Индивидуальный образовательный маршрут по дополнительной программе «Успех»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МР «УДОРСКИЙ»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» пгт. Усогорск
РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом МУДО «ДДТ» пгт. Усогорск Протокол № ______________ от «____»____________202 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ № ______________ от «____»____________202 г. Директор _______________ |
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося
по дополнительной общеобразовательной
дополнительной общеразвивающей программе
«Успех»
Художественной направленности
(эстрадный вокал)
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Василькова Анастасия Юрьевна, педагог дополнительного образования
пгт. Усогорск,
Оглавление
2. Цель и задачи индивидуального образовательного маршрута 4
Индивидуальный образовательный маршрут – это последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного обучающегося, содержащая контрольные точки с предполагаемым диапазоном времени.
Это проект, который конкретизирует ДООП «Успех» и планы обучающегося. Он представляет собой определение этапов, которые ребенок предполагает целенаправленно пройти совместно с педагогом, при этом используются соответствующие ребенку образовательные технологии и средства.
Однако любой проект - это замысел, который в ходе его реализации претерпевает изменения, предусматривает корректировку и уточнения, обусловленные различными обстоятельствами, неплановыми влияниями и трудно управляемыми воздействиями внешней среды. В результате реализации образовательного проекта (маршрута) выстраивается индивидуальная образовательная траектория, которая понимается как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» (А.В. Хуторской). Это процесс, идущий от ребенка, который находится в активном творческом состоянии и самодвижении при взаимодействии с окружающей действительностью.
Содержание ИОМ определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями, интересом и возможностями обучающегося (уровнем готовности к освоению программы) и его родителей в достижении необходимого образовательного результата, содержанием базовой образовательной программы «Успех».
Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе стратегии углубления материала и ускорения (увеличения темпа) развития. ИОМ обладает следующими характеристиками:
- обеспечение реализации права обучающегося и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата, направления деятельности;
- возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
- наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности одаренной личности;
- ориентация образовательного процесса на продуктивность и творчество, развитие индивидуальных особенностей одаренных детей и подростков.
Каждый участник образовательного процесса, и в первую очередь педагог, должен предвидеть результаты деятельности, выражающиеся в изменениях ребенка и его отношениях с окружающим миром. Прогноз, как правило, базируется на анализе данных, которые получены в ходе диагностики его обучаемости, обученности, подготовленности, воспитанности, а также материалов наблюдения за поведением, деятельностью.
Данный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающегося Ткачеву Валерию, направлен на личностное развитие и успешность, реализуется в рамках ДООП «Успех».
Диагностика проводится в соответствии с критериями: личностно-значимые музыкальные ориентации, мотивационный, когнитивный и поведенческий (операциональный) компоненты музыкально-эстетических вкусов, взглядов и убеждений обучающегося.
Аспектный анализ направлен на определение степени выраженности, на выявление степени сформированности компонентов музыкально-эстетических вкусов, взглядов и убеждений, уровень проявления художественно-творческих способностей: наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления.
Методы, используемые на этапе диагностики: наблюдение, практическое задание, анкетирование, исполнительская деятельность.
Валерия успешно проходит обучение в области детского эстрадного вокального искусства по ДООП «Фортуна», «Успех», является победителем учрежденческого вокального конкурса «Фонтан мелодий 2018, 2019» - дипломы 1 степени, Муниципального конкурса вокального искусства «Голос Удоры 2019» - диплом 3 степени, Муниципального вокального конкурса «Голоса юности 2020» - диплом 1 степени. В 2020-2021 учебном году Валерия включена в банк «Одаренные и талантливые дети ДДТ».
По результатам промежуточного педагогического контроля, проведенного педагогом по окончании 3-го года обучения по ДООП «Фортуна» (2019-2020 учебный год), Валерия показала высокий уровень развития структурных компонентов музыкальных способностей, вокально-хоровых навыков и умений, музыкально-творческой деятельности:
- ладово-регистровый мелодический и гармонический слух, адекватная энергичность мышечной координации при заданной скорости метрической организации музыки (в различных темпах, их сочетаниях);
- в освоении репертуара проявляет активность, внимательность, активно участвует в расшифровке мелодического и литературного текста музыкального произведения;
- верно исполняет слогоритм текста произведения, запоминание литературного и музыкального текста происходит в течение 2-х занятий, верное фонетическое произношение;
- развитый самоконтроль, выражающийся в анализе прозвучавшего музыкального произведения и способность исправить возможные ошибки в звучании мелодической и ритмической линии;
- оригинальность (необычность, новизна) отображаемого мыслеобраза, идеи;
- есть ощущение тонких, сложных оттенков и особенностей эмоционального содержания интонаций музыкального языка (чувствительность к мобильному изменению музыкального образа-размышления, чуткость реагирования как на кульминационно-определяющие аспекты музыкального языка, так и на динамичность разработочных элементов музыкального образа);
- активно использует средства музыкальной выразительности при воплощении музыкально-сценического образа: комплексное умение выразить содержание словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой;
- уверенность в своем решении, способность брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, решение;
- желание у ребенка участвовать в различных конкурсных и неконкурсных мероприятиях;
- всегда эмоциональные настрой на выполнения задания.
Цель: подготовка обучающегося к участию в конкурсах вокального мастерства различного уровня.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать устойчивый навык сольного вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, четкая и ясная артикуляция, чистое интонирование, ровность звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса при владении тембровыми и динамическими возможностями голоса, правильная певческая позиция);
- сформировать навык выразительного исполнения (сценическое воплощение) через раскрытие содержания и выявление стилистических особенностей произведения (фразировка, нюансировка, агогика, приемы вхождения в музыкальный образ, сценическая, мимическая выразительность, навык работы с микрофоном);
- сформировать первоначальные умения и навыки проектной деятельности;
Развивающие
- развить познавательные и творческие процессы: мышления, внимания, музыкальной памяти, воображения;
- развить исполнительские умения: петь достаточно чистым звуком, осмысленно и выразительно;
- развить умение держаться на сцене, презентовать свой опыт работы, свои достижения;
- развить умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
- сформировать презентационную компетенцию в сфере самостоятельной познавательной деятельности в ходе реализации индивидуального творческого проекта;
Воспитательные
- привить музыкальную потребность выражающуюся в творческой деятельности в вокальном искусстве;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность.
Объём ИОМ – общий объем рассчитан на 1 год обучения - 18 часов в год. Из них подготовка и реализация индивидуального творческого проекта осуществляется обучающимся самостоятельно, при консультации и поддержки педагога (внеаудиторные часы) – 9 часов в год.
Срок реализации 2020/21 учебный год.
Режим занятий. Обучающийся занимается во второй половине дня 1 раз в месяц. Занятие длится 40 минут (академический час). Формируется индивидуальное расписание обучающегося, которое утверждается руководителем учреждения.
Расписание составляется в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 (введёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Планируемые результаты освоения обучающимся ИОМ:
Предметные результаты:
- приобретёт навыки владения техникой сольного исполнительства:
Знать:
- будет знать изучаемый музыкальный материал, ориентироваться в нем, мелодию и текст песни, авторов;
Уметь:
- будет уметь петь произведение с любого места;
- будет уметь избавляться от мышечных и телесных зажимов: опыт правильной певческой позиции;
- будет уметь добывать знания, направленные на решение задач индивидуального творческого проекта;
Владеть:
- будет владеть навыком устойчивого певческого дыхания, вокально-интонационными навыками и ладовым чувством, целостным восприятием и интонированием музыкального произведения;
- будет владеть навыком выразительного исполнения: навыком сценического воплощения песни, приобретет концертный опыт сольного выступления;
- приобретёт опыт проектной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- будут сформированы умения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации (самоконтроль в процессе пения, прежде всего, позволяет выявить собственные ошибки и понять, над чем необходимо работать, чему уделить большее внимание);
- будут сформированы умения предвосхищать решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
- будут сформированы умения мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе публичного конкурсного выступления и во время подготовки;
- будут сформированы умения анализировать, формулировать учебные задачи как шаги достижения цели познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
- будет петь осознанно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- будет петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы, понимать композиционные особенности музыкальной речи;
- научится исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- приобретёт опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- научится задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- будет уметь слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли, владеть коммуникативной речью;
- будет сформирована компетенция в использовании информационно-коммуникационных технологий;
Личностные результаты:
- будет сформирован интерес и мотивация к музыкальному творчеству, стремление к вокально-творческому самовыражению и интерпретации (пение соло, участие в концертах и конкурсах),
- будут сформированы целеустремленность и настойчивость в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности (смыслообразование и самоопределение); дисциплинированность, внимательность, трудолюбивость и упорство в достижении поставленных целей.
Матрица взаимодействия с родителями
№ | Данные о родителях (ФИО, образование и др.) | Дата | Формы работы (собеседование, консультация, анкетирование и др.) | Результат |
1. | родитель | сентябрь | Собеседование: ознакомление с результатами диагностики. | Определение цели и содержания, прогнозируемых результатов работы по индивидуальному образовательному маршруту. |
2. | родитель | октябрь | Консультация: цели и задачи индивидуального творческого проекта. | Создание среды для взаимодействия. Приобщение родителя к познавательной деятельности ребенка (включение родителя в поиск решения поставленных задач) |
3. | родитель | ноябрь | Консультация | Обсуждение дизайна в соответствие требованиями художественного образа, проектирование и подготовка необходимого материала для видео записи на муниципальный конкурс. Генерирование идей и возможностей семьи в выборе вариантов сценического костюма. |
4 | родитель | декабрь, январь | Консультация | Координация работы ребенка над этапами индивидуального творческого проекта |
5 | родитель | февраль | Консультация | Обсуждение дизайна в соответствие требованиями художественного образа, проектирование и подготовка необходимого материала для видео записи на республиканский конкурс. Генерирование идей и возможностей семьи в выборе вариантов сценического костюма. |
6 | родитель | март, апрель | Консультация | Координация работы ребенка над этапами индивидуального творческого проекта. Подготовка участия в отчетном концерте ОИ «Успех». |
| родитель | май | Анкетирование | Изучение удовлетворенности родителя прохождения ИОМ |
№ | Наименование раздела | Количество часов (на одного обучающегося) | ||||||
1-го года обучения | Итого по ДООП | |||||||
ВСЕГО | Теория | Практика | ВСЕГО | Теория | Практика | |||
1 | Формирование вокальных умений и навыков | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | |
2 | Работа над репертуаром | 7.5 | 0.5 | 7 | 7.5 | 0.5 | 7 | |
3 | Концертно - исполнительская деятельность | 0.5 | - | 0.5 | 0.5 | - | 0.5 | |
4 | Индивидуальный творческий проект (самостоятельная работа (внеаудиторные часы)) | 9 | - | 9 | 9 | - | 9 | |
| Итого | 18 | 0.5 | 17.5 | 18 | 0.5 | 17.5 |
Содержание учебного плана. 1-й год обучения
№ /№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма, методы проведения занятия | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Раздел 1. Формирование вокальных умений и навыков | 1 | - | 1 | |
Упражнения на формирование вокальных умений и навыков: - воспроизведение действий по образцу; - использование усвоенных упражнений в новых условиях. | 1 | | 1 | вокально-тренировочные упражнения | |
2 | Раздел 2. Работа над репертуаром | 7.5 | 10.5 | 77 | практическое занятие, беседа, демонстрация – показ, прослушивание, вокально-тренировочные упражнения |
2.1. Аналитическая работа над произведением. | 0.5 | 0.5 | - | ||
2.2. Формирование навыков владения техникой сольного исполнительства: работа над музыкально-выразительными средствами исполнения (фразировка, характер звука, нюансировка, дикция и пр.), сценическое воплощение. | 7 | - |
| ||
3 | Раздел 3. Концертно – исполнительская деятельность | 0.5 | - | 0.5 | вокальный конкурс, фестиваль, отчетны й концерт объединения, тестирование |
| | | | ||
4 | Раздел 4. Индивидуальный творческий проект (внеаудиторные часы) | 9 | - | 9 | самостоятельная работа, защита-самопрезентация, защита проекта |
4.1. Индивидуальный творческий проект
| 9 | - | 9 | ||
Итого | 218 | 50.5 | 117.5 | |
Раздел 1. Формирование вокальных умений и навыков (1 ч.)
1.1. Упражнения на формирование вокальных умений и навыков
Практика (1 ч.)
- воспроизведение действий по образцу в целях их закрепления, работа в специальных упражнениях над певческим дыханием, выравниванием гласных (фонетическая работа), навыком резонирования и активностью работы артикуляционного аппарата;
- использование усвоенных упражнений и проработанных фонем в новых песнях в целях улучшения вокальной техники исполнительства.
Раздел 2. Работа над репертуаром (7 ч.)
Теория (0.5 ч.)
2.1. Аналитическая работа над произведением. Знакомство с произведением. Чтение с листа, проговаривание текста нараспев. Разбор жанра, характера, содержания произведения. Разбор драматургии номера, определение его идеи.
Практика (6.5 ч.)
2.2 Формирование навыков владения техникой сольного исполнительства: работа над музыкально-выразительными средствами исполнения (фразировка, характер звука, нюансировка, дикция и пр.), сценическое воплощение.
Разучивание песни, отработка отдельных мотивов – фразировка, ритмических сложностей, нюансов. Работу над деталями музыкального произведения, как темп, технические сложности, форма, а также отделка деталей в соответствии с задачами интерпретации произведения, конкретизации музыкального образа.
Работа над чистотой интонирования. Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха, слуховой контроль над интонированием по всей структуре произведения.
Работа над формированием вокальной позиции и свободы голоса, работа над созданием выразительного музыкального образа в песне.
Работа над сценическим образом, над развитием сценической свободы, над движением в песне, мимикой, жестами.
Работа над постановкой концертных номеров. Реализация индивидуального вокально-сценического образа, сценического имиджа. Создание убедительного, органичного художественного образа, подчеркивающего сильные стороны целостности восприятия того или иного музыкального произведения. Зримый облик вокалиста, его костюм, своеобразная игра, детали сценографического оформления номера. «Мелочи» сценического поведения и концертного костюма исполнителя. Выстраивание в единую интерпретацию, с конкретными требованиями к исполнительским движениям, к психомоторной координации юного музыканта
Пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно – тематического замысла произведения. Уметь сочетать пение с различными танцевальными движениями. Основные принципы поведения на сцене: творческая мобилизованность, умение действовать и это действие выразить пением, словом, мимикой, жестом, звуком, пластикой.
Работа с звукоусилительной аппаратурой. Работа с микрофоном: смело двигаться с микрофоном в руках, сохраняя правильное его положение.
Раздел 3. Концертно – исполнительская деятельность (0.5 ч.).
Практика (0.5 ч.) Сценический опыт на основе сольного репертуара. Участие обучающегося в концертах, фестивалях (конкурсная исполнительская деятельность).
Раздел 4. Самостоятельная работа (9 ч.)
Выполнение индивидуального творческого проекта при консультировании педагога:
| Этапы работы | Содержание | Сроки |
1 | Подготовительный | – проблематизация, определение темы, её важность и значимость (актуальность). - целеполагание. Работа по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты. | Сентябрь - октябрь |
2 | Планирование: | - определение и выбор предполагаемых способов поиска информации, ресурсы (средства, которые необходимо использовать для достижения цели); - определение формы представления результатов (что должно быть сделано). конкретная значимость результатов: познавательная, практическая; - порядок и сроки выполнения | Октябрь - ноябрь |
3 | Реализация плана | - создание проектного продукта: - оформление результатов, защита-презентация проекта. | Декабрь - апрель |
4 | Самооценка и рефлексия | - осмысление, сравнение с первоначальным замыслом, оценка своих достижений | Май |
Планирование участия обучающегося в конкурсных мероприятиях и в мероприятиях не носящих конкурсный характер.
№ | Название мероприятия /Концерта, конкурса, выставки, фестиваля, научно – практической конференции, акции, социальные проекты и т.д./ | Месяц |
Молодежный фестиваль современной коми песни «Койташ» | октябрь | |
Межрайонный детский фестиваль-конкурс исполнителей современной коми песни «Василек» | ноябрь | |
Районный фестиваль конкурс «Голос юности» | март | |
Учрежденческий конкурс художественно-эстетического (вокального) искусства «Фонтан мелодий» | февраль | |
Второй всероссийский фестиваль детской и юношеской песни «Безопасная дорога», посвященный 85-летию со дня образования службы Госавтоинспекции России | январь-март | |
Республиканский конкурс художественно-эстетического (вокального) творчества «Весенние ритмы» | март | |
Отчетный концерт ОИ «Успех», «Фортуна» | апрель-май | |
Районный фестиваль-конкурс песенного искусства «Дзоридза му» | апрель | |
Межрегиональный фестиваль-конкурс «Венок дружбы» | июнь | |
Социально-творческая деятельность | В течение года |
Заполняются запланированные (уже известные, ежегодно проводимые) мероприятия на учебный год, а также вносятся мероприятия по необходимости в течение учебного года (вне плана).
Репертуар 202202 учебный год:
№ | Название произведения | Автор музыки произведения | Автор текста произведения |
1. | Это просто война | Кропивский Г. | Кропивский Г. |
2. | Птица | Шульгин А. | Шульгин А. |
3. | Помни водитель | Русских И. | Русских И. |
4. | Облака | Ольханский А. | Олейник Е., Ольханский А. |
Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
Формы аттестации.
Диагностика эффективности образовательного процесса помогает выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для определения результативности прохождения ИОМ используются различные формы аттестации/контроля:
Наблюдение - целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности обучающегося в различных естественных условиях.
Практическое задание - это форма используется с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков.
Отчетный концерт, конкурсно - исполнительская деятельность, индивидуальный творческий проект - форма промежуточного, итогового контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания ИОМ, степени подготовленности к самостоятельной работе.
Система отслеживания результатов основана на оценочных материалах ДООП «Успех».
№ | Предмет оценивания | Формы и методы оценивания | Критерии оценивания | Показатели оценивания | Виды контроля/ аттестации |
1 | Исполнительская деятельность | Прослушивание, наблюдение (конкурс, фестиваль, отчетный концерт, иная исполнительская деятельность) | Критерии: воплощение содержания музыкального произведения. Сочетание танцевальных движений и вокала. Качество выступления (оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата). Вокальная техника (культура подачи звука). Правильность произнесения литературного текста (фонетико-фонетическая). Художественный образ (музыкально-образная выразительность). Умение и навыки работы с микрофоном. Уровень сформированности когнитивных качеств (интерпретация, соответствующая авторскому тексту и стилю, целостность формы, логичность фразировки, выразительность и образность; – уровень развития эмоционально-волевых качеств (степень готовности программы, стабильность, эмоциональная насыщенность исполнения; – уровень развития рефлексивных качеств (сосредоточенность на качестве звучания, устойчивость и переключаемость внимания); – уровень развития исполнительской техники (виртуозность исполнения, координированность движений). | Высокий Средний Допустимый | Текущий Итоговый |
2 | Опыт творческой деятельности и социальной активности | Наблюдение, прослушивание (концерт, конкурс, фестиваль, конференция, самопрезентация творческого проекта) | Принял участие, стал призером, победителем в мероприятиях различных уровней; устойчивость проявления художественно-творческих способностей, творческого воображения, фантазии, образного мышления. Представил творческий проект. | Высокий | Промежуточный |
Принял участие, стал призером в мероприятиях учрежденческого уровня Самостоятельное творчество проявляется слабо. Представил творческий проект. | Средний | ||||
Принял участие в мероприятиях объединения; самостоятельное творчество отсутствует. Не выполнил индивидуальный творческий проект. | Допустимый | ||||
3 | Творческий проект | Наблюдение, прослушивание (самопрезентация творческого проекта) | Проект полностью соответствует целям и задачам, определенным автором, причем выбранные и эффективно использованные средства приводят к созданию итогового продукта высокого качества. Содержит по-настоящему личностный подход к теме. Наличествует собственный интерес автора, энтузиазм, активное взаимодействие с участниками. Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта. | Высокий | Итоговый |
Выполненный проект соответствуют теме и задачам ,определенным автором, но итоговый продукт является недостаточно структуирован, оформлен. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода. | Средний | | |||
Не выполнил индивидуальный творческий проект. | Допустимый | |
Образовательные и учебные форматы (используемые в ИОМ формы, методы, приемы и педагогические технологии).
Основные формы проведения занятий. Классификация занятий, применяемых при обучении, исходя из дидактической функции:
Дидактическая функция | Вид занятия |
Изучение и усвоение нового материала | Показ педагога, беседа, инструктаж, рассказ, посещение концертов, мастер-классов |
Демонстрация знаний и способов действия | Мастер-класс, концерт, конкурс, фестиваль, |
Совершенствование способов действий и знаний | Репетиционные: практические занятия |
Контроль и коррекция способов действий и знаний | Промежуточные, итоговые, отчетные концерты |
Сочетание всех функций | Комбинированное |
Формы обучения подстраиваются под личность ребенка, его потребности. Для контроля и анализа, самоанализа выступлений обучающихся ведутся видеозаписи.
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающегося, для реализации ИОМ могут применяться различные методы обучения:
Основные группы методов | Отдельные методы |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | Словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические (упражнения), демонстрация вокальных приемов |
Творческие (креативные) методы | Импровизация, подбор ассоциаций, образов |
Методы мотивации и стимулирования | Методы эмоционального стимулирования, творческие задания, поощрения, наказания |
Методы контроля и коррекции | Наблюдение, взаимопроверка, самопроверка, рецензия, рефлексия (видеосъемка для анализа) |
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
Словесные | Наглядные | Практические |
устное изложение | показ видеоматериалов, презентаций | тренинг |
беседа | показ педагогом приёмов исполнения | вокально-тренировочные упражнения |
объяснение | работа по образцу | |
анализ текста, структуры музыкального произведения | | |
Формы деятельности педагога на различных этапах реализации ИОМ.
Этапы реализации | Формы и способы деятельности педагога | Практический выход |
Диагностический (предварительный) | Проведение мониторинга: анкетирования, наблюдение, контрольные мероприятия. | Материал для исследования и планирования дальнейшей работы |
Аналитико-исследовательский (предварительный) | Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения. Выявление успешности обучения обучающихся. | Информация об индивидуальных особенностях обучающихся, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ) |
Организационно – проектировочный (подготовительный) | Поиск путей педагогической поддержки. Определение задач, темы, репертуара. Выбор форм и способов работы. Сроки. Составление ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) обучающегося. | ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) |
Деятельностный (основной) | Работа по ИОМ обучающегося с целью его развития и поддержки. | Развитие и поддержка творческой одаренности учащегося. |
Итоговый | Анализ работы по ИОМ. Определение перспектив для дальнейшей корректировки работы. |
Педагогические технологии, используемые при реализации ИОМ
Технология, метод, прием | Образовательные события | Результат |
1 | 2 | 3 |
Методы личностно-ориентированного обучения (дифференциация и индивидуализация) | Осуществляется свободный выбор ребенком вида занятий и педагога. Это обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Педагог на всех этапах выполняет рефлексию, обнаруживает затруднения и их причины. Применяются разнообразные формы, методы и приемы, повышающие степень активности детей: сцендвижение, постановка творческого номера, участие в конкурсах, концертах, социальная деятельность, культурно-массовых мероприятиях МУ ДО «ДДТ» пгт. Усогорск. Сочетание репродуктивных и продуктивных форм. | Максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Оценка своих возможностей, их оценка. Становление и развитие личностных качеств ребенка: интеллекта, эмоций, художественных способностей – научатся творческому воображению и воплощению. Воспитание саморегуляция голосового аппарата певца – естественное движение организма к естественному физиологическому звучанию голоса. Самоконтроль – осознание и оценка собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль в процессе пения, позволяет выявить собственные ошибки и понять, над чем необходимо работать, чему уделить большее внимание. Выработка системного подхода к процессу формирования вокальных навыков и сценических. |
Информационно–коммуникационная | Использование совокупности методов, программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, с целью самостоятельной практической подготовки и реализации творческого проекта. | Овладение навыками применения в деятельности аудиовизуальных коммуникаций. Развитие познавательной деятельности, коммуникативных навыков и повышение уровня умения работать с информацией различных источников. Повысился уровень умений работать с информацией из различных источников, уровень понимания важности и необходимости собственной образованности. |
Технология обучения проектной деятельности | Образовательная технология. Предполагающая поисковую, аналитическую познавательную деятельность по различным источникам при контроле и консультировании педагога. | Развитие познавательных навыков, умения самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического мышления. Формирование музыкального мышления, умения осознанно использовать музыкальные и сценические средства выразительности. Развитие способности разрабатывать эскизы, модели, воплощать свои творческие идеи, замыслы (костюмы, сценическая постановка). Самооценка. Формирование мотивации, потребности к музыкально-творческой деятельности. Создание ситуации сопричастности к истории и культуре своей страны. Приобретение недостающих знаний из разных источников; получит умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; получит развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, анализа, построения гипотез, общения); развитие критического мышления. Приобретет презентационную компетенцию. |
Обоснование соответствия целей, содержания и образовательных результатов.
Применение выбранных педагогических технологий и методов, согласованность поставленных задач с разработкой анализа прогнозируемых результатов предполагают успешное обучение обучающегося.
Подбирая репертуар, я учитываю доступность к пониманию и детскому исполнению, разнообразность, а также исходя из интересов и желаний детей, значимых дат и событий учебного года, требований положений конкурсов.
Участие детей в концертно-конкурсной деятельности обогащает их опыт, расширяет возможности демонстрации достижений, позволяет увидеть и оценить творчество других участников, создаёт стимул для творческого роста. Получая признание друзей, родителей, педагогов, оценку жюри, дети стремятся совершенствовать свои знания и умения, получают «ситуацию успеха», осуществляют творческую самореализацию
Материально-техническое обеспечение ИОМ
Условия реализации программы:
ИОМ реализуется на базе МУДО «Дом детского творчества»
Организационно-технические условия.
Учебное оборудование кабинета должно включать:
- комплект мебели;
- инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий: мультимедийная установка, компьютер, звукоусилительная аппаратура, интернет ресурсы;
- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон)
- комплект сценических костюмов.
Акимова, М. К., Козлова, В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход [Текст] / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Знание, 1992.
Байбородова, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в системе дополнительного образования [Текст] : учебное пособие / Л. В. Байбородова, В. В. Белкина, И. Г. Харисова ; под ред. Л. В. Байбородовой, А. В. Золотаревой. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. – 410 с.
Будаева Н.А. Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута: Методическое пособие./ Н. А. Будаева. - Усть-Кут, 2015г., стр.27
Вариативные модели тьюторского сопровождения развития одаренного ребенка в условиях взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования [Текст] : методические рекомендации / под. ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль : Издво ЯГПУ, 2013. – 215 с.
Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. – М. : Музыка, 2000. – 368 с.
Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.17-24.
Копылова А.В. Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики/ А.В.Копылова. - М.:Тач Маркетинг, 2004. - 279 с: ил.
Кочергина Г.Д. Индивидуальный маршрут в дополнительном образовании и внеурочной деятельности//Моделирование персонифицированной системы воспитания в условиях общего и дополнительного образования.- Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. – С.89-114.
Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника [Текст] : методический конструктор, модели, анализ / М. А. Кунаш. - Волгоград : Учитель, 2013. - 170 с. : ил., табл.
Организация проектной деятельности с учащимися: методические рекомендации/ В.А. Максименко. – Сыктывкар: ГАУДО РК «РЦДО», 2015. – 26 с.
Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие [Текст] / В. И. Петрушин. – М. : Владос, 1997. – 381 с.
Психология одарённости детей и подростков: Сборник / Под ред. Н.С.Лейтеса. М., 2011.
Психология музыкальных способностей / Проф. Б. М. Теплов, действ. чл. АПН РСФСР ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1947 (Л. : 2-я ф-ка дет. книги Детгиза). - 335 с. : нот.; 22 см.
Романова, Л. В. Школа эстрадного пения : учеб. Пособие [Текст] / Л.В. Романова. – СПб. : Лань ; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. – 40 с.
Русских, Г. А. Технология уровневой дифференциации в практике работы учителя: Методические рекомендации [Текст] / Г. А. Русских. - Киров, 2001.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособия [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
Семенченко, Е. В. Практические занятия по эстрадному вокалу с учащимися в системе дополнительного образования : метод. рекомендации / Е. В. Семенченко. – Краснодар : КГИК, 2016. – 52 с.
Сутеева И.В. Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающегося // Ярославский педагогический вестник. – 2012- № 4 – Том II. – С. 217-221.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А. В. Хуторской. - Москва. : ВЛАДОС, 2000. - 319 с.
Шамина, Л.В. Основы музыкально-певческой педагогики: учеб. пособие / Л.В. Шамина. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2010. – 200 с.
Индивидуальные маршруты учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов [Текст] : педагогическое сопровождение / автор-составитель В. Р. Шаяхметова. - Волгоград : Учитель, cop. 2017. - 71 с.
Я иду на урок. Хрестоматия игровых приемов обучения : Кн. для учителя / В. М. Букатов, А. П. Ершова. - М. : Первое сентября, 2002. - 220 с.
Интернет-ресурсы:
Вохменцева Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 58-65. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/ (дата обращения: 25.12.2020).
Психолого-педагогическое сопровождение: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 363 с. — (Профессиональное образование). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://studme.org/191790/pedagogika/dopolnitelnoe_obrazovanie_detey_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie (дата обращения 20.12.2020)
26