Индивидуальный образовательный маршрут при подготовке команды к соревнованиям по морскому многоборью

3
0
Материал опубликован 15 February 2021

УДК 374.1

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОМАНДЫ К СОРЕВНОВАНИЯМ

ПО МОРСКОМУ МНОГОБОРЬЮ

Л.А. Акимова, методист

М.А. Майорова, педагог дополнительного образования

yar.dmc@mail.ru


Аннотация: Одним из видов мониторинга образовательных результатов обучающихся по программам морской направленности являются соревнования по морскому многоборью в рамках Слетов юных моряков, на которых ученики  могут показать динамику развития своих компетенций и в полной мере окунуться в мир морских профессий. С одной стороны, реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы не позволяет в достаточной мере уделять внимание одаренным детям обучающимся, которые отбираются в команду. С другой стороны, у педагогов нет возможности заниматься дополнительно с такими детьми для подготовки к соревнованиям. Доказывается, что индивидуальный образовательный маршрут можно и нужно использовать при работе с группой одаренных обучающихся.

Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, одаренные обучающиеся, командные соревнования, образовательная программа, маршрут, индивидуальный подход.


INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE IN THE PREPARATION OF THE TEAM TO THE MARITIME DECATHLON

L. A. Akimova, methodist

M. A. Mayorova, teacher of additional education

yar.dmc@mail.ru


Abstract: One of the types of monitoring of the educational outcomes of students on programmes of the Maritime orientation are competitions on a marine all-around within the gatherings of young sailors, in which students can show the dynamics of the development of their competencies and to fully plunge into the world of Maritime professions. On the one hand, the implementation of an additional General educational program does not allow sufficient attention to gifted children of students who are selected to the team. On the other hand, teachers do not have the opportunity to engage with such children to prepare for the competition. It is proved that the individual educational route can and should be used when working with a group of gifted students

Key words: individual educational route, gifted students, team competitions, educational program, route, individual approach.


В настоящее время огромное внимание педагоги уделяют вопросу повышения качества и уровня знаний обучающихся путем применения на занятиях новых методик, технологий и способов. Одним из таких инструментов является индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) – это неотъемлемая часть образовательной системы, особый способ индивидуального освоения образовательной программы.  В сфере дополнительного образования ИОМ позволяет сориентировать и направить обучающегося на получение и освоение новых компетенций или закрепить и усовершенствовать уже существующие, если, например, существует ряд факторов, осложняющих усвоение материала (замкнутость, неуверенность в своих силах) или, напротив, великолепная способность к усвоению материала. Являясь, по сути, проектом, создаваемым для активизации образовательного процесса по желанию (замыслу) ребенка, этот способ направлен на реализацию личностно-ориентированного обучения. 

В своей педагогической деятельности мы опираемся на следующие определения индивидуального образовательного маршрута:

  • ИОМ – замысел обучающегося относительно его собственного продвижения в образовании; проект, который конкретизирует образовательную программу и планы обучающегося и представляет собой определение этапов, которые он предполагает целенаправленно пройти сам, совместно с педагогами или при их поддержке [1];
  • ИОМ – это движение в образовательном пространстве, создаваемое для обучающегося при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей его развития [2].

Возникает ощущение, что ИОМ должен создаваться только для одного обучающегося. На деле довольно часто требуется индивидуальный подход к 2 и более обучающимся одновременно. Их запросы и потребности зачастую содержат много общего, иногда почти полностью совпадают. Возникают вопросы: «Стоит ли создавать ИОМ для каждого? Есть ли в этом смысл?». В данном случае замысел обучающегося можно выявить, например,  мозговым штурмом группы детей, для которых мы планируем разработать маршрут. А дальше создается проект, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого обучающегося, но реализация проекта групповая.

Применение ИОМ целесообразно в различных направлениях и одно из них – ИОМ одарённого обучающегося.

Необходимость работы  с группой одаренных детей чаще всего возникает при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, одной из цели которых является подготовка обучающихся к командным соревнованиям.

В частности, в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Ярославский детский морской центр им. Ф.Ф. Ушакова» (далее – Детский морской центр)  ИОМ применяется при подготовке команды к соревнованиям по морскому многоборью.

Морское многоборье – это особый вид состязаний, сочетающий в себе оздоровительную, интеллектуальную, развивающую и профориентационную функции. Участие в подобных мероприятиях позволяет обучающимся оценить свои силы (а педагогам провести мониторинг образовательной деятельности), «увидеть» свои результаты и осознать для чего они так долго и старательно занимались.

Итак, остановимся подробнее на «механизме» создания и воплощения ИОМ при подготовке юных моряков к соревнованиям по морскому многоборью:

  1. Изучение положения соревнования по морскому многоборью (виды соревнований и критерии оценивания их результатов);
  2. Набор обучающиеся в команду одной (разных) возрастных групп;
  3. изучение членами команды под руководством педагога (или нескольких педагогов)  положения, обсуждение своих возможностей и принятие решения о том, как будут проходить тренировочные занятия; проведение самоанализа, выделение «проблемных зон», в том числе, дисциплины, требующей особого внимания;
  4. разработка ИОМ, календарно-тематического плана обучающимися совместно с педагогом с учетом поставленных целей (прил. 1);
  5. реализация ИОМ;
  6. анализ проделанной работы на собрании все участников ИОМ после проведения соревнований (достижение цели, качество проделанной работы).

Цель ИОМ в данном случае – подготовить команду к выступлению на соревнованиях по морскому многоборью.

Задачи:

  1. обучающая: совершенствовать практические навыки и систематизировать теоретические знания обучающихся, необходимые для достижения ими высоких результатов на соревнованиях по морскому многоборью;
  2. развивающая: развивать навыки, необходимые для достижения высоких личностных результатов в морском многоборье;
  3. воспитательные:
    • формировать умение работать в коллективе и чувство личной ответственности за командный результат;
    • формировать навыки самоанализа и формулирования своих целей для дальнейшего развития.

Обычно срок реализации данного  ИОМ составляет от 2 до 4 недель (от 12 до 24 часов). Диагностика результатов проводится в 3 этапа: начальная, промежуточная и итоговая (таб. 1):

таблица 1

Диагностика результатов реализации ИОМ






п/п







Фамилия, имя

Такелаж

Визуальная сигнализация

Знание устройства шлюпки

Разборка-сборка

АК-74

На начало периода

В середине периода

На конец периода

На начало периода

В середине периода

На конец периода

На начало периода

В середине периода

На конец периода

На начало периода

В середине периода

На конец периода




























При составлении календарно-тематического планирования часы, которые отводятся на определенные дисциплины, распределяются с учетом индивидуальных особенностей участников команды. Именно на этом этапе разработки  и происходит индивидуализация, столь необходима для того, чтобы данный проект назывался индивидуальным образовательным маршрутом.

В Детском морском центре разработаны 3 цикличные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по изучению морского дела, являющиеся единым целым. Практические занятия занимают большую часть учебного времени. Таким образом, реализация ИОМ проходит в рамках образовательного процесса и не требует введения дополнительных занятий. В случае реализации ИОМ несколькими педагогами проводятся интегрированные занятия.

Пример: До осени 2016 года мы готовились к соревнованиям в рамках учебного процесса без использования индивидуально-образовательных маршрутов. Возникала сложность в организации дополнительных тренировочных занятий, т.к. мы ограничены расписанием.

В сентябре 2016 года на базе Детского морского центра государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» (сокр. – ГАУ ДПО ЯО ИРО) организовал курсы повышения квалификации по программе «Индивидуальный образовательный маршрут в дополнительном образовании детей», на которых обучились все педагоги дополнительного образования нашего центра. Это позволило нам усовершенствовать работу по подготовке команд к соревнованиям.

Введение ИОМ решило сразу несколько проблем:

  • Где взять время для дополнительных занятий?
  • Как оплатить педагогам занятия вне расписания?
  • Как повысить мотивацию обучающихся к получению качественных результатов образования?

В течение последних учебных лет написано несколько ИОМ для подготовки обучающихся к соревнованиям различного уровня, которые апробировались и корректировались после анализа реализации ИОМ. Мониторинг результатов соревнований показал целесообразность применения данной технологии.

         В июне 2017 года команда нашего центра заняла почетное первое место на Международных соревнованиях по морскому многоборью в г. Нарва (Эстония), что доказало эффективность применения ИОМ. Далее последовала череда 1 и 2 мест на соревнованиях международного и всероссийского уровней.

 В настоящее время в нашем центре ИОМ является удобным и продуктивным инструментом работы с одаренными обучающимися, в рамках реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, которые дают возможность принимать участие в командных соревнованиях.  

Библиографический список

  1. Байбородова, Л.В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка [Текст]: монография / Л.В. Байбородова, А.В. Золотарева, Л.Н. Серебренников. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени. К. Д. Ушинского, 2009. – 171 с.
  2. Лекомцева, Е.Н. Варианты организации индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка [Текст] / Е.Н. Лекомцева // Материалы 9 международной научно-практической конференции «Образование и наука без границ (7-5 декабря 2013 года). – Варшава, 2013. – С.19-24

Приложение 1

Структура индивидуального образовательного маршрута

для подготовки одаренных обучающихся

к командным соревнованиям по морскому многоборью

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
    • Важно охарактеризовать членов команды с указанием их запросов на подготовку к соревнованиям (посыл)
    • Нормативно-правовая база
    • Цель индивидуального образовательного маршрута
    • Задачи индивидуального образовательного маршрута (обучающие, развивающие, воспитательные)
    • Форма реализации: часов в неделю,  всего часов
    • Формы проведения занятий
    • Планируемые  результаты
  3. Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1









Всего




  1. Содержание

Тема I.  ____________________(    ч)

Теория (  ч):

Практика (  ч):

  1. Мониторинг образовательных результатов (диагностика);
Комментарии
Комментариев пока нет.