Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на воспитанницу со сложной структурой ЗПР
Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут
на воспитанницу со сложной структурой ЗПР.
1. Общие сведения о ребенке.
Ф.И. ребенка:-----------
Дата рождения:---------
Речевое заключение:---------.
Диагноз: Задержка психического развития сложного генеза.
Группа здоровья:--------
Психолого-педагогическая характеристика.
Арсения посещает группу компенсирующей направленности с сентября 2020года.
Уровень физического развития средний, уровень общего развития низкая, группа здоровья вторая, физкультурная группа – общая.
Адаптация проходила долго, девочка тяжело привыкала к группе, плакала в течение дня.
Культурно-гигиенические навыки не сформированы в соответствии с возрастом, Арсения самостоятельно не одевается, не раздевается, не умеет и не пытается складывать свою одежду, требуется постоянный контроль и помощь со стороны взрослых при выполнении действий по самообслуживанию (мыть руки, насухо вытираться полотенцем, правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть, одеваться и раздеваться).
Общение с взрослыми носит ситуативный характер, сама Арсения в активный диалог не вступает, на вопросы взрослых не отвечает, не всегда выполняет просьбы взрослого. У Арсении проявляется выраженное отсутствие желания и интереса к занятиям. На групповых и подгрупповых занятиях может сидеть с детьми, но задания не выполняет, информацию воспринимает с трудом, в процессе деятельности участия не принимает, часто отвлекается, быстро утомляется. Внимание и память носят непроизвольный характер, мышление наглядно-действенное, решение практических задач выполняет методом проб и ошибок.
В связи со сложным нарушением психического развития, Арсения испытывает трудности в ориентировке в окружающем пространстве, в ориентировке в пространстве, в узнавании предметов по форме, цвету, в составлении целого по образцу, в конструировании. На низком уровне развитие осязания и мелкой моторики, на уровне ниже среднего социально-бытовая ориентировка и развитие зрительного внимания и памяти.
Слабо развитая мелкая моторика является причиной трудностей на занятиях по продуктивным видам деятельности. Девочка не может правильно держать карандаш, кисточку, закрашивать простые раскраски, рисовать, лепить, нуждается в непосредственной помощи взрослого при выполнении действий руки. Слабо развита общая моторика, Арсении трудно выполнять основные движения и физические упражнения, движения неловкие, неточные, походка неуверенная, часто спотыкается.
Пассивный словарный запас ниже возрастной нормы. В общении использует звуки, и направляющие движения, речи нет.
Игровые действия бедны и однообразны. Арсения может в одиночку перелистывать книгу, перебирать конструктор, на предложение использовать конструктор или еще какие-нибудь игрушки отвечает отказом. С нежеланием играет с взрослым в дидактические настольные игры.
2. Цель и задачи маршрута.
Цель. Развитие зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки, психолого-педагогическое сопровождение и коррекция речевых нарушений с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.
Задачи.
1. Развитие сенсорного восприятия и навыков ориентировки в пространстве.
2. Формирование знаний о предметах и объектах окружающего мира, развитие способов восприятия.
3. Развитие осязания и тактильной чувствительности, мелкой и общей моторики.
4. Эмоционально-личностное развитие ребенка.
5. Развитие психических процессов.
6. Расширение пассивного словарного запаса.
7. Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения.
8. Формирование фонематических представлений.
9. Формирование элементарных математических представлений.
10.Формирование интереса к занятиям изобразительной деятельности. Обучать приемам рисования, лепки и аппликации. Изображать простые
предметы. Развивать мелкую моторику.
3. Условия успешной реализации маршрута.
1. Обязательное соблюдение режима дня дома и в детском саду.
2. Регулярное посещение ребенком ДОУ.
3. Ежедневное проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.
Раздел программы | Программное содержание | Развивающие игры и упражнения |
Сенсорное восприятие: 1) цвет 2) форма 3) величина | Расширять знания о предметах окружающего мира, имеющих постоянный признак: основные цвета, учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета, дифференцировать предметы по цвету. Учить зрительным способом узнавать и показывать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с подключением тактильных обслед овательских действий. Учить дифференцировать и показывать круг - овал, квадрат- прямоугольник. Соотносить и подбирать предметы по величине путем наложения и приложения. Повышать зрительную дифференцировку предметов по величине, выделять и располагать в ряд 3-4 предмета; учить выбирать одинаковые предметы по величине. | «Найди пару», «Цветы и бабочки», «Дорисуй бантик», «Волшебные цвета», «Разноцветные мячики». «Геометрическое лото», «Составь узор», «Часть и целое», Домино «Геометрические фигуры», «Найди отличие», «Узнай фигуру». «Разные карандаши», «Сравни и подбери фигуры», «Цветные фигуры» «Лесенки-заборчики», «Построй домики для поросят» «Подбери ниточку к шарику» |
Формирование навыков ориентировки в пространстве. | Повторять и расширять знания о частях своего тела, о пространственном расположении частей тела. Учить определять и обозначать направления с помощью жеста, от себя: впереди- сзади, вверху- внизу, направо- налево. | «Где что находится?», «Куда показывает солнышко?», «Расставь кубики, как на картинке» «Куда упал листочек» |
Развитие восприятие предметных представлений. | Расширять представления о предметном мире, упражнять в обследовании основных признаков и свойств с использованием зрительного и других анализаторов. | «Узнай на ощупь», «Целое или часть», «Покажи, кто где живет», «Найди все твердые, мягкие предметы» |
Развитие слухового внимания | Расширить рамки слухового восприятия; Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти; Развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки. | Привлечение внимания к звучащим предметам: «Покажи что звучало». Определение направления звука: «Где звук?». Узнавание и различение отдельных звуков. |
Развитие моторной координации, мелкой моторики рук | Развивать мелкую моторику рук, тактильную память; Развитие тактильных ощущений. | Массажные движения кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика. Узнавание на ощупь различных предметов. Упражнения с мозаикой, Су-Джоком, ванночки с песком, водой, крупами и т.д. |
Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения | Активизация мимических мышц; Формировать умение пользоваться неречевыми средствами общения; Развивать мышечный аппарат, формировать артикуляционные движения; Выработка произвольности, точности и дифференцированности мимической позы и артикуляционного уклада; движения; | Массаж лица, губ, языка. Артикуляционная и мимическая гимнастика; Упражнения на имитацию положения рта, губ, языка с наглядным показом. Формирование жестовых и мимических движений бровей, губ, щек, языка. |
Развитие функций голоса и дыхания | Выработка речевого выдоха: сила, напор, длительный выдох; Активизировать целенаправленный ротовой выдох; Дифференциация ротового и речевого выдоха. | «Сдуй перышко», «Подуй в дудочку», «Бабочки», «Надуй пузыри», «Задуй свечку», «Карусель», «Погреем ручки». |
Развитие чувства ритма | Формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов | Ритмические упражнения для рук и ног: «Дождик», «Большие, маленькие ножки». Повторение заданного ритмического рисунка отстукиванием: «Повтори за мной» |
Формирование фонематических представлений | Развивать внимание к звуковой стороне речи и слуховую память; | Определение направления звука. Дифференциация неречевых и речевых звуков. Выделение заданного звука на фоне звукового ряда («Поймай звук»). |
Эмоционально-личностное развитие | Формировать навыки уверенного поведения; Повышать самооценку; Учить снимать мышечное и эмоциональное напряжения. | «Песочная терапия»,«Сказкотерапия», «Музыкотерапия» (релаксация, совместное рисование под музыку). |
Развитие психических процессов | Формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур; Развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу; Развивать умение понимать инструкцию. | «Найди домик для фигуры», «Собери пирамидку», «Разбери матрешку», «Собери матрешку», «Поставь матрешек по росту» (Матрешка 5-составная). |
Ознакомление с окружающим миром: 1) ребенку о самом себе и окружающих людях; 2) ребенок и окружающий мир | Закреплять знания о своем имени, фамилии, возрасте; Продолжать знакомить с собственным телом, показывать части тела, знать их назначение, учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало; Учить различать и показывать овощи, фрукты, ягоды; Расширить кругозор на тему «осень», труд взрослых осенью; Расширять представления о диких животных и их детенышах. | «Волшебное зеркало» «Овощи», «Ягоды», «Фрукты», «Что где растет?», «Чьи детки», «Животные», «Покажи, когда это бывает», «Времена года» лото, «Времена года» разрезные картинки. |
ФЭМП | Учить находить один и несколько предметов, показывать мало и много предметов; Учить сравнивать и показывать предметы по величине (длинный -короткий, высокий - низкий, большой - маленький); Учить различать и показывать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; Учить понимать смысл обозначений: вверху - внизу; впереди –сзади; слева - справа; на, под; перед, за, верхняя, нижняя полоска; Временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь) | «Покажи, где один (много) предметов. «Найди в коробке одинаковые предметы» «Принеси несколько (один) предметов» «Цвет и форма» «Геометрическое лото» «Куда спрятался котенок» «Что сначало, что потом» «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурами. |
Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация | Учить правильно держать карандаш, кисточку, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; Учить нанесению линий, штрихов; Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие и длинные); Учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями, Учить лепить несложные предметы из 2-3 частей, соединяя части, друг с другом; Учить выкладывать композиции на бумаги разной формы (квадрат, круг, полоска); Формировать умение отличать формы предметов и их цвета. | «Волшебная кисточка и карандаш», «Снегопад», «Дорожки для автобуса», «Клубочки», «Украшение матрешки», «Яблочки», «Цветные карандаши», «Шарики большие и маленькие», «Волшебный пластилин», «Колечки большие и маленькие», «Ёлочка», «Птичка», «Красивый сарафан», «Чашечка». |
Конструктивно – модельная деятельность. | Развивать способность различать и показывать строительные детали; Совершенствовать конструктивные умения; Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала по образцу; Изменять постройки двумя способами (заменяя их или достраивая); | «Построй домик по образцу», «Построй такой же домик как у меня, но выше», Игра «Подбери детали», «Собери длинную гусеницу». |
Развитие мелкой моторики | Развивать мелкую моторику рук и кистей рук. Развивать силу пальцев рук. Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием. Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру. Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь. | Пальчиковые игры на лексические темы; «Сортировка кубиков», «Собери бусы», «Цветная мозайка», «Умная шнуровка», «Цветные ракушки», «Игры с прищепками», Упражнения с пружинкой и мячиком СУ-джок, «Волшебный мешочек с мелкими предметами», Пальчиковый театр по сказке «Репка»; Рисование, лепка, аппликация. |
5. Ожидаемые результаты.
1. Ребенок знает и показывает, выделяет в окружающих предметах основные геометрические фигуры и формы. Умеет группировать предметы по одному из сенсорных признаков.
2. Ориентируется на собственном теле, правильно показывает части своего тела. Указывает направления окружающего пространства: (слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади).
3. Умеет группировать предметы по их признакам (форма, цвет, величина), устанавливает связи между назначением предмета и его строением.
4. Пользуется осязанием, как средством познания окружающего мира.
5. Ребенок реагирует на свою фамилию и имя, показывает на пальцах, сколько ему лет.
6. Ребенок самостоятельно, с помощью взрослого снимать мышечное и эмоциональное напряжение эффективными способами.
7. Ребенок умеет вслушиваться в речь, что свидетельствует о расширении функции слухового восприятия, развитию основы звуковых ориентировок, слуховых дифференциаций. Умеет слышать отдельные звуки в составе слов.
8. Ребенок владеет пассивным словарем.
9. Более высокий уровень мелкой моторики, технический навыков и умений.
10. Владеет музыкально-ритмическими умениями и навыками.
11. Проявляет активность в разных видах деятельности.
6. Работа с родителями
1. Привлечь родителей в образовательный процесс, установить с ними тесное сотрудничество.
2. Ежедневно проводить консультации о результатах коррекционной работы на занятиях и в режимных моментах.
3. Предоставлять семье информационную поддержку в виде обучающей литературы и интернет ресурсов.
4. Выработать единые требования к воспитанию и развитию ребенка.
5. Консультации: «Воспитание и обучение неговорящего ребенка с ОВЗ в домашних условиях», «Игры и упражнения для вызывания речи».
6. Беседа: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».
7. Мастер-класс «Игры и упражнения с мячиком СУ-джок».