Индивидуальный «маршрут» обучения способных студентов при изучении дисциплины «Информатика»

3
0
Материал опубликован 13 January 2022 в группе

Индивидуальный «маршрут» обучения способных студентов при изучении дисциплины «Информатика»


Е.Л. Куприянова

СПб ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции», г. Санкт-Петербург


Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры обучающихся, полное раскрытие способностей и талантов студента важно не только для него самого, но и для общества в целом. Качественный скачок в развитии информационных технологий повлек за собой и резкое возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.

Создание условий для оптимального развития одаренных студентов, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных студентов, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений деятельности нашего образовательного учреждения. Педагогической коллектив колледжа ориентирован на дополнительную работу со студентами, имеющими устойчивую положительную мотивацию к учению. На первый план в обучении и развитии наших учащихся выходит умение работать с компьютером и его приложениями.

В условиях демографического кризиса, социально-экономической нестабильности общества особое значение приобретает выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных и способных подростков. В то же время установка на массовое образование вступает в противоречие с данной тенденцией, поскольку поиск и развитие одаренных и способных подростков требует специальных методик. Другим недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения со стороны протекания во времени: единое время для всех учащихся на овладение программой, единая для всех длительность занятий, единые методики ведения занятий. Слабая ориентированность на формирование и развитие индивидуальности студента, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов, влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе при изучении предмета «Информатика». Учение ниже своих способностей, приводит к утрате интереса к изучаемым дисциплиныам, пропускам занятий, плохой успеваемости и низкому качеству знаний.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и способных студентов составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.

Колледжу необходим данный Проект, включающий различного рода мероприятия, имеющие целью создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей учащихся молодых людей, воспитание у них желания заниматься интеллектуальной деятельностью, формирование навыков продуктивного интеллектуального труда.

Ключевой̆ идеей̆ Проекта выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой̆, конкурентоспособной̆ личности. Данный Проект предусматривает решение обозначенных проблем через создание системы работы со способными студентами, мотивированными на изучение дисциплины «Информатика», выходящих за рамки основного курса, путем создания индивидуального «маршрута» обучения.

Индивидуальный образовательный «маршрут» расширяет возможные пути достижения учебных целей, предусмотренных выбранной программой, за счет использования новых форм учебной работы.

Индивидуальный «маршрут» обучения способных студентов при изучении дисциплины «Информатика» – необходимый этап в повышении качества образования.

Цели Проекта:

выявление и поддержка способных студентов;

формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;

повышение уровня подготовки студентов, имеющих склонность к изучению дисциплины «Информатика»;

целенаправленная работа со студентами, проявляющими повышенный интерес к изучению дисциплины «Информатика»;

образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;

создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

Задачи Проекта:

развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание учебной и внеаудиторной деятельности;

совершенствование системы выявления, обучения и поддержки сопровождения способных студентов;

проведение диагностических обследований студентов на предмет выявления одаренности, определения их творческого потенциала, интересов и способностей.

расширение возможности для участия одарённых и способных студентов в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах по дисциплиныам «Информатика».

привлечение одаренных и способных учащихся к исследовательской работе;

практическое закрепление знаний и умений, полученных на занятиях;

знакомство с современными информационными технологиями;

вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в колледже;

воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам;

максимальное развитие способностей и творческого потенциала способных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного обучения по дисциплиныам «Информатика»;

совершенствование традиционных и внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий.

Индивидуальный образовательный «маршрут» – это структурированная программа действий студента на некотором фиксированном этапе обучения.

В индивидуальный учебный план могут быть включены модули, составленные на основе программы с расширенным изучением предмета.

Необходима дифференциация обучения, согласно которой к каждому студенту предлагается подходить индивидуально, деля изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам, т.е. выбирается образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы.

Проводя различные виды диагностики, выявляются характеристики когнитивной сферы ученика, общеучебных и предметных знаний и умений, выбирают для учащегося методы, формы, средства и приёмы обучения.

Преподаватель создает студенту возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. Для студента при составлении индивидуального маршрута самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала.

Результаты движения по образовательному «маршруту» можно проверять, ориентируясь на созданный студентами продукт - полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать продвижение студента и оценивать это. Студент сам выбирает или вместе с преподавателем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т. е. программирует свою образовательную деятельность.

​​​​​​​Основные мероприятия Проекта

Выявление способных обучающихся

Разработка программы поиска, выявления и поддержки:

одаренных и способных студентов;

студентов, имеющих склонность к изучению дисциплины «Информатика»;

студентов, мотивированных на изучение дисциплины «Информатика».


Для разработки модели индивидуального «маршрута» необходимо учитывать когнитивные характеристики интеллекта, характер мотивации и состояние учебной деятельности.

Психологическая структура деятельно важных качеств включает пять функциональных блоков:

личностно-мотивационный блок, определяющий отношение студента к обучению;

представление о целях деятельности, принятие учебной задачи, определяющий понимание задач, поставленных педагогом, желание их выполнить и представление о целях педагогической деятельности и принятие этой деятельности на себя;

представление о содержании и способах выполнения деятельности – блок, отвечающий за уровень знаний и умений, которыми владеет студент;

информационная основа деятельности – блок, содержащий качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение информации в процессе обучения;

управление учебной деятельностью – пятый блок, обеспечивающий планирование, контроль и оценку учащимися собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Мероприятия:

Контроль знаний и умений.

Контрольная работа по проверке остаточных знаний:

школьного курса «Информатики»;

дисциплиныы «Информатика и ИКТ», изученной на 1 курсе.

Диагностика готовности к обучению.

Проводится с помощью онлайн-тестирования на сайте НИИ мониторинга качества образования: http://diag.i-exam.ru/node/303

Определение готовности включает в себя:

диагностику мотивационного компонента по методике С.А. Пакулиной, С.М. Кетько, адаптированной и модифицированной для студентов всех профилей подготовки

диагностику когнитивного компонента с помощью теста интеллекта Р. Амтхауэра (вербальный, математический и пространственный интеллект)

диагностику личностного компонента с использованием пятифакторного личностного опросника (оценка степени выраженности личностных качеств по пяти факторам: интроверсия — экстраверсия; эмоциональная устойчивость — нейротизм; закрытость новому опыту — открытость; несобранность — сознательность; враждебность — доброжелательность)


Диагностирование в себя включает контроль, оценивание, проверку, анализ статистических данных, прогнозирование дальнейшего обучения и выявление динамики у студентов.


Индивидуальный «маршрут» обучения: организация аудиторной работы


Работа со способными студентами на занятиях по дисциплиныам «Информатика» ведется с помощью пяти подходов:


Подход

Обоснование

дифференцированный подход;

проблемное обучение;

проектная деятельность;

личностно-ориентированный подход;

исследовательская деятельность.

происходит активизация обучения;

обучение приобретает творческий, исследовательский характер;

происходит передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности;

происходит дальнейшее развитие коммуникативных навыков


Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого студента или отдельных групп студентов.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:

по содержанию задания

по форме организации работы на занятии

по способу педагогической поддержки

по способу восприятия информации

Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью преподавателя. 

Задания должны быть таковыми, чтобы студент не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 

Основное предназначение метода Проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе Проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. 

Персональный Проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор Проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.

Исследовательская деятельность - дает возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента.

Личностно-ориентированный подход - обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов. Личность подростка в этой технологии является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

Используя на занятиях по дисциплиныам «Информатика» все вышеописанные подходы, можно добиться высоких результатов обучения студентов, а также придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающемуся стать активным участником образовательного процесса.

Используемые педагогические технологии

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) - сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и подростков. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от обучающегося к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает студент, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии - изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет. Использование компьютера для получения и работы с информацией на электронных носителях, из сети Интернет, использование ЭОР, дистанционных технологий обучения студентов.

Здоровьесберегающие технологии - использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с двигательной активностью.

Система инновационной оценки «портфолио» - формирование персонифицированного учета достижений студента, как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Когнитивная образовательная технология - основной задачей когнитивной технологии является создание условий для понимания каждым студентом воспринимаемой информации. Присвоение знаний и формирование способов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. Формирование информационной компетентности учащихся, под которой понимается совокупность умений использовать информацию, поступающую из различных источников, для рефлексивного контроля и адаптивного изменения собственного поведения.

Модульная технология - преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по её успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учётом индивидуальных способов проработки учебного материала.


Индивидуальный «маршрут» обучения: организация внеаудиторной работы


1. Организация и проведение предметных олимпиад и конкурсов.

Разработка нормативно – правовых документов:

Положение о конкурсе «Лучший пользователь программ Microsoft Office»;

Положения об олимпиаде «Лучший знаток информационных технологий»;

Положения об олимпиаде «Лучший студент по информатике».


2. Участие в районных, областных, российских, международных творческих конкурсах и предметных олимпиадах.

3. Участие в мероприятиях, которые проводятся в соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

4. Участие в мероприятиях, которые проводятся в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

5. Организация предметного кружка ««Microsoft Outlook для специалиста»

6. Информационная поддержка победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований средствами СМИ колледжа.

Ожидаемые результаты

Для учащихся:

Прогнозируется, что качество обучения и уровень развития участников Проекта повысится за счет:

- возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;

- регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

- самоконтроля;

- поддержки активных методов обучения;

- образной наглядной формы представления изучаемого материала;

- модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;

- развития самостоятельного обучения.

Повысится результативность участия в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, фестивалях.

Будут созданы условия для сохранения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны.

Будут созданы возможности для проявления одарённости и таланта; обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня.

Реализуется творческая самореализация выпускника колледжа.

Повысится результативность освоения дисциплины «Информатика» в объеме, предусмотренном учебным планом.

Овладение навыками самостоятельной работы.

Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.


Для преподавателя:

Формирование системы работы со способными учащимися.

Повышение собственной квалификации преподавателя.


По окончании Проекта деятельность в выбранном направлении планируется продолжить, учитывая положительные и отрицательные характеристики данного Проекта.


Список использованных источников


Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Academia, 2000. — 332 с.

Журнал «Завуч» No 1, 2000 г., No 7, 2004 г. Журнал «Наши дети», No 3, 2004 г.

Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. - М.: «Молодая гвардия», 1997 г.

Литвиненко Н. С. Структура и основные параметры научного исследования по психологии и педагогике // Пирамида - мАхiма. – 2003 г. - №1-2. – 43 с.

Ляшко Л. Ю. Программа «Юность. Наука. Культура» как организационно-педагогическая основа развития учебно-исследовательской̆ деятельности учащихся // Пирамида-мАхiма. – 2003 г. -No 1-2.

Учителю об одаренных детях. / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. - М., 1997 г.

Грабовский А. И. Педагогика. К вопросу о классификации видов одаренности. – М.: БЕК, 2003. – № 8. С. 13-18. 2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. – СПб.: Питер, 2011. – 147 с.

Слободенюк, Л. І. Система психолого-педагогического поиска одаренных детей /- Л. Слободенюк.; Психолог. – 2003. – No 8 (56). – С. 4-5.

Строкова, Т.А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении / - Т.А. Строкова; Одаренный ребенок. – 2003. – No 6. 12.

«Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php

Концепция поддержки одаренных детей: http://www.menobr.ru/materials/164/30058/

Приоритетный национальный Проект «Образование»: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/educ/prioritetnyj-nacionalnyj-proekt-obrazovanie/

«Конвенция о правах ребенка»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

«Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования»: http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 19.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации»: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=146342&rnd=15C41623C71257EA18EE3E6759C4E9E4&dst=100041&fld=134#04793244340585472

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию»: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=126119785507607892012072905&cacheid=8D40E6E7ECDE99DCF73E3E0012F1BB1F&mode=splus&base=LAW&n=207978&rnd=15C41623C71257EA18EE3E6759C4E9E4#0382059281219995

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»: https://минобрнауки.рф/открытое_министерство/стратегия

«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221422/

Приоритетный Проект «Рабочие кадры для передовых технологий»: https://минобрнауки.рф/m/проекты/рабочие-кадры-для-передовых-технологий


ПРИЛОЖЕНИЕ


t1642080180aa.gif

Рис. 1. Использование дистанционных технологий в работе со способными студентами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.