Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут на воспитанницу со сложной структурой ЗПР

5
0
Материал опубликован 26 March 2023 в группе

Индивидуальный коррекционно - развивающий маршрут

на воспитанницу со сложной структурой ЗПР.

1. Общие сведения о ребенке.

Ф.И. ребенка:-----------

Дата рождения:---------

Речевое заключение:---------.

Диагноз: Задержка психического развития сложного генеза.

Группа здоровья:--------

Психолого-педагогическая характеристика.

Арсения посещает группу компенсирующей направленности с сентября 2020года.

Уровень физического развития средний, уровень общего развития низкая, группа здоровья вторая, физкультурная группа – общая.

Адаптация проходила долго, девочка тяжело привыкала к группе, плакала в течение дня.

Культурно-гигиенические навыки не сформированы в соответствии с возрастом, Арсения самостоятельно не одевается, не раздевается, не умеет и не пытается складывать свою одежду, требуется постоянный контроль и помощь со стороны взрослых при выполнении действий по самообслуживанию (мыть руки, насухо вытираться полотенцем, правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть, одеваться и раздеваться).

Общение с взрослыми носит ситуативный характер, сама Арсения в активный диалог не вступает, на вопросы взрослых не отвечает, не всегда выполняет просьбы взрослого. У Арсении проявляется выраженное отсутствие желания и интереса к занятиям. На групповых и подгрупповых занятиях может сидеть с детьми, но задания не выполняет, информацию воспринимает с трудом, в процессе деятельности участия не принимает, часто отвлекается, быстро утомляется. Внимание и память носят непроизвольный характер, мышление наглядно-действенное, решение практических задач выполняет методом проб и ошибок.

В связи со сложным нарушением психического развития, Арсения испытывает трудности в ориентировке в окружающем пространстве, в ориентировке в пространстве, в узнавании предметов по форме, цвету, в составлении целого по образцу, в конструировании. На низком уровне развитие осязания и мелкой моторики, на уровне ниже среднего социально-бытовая ориентировка и развитие зрительного внимания и памяти.

Слабо развитая мелкая моторика является причиной трудностей на занятиях по продуктивным видам деятельности. Девочка не может правильно держать карандаш, кисточку, закрашивать простые раскраски, рисовать, лепить, нуждается в непосредственной помощи взрослого при выполнении действий руки. Слабо развита общая моторика, Арсении трудно выполнять основные движения и физические упражнения, движения неловкие, неточные, походка неуверенная, часто спотыкается.

Пассивный словарный запас ниже возрастной нормы. В общении использует звуки, и направляющие движения, речи нет.

Игровые действия бедны и однообразны. Арсения может в одиночку перелистывать книгу, перебирать конструктор, на предложение использовать конструктор или еще какие-нибудь игрушки отвечает отказом. С нежеланием играет с взрослым в дидактические настольные игры.

2. Цель и задачи маршрута.

Цель. Развитие зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки, психолого-педагогическое сопровождение и коррекция речевых нарушений с целью преодоления отклонений в психофизическом развитии ребенка с особыми образовательными потребностями.

Задачи.

1. Развитие сенсорного восприятия и навыков ориентировки в пространстве.

2. Формирование знаний о предметах и объектах окружающего мира, развитие способов восприятия.

3. Развитие осязания и тактильной чувствительности, мелкой и общей моторики.

4. Эмоционально-личностное развитие ребенка.

5. Развитие психических процессов.

6. Расширение пассивного словарного запаса.

7. Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения.

8. Формирование фонематических представлений.

9. Формирование элементарных математических представлений.

10.Формирование интереса к занятиям изобразительной деятельности. Обучать приемам рисования, лепки и аппликации. Изображать простые

предметы. Развивать мелкую моторику.

3. Условия успешной реализации маршрута.

1. Обязательное соблюдение режима дня дома и в детском саду.

2. Регулярное посещение ребенком ДОУ.

3. Ежедневное проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий.

Раздел программы

Программное содержание

Развивающие игры и упражнения

Сенсорное восприятие:

1) цвет



2) форма



3) величина

 Расширять знания о предметах окружающего мира, имеющих постоянный признак: основные цвета, учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета, дифференцировать предметы по цвету.

Учить зрительным способом узнавать и показывать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник с подключением тактильных обслед овательских действий.

Учить дифференцировать и показывать круг - овал, квадрат- прямоугольник. Соотносить и подбирать предметы по величине путем наложения и приложения.

Повышать зрительную дифференцировку предметов по величине, выделять и располагать в ряд 3-4 предмета; учить выбирать одинаковые предметы по величине.

«Найди пару», «Цветы и бабочки»,

«Дорисуй бантик», «Волшебные цвета», «Разноцветные мячики».

«Геометрическое лото»,

«Составь узор», «Часть и целое»,

Домино «Геометрические фигуры»,

«Найди отличие», «Узнай фигуру».

«Разные карандаши»,

«Сравни и подбери фигуры»,

«Цветные фигуры»

«Лесенки-заборчики»,

«Построй домики для поросят»

«Подбери ниточку к шарику»

Формирование навыков ориентировки в пространстве.

Повторять и расширять знания о частях своего тела, о пространственном расположении частей тела.

Учить определять и обозначать направления с помощью жеста, от себя: впереди- сзади, вверху- внизу, направо- налево.

«Где что находится?»,

«Куда показывает солнышко?»,

«Расставь кубики, как на картинке»

«Куда упал листочек»

Развитие восприятие предметных представлений.

Расширять представления о предметном мире, упражнять в обследовании основных признаков и свойств с использованием зрительного и других анализаторов.

«Узнай на ощупь», «Целое или часть»,

«Покажи, кто где живет»,

«Найди все твердые, мягкие предметы»


Развитие слухового внимания

Расширить рамки слухового восприятия;

Развивать слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

Развивать способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Привлечение внимания к звучащим предметам: «Покажи что звучало».

Определение направления звука: «Где звук?».

Узнавание и различение отдельных звуков.


Развитие моторной координации, мелкой моторики рук

Развивать мелкую моторику рук, тактильную память;

Развитие тактильных ощущений.

Массажные движения кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика.

Узнавание на ощупь различных предметов.

Упражнения с мозаикой, Су-Джоком, ванночки с песком, водой, крупами и т.д.


Развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения

Активизация мимических мышц;

Формировать умение пользоваться неречевыми средствами общения;

Развивать мышечный аппарат, формировать артикуляционные движения;

Выработка произвольности, точности и дифференцированности мимической позы и артикуляционного уклада; движения;

Массаж лица, губ, языка.

Артикуляционная и мимическая гимнастика;

Упражнения на имитацию положения рта, губ, языка с наглядным показом.

Формирование жестовых и мимических движений бровей, губ, щек, языка.

Развитие функций голоса и дыхания

Выработка речевого выдоха: сила, напор, длительный выдох;

Активизировать целенаправленный ротовой выдох;

Дифференциация ротового и речевого выдоха.

«Сдуй перышко», «Подуй в дудочку», «Бабочки», «Надуй пузыри», «Задуй свечку», «Карусель», «Погреем ручки».

Развитие чувства ритма

Формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов


Ритмические упражнения для рук и ног:

«Дождик», «Большие, маленькие ножки».

Повторение заданного ритмического рисунка отстукиванием: «Повтори за мной»

Формирование фонематических представлений

Развивать внимание к звуковой стороне речи и слуховую память;


Определение направления звука.

Дифференциация неречевых и речевых звуков.

Выделение заданного звука на фоне звукового ряда («Поймай звук»).

Эмоционально-личностное развитие

Формировать навыки уверенного поведения;

Повышать самооценку;

Учить снимать мышечное и эмоциональное напряжения.

«Песочная терапия»,«Сказкотерапия»,

«Музыкотерапия» (релаксация, совместное рисование под музыку).

Развитие психических процессов

Формировать восприятие формы и пространственных отношений на основе зрительного соотнесения фигур;

Развивать целостность восприятия, способность к зрительному синтезу;

Развивать умение понимать инструкцию.

«Найди домик для фигуры», «Собери пирамидку», «Разбери матрешку», «Собери матрешку», «Поставь матрешек по росту» (Матрешка 5-составная).

Ознакомление с окружающим миром:

1) ребенку о самом себе и окружающих людях;

2) ребенок и окружающий мир

Закреплять знания о своем имени, фамилии, возрасте;

Продолжать знакомить с собственным телом, показывать части тела, знать их назначение, учить наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало;

Учить различать и показывать овощи, фрукты, ягоды;

Расширить кругозор на тему «осень», труд взрослых осенью;

Расширять представления о диких животных и их детенышах.

«Волшебное зеркало»

«Овощи», «Ягоды», «Фрукты»,

«Что где растет?»,

«Чьи детки», «Животные»,

«Покажи, когда это бывает»,

«Времена года» лото,

«Времена года» разрезные картинки.

