и сказать слово «привет». Таким образом, можно установить зрительный контакт около тридцати четырех раз. В течение дня необходимо насыщать тело различными физическими движениями.



Параметр

исполнение

ресурс для исполнения

Организация предметно-развивающегося пространства

1.Центр речевого развития



Центр логико – 28математического развития



Центр художественно-эстетического развития (театр, музыка, изо)

Центр художественной литературы



Центр сенсорного развития





Центр конструктивной деятельности

Центр настольно-дидактических игр



9. Центр сюжетно-ролевых игр

10.Центр физического развития и здоровья

Органайзер «Визуальных картинок», «Парные картинки», альбом звукоподражаний,

Счетный материал, геометрические фигуры. Перчаточные и пальчиковые театры. Бубен, колокольчик.



Карандаши, бумага, раскраски.

Альбом семейных фотографий.





Книги, иллюстрации.





Вклыдыши, пазлы, фасолевый бассейн, игры с крупой (песком).





Деревянный конструктор, конструктор «лего».



Игры: «Один – много», «Большой – 28маленький», «Что из чего сделано», «Разрезные картинки»

Атрибуты к с-р игре «Семья», «больница».

Мячи, обручи.



11 Средства мониторинга и оценки динамики.

Специалистами и педагогами ДОУ проводится мониторинг через утвержденные методики диагностирования стартовых и итоговых результатов усвоения программного материала детей дошкольного возраста:

Воспитатели проводят обследование воспитанника по методике Ю. А. Афонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей»

Учитель-логопед:

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. В альбоме представлен иллюстрированный материал для отслеживания устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя речи у ребенка. 

Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: Пособие для логопедов// Приложение: Картинный материал Серия: В помощь логопеду.

Речевая карта О.И.Крупенчук.

Диагностика физического развития и двигательных качеств проводится инструктором по физической культуре с использованием диагностической методики автора М.А. Руновой «Двигательная активность ребенка в детском саду» Психологическая диагностика проводится педагогом –психологом по методикам, предложенным в пособии для специалистов «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях. Тесты. Методики. Опросники», составитель Е.В. Доценко.

Диагностика музыкального развития проводится музыкальными руководителями с использованием диагностической методики автора О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры».



12 Планируемые результаты освоения ИОП.

1. Адаптация в условиях группы. Готовность к положительным эмоциональным контактам со взрослыми и сверстниками. Сотрудничество со взрослыми в предметно-практической и игровой деятельности. Активное подражание.

2. В плане речевого развития – активное реагирование на словесную инструкцию взрослого, связанную с конкретной ситуацией. Способность к слуховому сосредоточению и различению речевых и неречевых звучаний. Понимание названий предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Активное участие в диалоге – ответы на вопросы взрослого одним словом, движением, звуком (допускаются искажения фонетические и грамматические, использование паралингвистических средств). Подражание жестам и мимике взрослого. Включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность.

3. Выполнение орудийных действий – использование бытовых предметов с учётом их функций, использование предметов в качестве орудий в проблемных ситуациях. Овладение поисковыми способами в предметной деятельности – практическими пробами и примериванием.

4. Практическая ориентировка в свойствах предметов. Подбор по форме («Доска Сегена», «Почтовый ящик» и т. д.), величине (недифференцированные предметы: большой – маленький, идентификация цвета предмета с цветом образца, ориентировка в количестве (один –много).

5. Воспроизведение темпа в движениях под музыку, простейших повторных» ритмических структур в дидактических играх.

6. Координационные движения рук при выполнении простых действий с игрушками (кубиками, пирамидкой) и предметами обихода (чашкой, ложкой, овладение элементарными изобразительными навыками (точки, дугообразные линии).

13 Способы изучения результативности Программы:

Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности

Динамическая диагностика

Самоанализ деятельности педагогов

Адаптация в социуме

























14 Список литературы.

Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / [Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова С.В. и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : [программно-методические материалы] / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Забрамная С.Д.психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М.1995.

Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - № 2. – С. 9 -19.

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 2001.

Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. МО РФ. Международный университет семьи и ребенка им. Р.Валленберга. С-Петербург "Образование", 1996. Под ред. Л.М. Шипициной.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007 – (Коррекционная педагогика).

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/ под ред. Е.А. Стребелевой.-М.,1998.

Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.







8



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации