Индивидуальная работа по коррекции речи в старшей группе на автоматизацию звука Р

Пояснительная записка к презентации
Индивидуальная работа по коррекции речи в старшей группе «Ромашка» на автоматизацию звука Р.
Цель: Создание условий для автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи: 1. Коррекционно-образовательные:
формировать навыки правильного произношения звука Р в словах, предложениях, текстах;
учить определять наличие звука Р в словах;
учить использовать в речи антонимы;
учить исправлять ошибки в деформированном тексте
2. Развивающие:
совершенствовать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук;
расширять и уточнять словарный запас ребёнка;
развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие
развивать внимание, мышление и память.
3. Воспитательные:
развивать интерес к логопедическим занятиям;
воспитывать интерес к достижению результата выполняемой работы;
Предварительная работа: постановка звука Р через упражнения, развитие фонематического слуха, автоматизацию звука в слогах, словах и предложениях, усвоение понятия антоним, согласование прилагательных с существительными в роде.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Воспитатель: Какое у тебя сегодня настроение? (Ответ ребёнка.) Ты готов заниматься? Как видишь гостей много, но про одну я хочу загадать тебе загадку и ты догадаешься, о ком я говорю:
Птица чёрная кружится,
Кар-кар!-кричит и веселится.
Всем известная персона
А зовут её ….. ( ворона)
Филя и Каркуша. Им очень нравится заниматься со звуками. Можно они с тобой позанимаются? Хорошо…начинаем! Начнем с зарядки для язычка и пальчиков.
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости,
с ними худые – лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
и поцеловать они всех потянулись.
Дедушка сделал для внуков качели,
все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли:
прятались на чердаке и в подвале.
Дедушка скачет на лошади ловко.
Звонкие вязнут на глине подковки.
Пальчиковая игра «Ворона»
Раз, два, три, четыре, пять, | Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). |
II. Работа на закрепление звука Р
1.Чистоговорки.
Пора отправляться в гости к звукам . Запевайте его веселую песенку:
ра-ра-ра – вот высокая гора
ро-ро-ро – у Ромы новое ведро
ру-ру-ру – заяц грызет кору
ру-ру-ру – скачет кенгуру
ры-ры ры – Киру кусают комары
ор-ор-ор – у Ромы новый топор
ур-ур-ур – Рая гонит кур
2. Определение слов со звуком Р (Работа с карточками)
Веселые игрушки принесли с собой много карточек со звуком –р-, но нечаянно они перепутались с такими, где звука нет. Давай поможем Филе и Каркуше.
РОМАШКА, СОРОКА, КОМАР, НОРА, МУХОМОР, ПОМИДОР, РУКА, ЗАБОР, ЛАНДЫШ, ШУБА, САПОГИ, ЛАМПА...
3. Слова антонимы.
"Скажи наоборот" (по картинкам)
Игрушки вернулись с прогулки, где встретили много разных людей, как думаешь? Какие они были?
Злой – добрый
Больной – здоровый
Сутулый – стройный
Веселый – грустный
Плохой – хороший
Одинаковый – разный
Страшный - красивый
4. Физкультминутка «Птичкина зарядка»
Птичка скачет, словно пляшет,
Птичка крылышками машет
И взлетает без оглядки.
Это птичкина зарядка.
5.Согласование существительных с прилагательными в роде.
Игра «Какой? Какая?»
Шар - красный,
Ворон - черный,
Морковь - оранжевая,
Крышка - круглая,
Радуга - разноцветная,
Розы - розовые,
Крыша - коричневая
6. Автоматизация звука Р в предложениях с предлогами. Упражнение «Скажи, где шарик». (Работа с ИКТ)
Шар: под крышей, за забором, в корзине, около дерева, на веревке, на дороге
7.Восстановление деформированных предложений (по картинкам).
– А ещё Каркуша и Филя научились составлять предложения и хотят, чтобы ты их послушал. Согласен?
Дровами рубят топор.
На радуге небо.
Сахар грызет Иру.
Горшок растет в розе.
Градусник несет врача.
Забор красит Рому.
8. Игра со шнуровкой
Подарок от - игра шнуровка
III. Итог
Воспитатель: Какой звук мы учились произносить правильно? Кому помогали? Что тебе больше всего понравилось выполнять? (Ответы ребёнка.) Сегодня на занятии ты правильно выполнял все задания и я желаю тебе, чтобы всегда чётко произносил звук [Р].