ФЭМП

Учить находить один и несколько предметов, показывать мало и много предметов;

Учить сравнивать и показывать предметы по величине (длинный -короткий, высокий - низкий, большой - маленький);

Учить различать и показывать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

Учить понимать смысл обозначений: вверху - внизу; впереди –сзади; слева - справа; на, под; перед, за, верхняя, нижняя полоска;

Временная ориентировка (утро, день, вечер, ночь)

«Покажи, где один (много) предметов.

«Найди в коробке одинаковые предметы»

«Принеси несколько (один) предметов»

«Цвет и форма»

«Геометрическое лото»

«Куда спрятался котенок»

«Что сначало, что потом»

«Волшебный мешочек» с геометрическими фигурами.

Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация

Учить правильно держать карандаш, кисточку, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования;

Учить нанесению линий, штрихов;

Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие и длинные);

Учить раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями,

Учить лепить несложные предметы из 2-3 частей, соединяя части, друг с другом;

Учить выкладывать композиции на бумаги разной формы (квадрат, круг, полоска);

Формировать умение отличать формы предметов и их цвета.

«Волшебная кисточка и карандаш»,

«Снегопад», «Дорожки для автобуса»,

«Клубочки»,

«Украшение матрешки»,

«Яблочки», «Цветные карандаши»,

«Шарики большие и маленькие»,

«Волшебный пластилин»,

«Колечки большие и маленькие»,

«Ёлочка», «Птичка»,

«Красивый сарафан»,

«Чашечка».

Конструктивно – модельная деятельность.

Развивать способность различать и показывать строительные детали;

Совершенствовать конструктивные умения;

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала по образцу;

Изменять постройки двумя способами (заменяя их или достраивая);

«Построй домик по образцу»,

«Построй такой же домик как у меня, но выше»,

Игра «Подбери детали»,

«Собери длинную гусеницу».


Развитие мелкой моторики

Развивать мелкую моторику рук и кистей рук.

Развивать силу пальцев рук.

Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.

Учить правильно держать карандаш, обводить предмет по внутреннему и наружному контуру.

Совершенствовать движение рук, развивая психические процессы: произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.

Пальчиковые игры на лексические темы;

«Сортировка кубиков», «Собери бусы», «Цветная мозайка», «Умная шнуровка», «Цветные ракушки», «Игры с прищепками», Упражнения с пружинкой и мячиком СУ-джок, «Волшебный мешочек с мелкими предметами»,

Пальчиковый театр по сказке «Репка»; Рисование, лепка, аппликация.

5. Ожидаемые результаты.

1. Ребенок знает и показывает, выделяет в окружающих предметах основные геометрические фигуры и формы. Умеет группировать предметы по одному из сенсорных признаков.

2. Ориентируется на собственном теле, правильно показывает части своего тела. Указывает направления окружающего пространства: (слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади).

3. Умеет группировать предметы по их признакам (форма, цвет, величина), устанавливает связи между назначением предмета и его строением.

4. Пользуется осязанием, как средством познания окружающего мира.

5. Ребенок реагирует на свою фамилию и имя, показывает на пальцах, сколько ему лет.

6. Ребенок самостоятельно, с помощью взрослого снимать мышечное и эмоциональное напряжение эффективными способами.

7. Ребенок умеет вслушиваться в речь, что свидетельствует о расширении функции слухового восприятия, развитию основы звуковых ориентировок, слуховых дифференциаций. Умеет слышать отдельные звуки в составе слов.

8. Ребенок владеет пассивным словарем.

9. Более высокий уровень мелкой моторики, технический навыков и умений.

10. Владеет музыкально-ритмическими умениями и навыками.

11. Проявляет активность в разных видах деятельности.

6. Работа с родителями

1. Привлечь родителей в образовательный процесс, установить с ними тесное сотрудничество.

2. Ежедневно проводить консультации о результатах коррекционной работы на занятиях и в режимных моментах.

3. Предоставлять семье информационную поддержку в виде обучающей литературы и интернет ресурсов.

4. Выработать единые требования к воспитанию и развитию ребенка.

5. Консультации: «Воспитание и обучение неговорящего ребенка с ОВЗ в домашних условиях», «Игры и упражнения для вызывания речи».

6. Беседа: «Игра – лучший помощник в занятиях с детьми дома».

7. Мастер-класс «Игры и упражнения с мячиком СУ-джок».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации