12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Кацуба35

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5«Огонёк» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Туринского городского округа











ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

слабослышащего ребенка с задержкой психического развития

(ЗПР, первый уровень речевого развития),

посещающего разновозрастную группу

компенсирующей направленности

на 2020-2021 учебный год









Составила:

учитель-логопед,

учитель – дефектолог

Кацуба Н.Е.











г. Туринск, 2020 г.



Общие сведения о ребенке

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения, возраст на момент составления ИОМ:

15.10.2016г.р.

Полных лет: 3 года 11 месяцев

Заключение ПМПК:

Специальные методы обучения в соответствии с программой.

Учитель – дефектолог ( сурдопедагог): формирование и развитие слухового и слухозрительного восприятия, речевого слуха, понимания обращенной речи, накопление и активизация словаря, формирование простой фразы.

заключения ПМПК, дата выдачи:

ПМПК №200120 от 20.05.2020г.

Рекомендованная ПМПК программа обучения:

АОП для слабослышащих обучающихся с учётом психофизических особенностей обучающегося с ЗПР.

Наличие инвалидности (да/нет): Имеется

ИПРА№545.8.66/2016 к протоколу проведения МСЭ № 956.8.66/2016

от 05.02.2016г. ( проведена кохлеарная имплантация)

Соматические заболевания (если имеются, то какие): не имеется.



Целевые ориентиры в работе со слабослышащим ребенком с ЗПР, имеющим первый уровень речевого развития

В итоге коррекционно-логопедической работы за 2020-2021 учебный год ребенок с ЗПР с первым уровнем речевого развития должен научиться:

реагировать на неречевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука;

различать на слух звучание игрушек при выборе из 2—3;

различать на слух и воспроизводить длительность звучания;

различать на слух и воспроизводить темп звучания (движения с игрушкой и без нее соответствующего темпа с одновременным произнесением слогов, быстрые и медленные произнесения слогосочетаний без движений) ;

различать и опознавать на слух звукоподражания, лепетные и полные слова;

фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [м], [т], [л`], [н]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);

тихое и громкое произнесение слогов;

самостоятельно произносить звукоподражания, лепетные и полные слова слитно, в темпе, близком к естественному, с соблюдением словесного ударения, норм орфоэпии; примерный речевой материал: мама, папа, Катя, Ваня, ляля, дядя и т. д.


В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребенка расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.




Направления коррекционно-логопедической работы

Со слабослышащим ребенком с ЗПР, имеющим первый уровень речевого развития

на 2020-2021 учебный год:

Преодоление неречевого и речевого негативизма;

Формирование произвольного слухового внимания;

3.Формирование произвольного зрительного восприятия, внимания, памяти;

4. Формирование мыслительных операций;

5. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

6.Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур;

7. Формирование импрессивной речи;

8.Развитие активного словаря (Формирование предметного словаря экспрессивной речи);

9. Обучение произношению гласных звуков первого ряда и согласных звуков;

На подготовительном этапе работы со слабослышащим ребенком с ЗПР (первый уровень речевого развития) – в первый период обучения (сентябрь-ноябрь) ведется работа только по 1-7 направлениям развития. Со второго периода обучения начинается работа по всем 9 направлениям коррекционно-логопедического воздействия.

Со слабослышащим ребенком с задержкой психического развития с первым уровнем речевого развития учитель-логопед в течение года проводит 5 занятий в неделю по 12 – 15 минут. Итого за 2020-2021 учебный год учитель-логопед проводит 170 индивидуальных занятий с данным ребенком. У ребенка очень сложный речевой дефект, поэтому включение данного ребенка в подгруппы не предусмотрено. С ним ведется только индивидуальная работа.

Перспективный план работы по периодам

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Сентябрь – ноябрь 2020 г.

54 занятий, по 5 занятий в неделю, начиная с 15 сентября

Направления работы

Пути преодоления нарушений

Преодоление неречевого и речевого негативизма


1.Установление контакта с ребенком.

2.Повышение эмоционального тонуса ребенка.

3.Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок».

4.Воспитание у ребенка уверенности в своих силах.

5.Формирование его интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

Формирование мыслительных операций

1.Обучение ребенка умению получать новые сведения об объекте в процессе использования не только знакомых, но и новых способов действия.

2.Развитие произвольности, опосредованности, восприятия, пространственных отношений, способности создавать целое из частей.

3.Формирование операции анализа и обучение способам ее реализации в деятельности.

Формирование произвольного слухового восприятия

Находить источник звука (из 2 – 3 звучащих игрушек);

Учить реагировать на речевые и неречевые сигналы;

Учить сочетать движение со звуком.



Формирование произвольного зрительного восприятия, внимания, памяти

1.Привлечение внимания ребенка к предметам.

2. Рассматривание предметов: обучение фиксации взгляда на объекте, активному восприятию.

3. Знакомство с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет).

4.Развитие стереогноза.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики

1.Обогащение двигательного опыта ребенка в процессе упражнений в ходьбе, беге, прыжках, в действиях с предметами.

2.Развитие праксиса позы (по подражанию и самостоятельно).

3.Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме; удержание двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений.


Развитие импрессивной речи

1.Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредоточиваться на восприятии речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

2.Совершенствование понимания речи на основе восприятия названий предметов, подкрепленных указанием на предмет.


Формирование фонетической стороны речи

1.Развитие элементарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У], [И], [О], [Э] и согласными [П], [М], [Б] звуками (без их дифференциации на мягкие и твердые, глухие и звонкие).

2.Обучение ребенка узнавать и воспроизводить гласные на основе восприятия их беззвучной артикуляции.

3.Развитие фонематического восприятия.

4.Формирование умения различать контрастные гласные ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]) и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых слогах (по участию мягкого неба [М — Б],

Коррекция ИОМ после первого периода обучения

(при необходимости)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Декабрь – февраль 2020-2021

55 занятий, по 5 занятий в неделю

Направления работы

Пути преодоления нарушений

Преодоление неречевого и речевого негативизма


1.Повышение эмоционального тонуса ребенка.

2.Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок».

3.Воспитание у ребенка уверенности в своих силах.

4.Формирование интереса ребенка к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

Формирование мыслительных операций

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков

1.Развитие способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа (разобрать и собрать двух (четырех) составную матрешку, пирамиды из четырех (шести) колец; игры с конструктором, настольно-печатные игры типа «Найди такую же картинку» и т. п.).

2.Формирование операций анализа и синтеза в различных по трудности условиях идентификации и моделирования.

3.Развитие наглядно-действенного мышления, комбинаторных способностей, способности соотнесения части и целого и их пространственной организации на предметном уровне.

4.Развитие умения оперировать предметами и образами (складывание фигурок или картинок из двух, трех, четырех частей, разрезанных по вертикали и горизонтали; конструктивные игры и т. п.).

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков

1.Формирование элементарных понятий о величине предметов и ее параметрах (большой, маленький).

2.Различение предметов по величине и параметрам: противопоставление по принципу «такой —не такой»; выбор предметов, одинаковых по величине и ее параметрам из группы однородных;

3.Практическое знакомство с объемными и плоскостными геометрическими фигурами и формами предметов (круг, квадрат, треугольник). Их различение в процессе сопоставления, сравнения (противопоставление предметов по форме по принципу «такой —не такой», различение предметов контрастных по форме).

4.Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука.


Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков

1.Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

2.Формирование кинестетической основы движений пальцев рук при зрительном восприятии (упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо»).

3.Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором; составление узоров из крупной и мелкой мозаики; изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек; складывание разрезных картинок.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков.

1.Прохлопывание простого ритма по подражанию.

2.Развитие слухового внимания и слуховой памяти на материале из двух - трех ритмических сигналов.




Развитие импрессивной речи

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков.

1.Дальнейшее развитие предметного словаря.

2.Уточнение значений слов.

4. Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению прилагательных (большой — маленький).

5. Учить различать и опознавать на слух звукоподражания, лепетные и полные слова по темам: «Семья», «Продукты питания», «Животные», «Игрушки», «Части тела».

Развитие активного словаря (Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи)

Воспроизводить звукоподражания, лепетные и полные слова по темам: «Семья», «Продукты питания», «Животные», «Игрушки» (примерный речевой материал: у_ (теплоход), в_(самолет), прр—(лошадка), пипипи (птичка), му_(корова), мяу (кот), кококо (курица), ав-ав-ав (собака), туту (поезд), биби (машина), ляля, утя.

Формирование фонетической стороны речи

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков

1.Формирование у ребенка звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих из открытых слогов в следующей последовательности: с ударением на гласные звуки:[А] (мама, зайчик, банка, мука, река, мак), [У] (муха, кукла, утка, иду, веду, суп)

2.Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание).

Коррекция ИОМ после второго периода обучения

(при необходимости)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Март – май 2021

60 занятиё, по 5 занятий в неделю

Направления работы

Пути преодоления нарушений

Преодоление неречевого и речевого негативизма


1.Повышение эмоционального тонуса ребенка.

2.Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок».

3.Воспитание у ребенка уверенности в своих силах.

4.Формирование его интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

Формирование мыслительных операций

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков.

1. Формирование операций сравнения, обобщения, классификации.

2.Развитие способностей мысленного сопоставления объектов, установления сходства или различия предметов по каким-либо признакам, объединение предметов и явлений действительности в группу по общему признаку, распределение предметов по группам.

3.Формирование способности на основе анализа и синтеза делать простейшие обобщения (игры в лото, «Парные картинки»).

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков.

1Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков.

2.Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий —тихий), с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний.

3.Воспитание слухового внимания к речи.

4.Развитие основных функциональных уровней памяти: от простого (узнавание) к более сложному (воспроизведению).

5.Расширение круга узнаваемых предметов на основе сформированных зрительных и слуховых представлений.

6.Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.

7.Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения: запоминание и воспроизведение последовательности и количества предметов (2-3), картинок, запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (двух), звукоподражаний (двух) и т. п.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков.

1. Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию («Крокодил» —широко открыть рот, «Веселый Петрушка» —растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» —вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» —высунуть язык вперед).

2.Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков.

1. Развитие чувства ритма в ритмических («Смотри и делай вместе со мной», «Слушай и делай вместе со мной», «Посмотри и сделай, как я», «Послушай и сделай, как я») и музыкально-ритмических играх («Мишки бегают», «Кормим петушка», «Птичка летает», «Мишки ходят» и др.).

Развитие импрессивной речи

1.Развитие понимания названий предметов;

2.Формирование понимания действий, выраженных повелительным наклонением ( «Дай», «На», «Иди», «Спи»).

3. Совершенствование понимания речи на основе восприятия целостных словосочетаний, подкрепленных действием («Где кукла», «Дай мячик» и т.д.

Развитие активного словаря (Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи)

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков.

Расширение, активизация и уточнение словаря: слов-действий; слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Одежда», «Животные», «Посуда».

Формирование фонетической стороны речи

Отработка и совершенствование ранее сформированных умений и навыков.

1. Формирование умения различать близкие по месту образования [П — Т], [Т — К], [М — Н]).

1.Обучение произнесению слогов с одновременным отхлопыванием и договариванием слов (ка-ка , бы-бы , ха-ха-ха; га-га-га.

2.Обучение воспроизведению слоговой структуры двусложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов с одновременным отхлопыванием.

3. Развитие у ребенка творческой инициативы интонационного «окрашивания» речи (произвольной выразительности_.


ИТОГИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

за 2020-2021 учебный год

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.